Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 09:10, дипломная работа
Актуальность исследования и значение выбранной темы. Эффективное управление является основной задачей любого менеджера, особенно, когда речь идет о рыночных условиях существования фирмы. Управление предприятием предполагает определение целей деятельности – что является на сегодняшний день весьма большой проблемой для руководителей и владельцев. Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении.
Введение
Актуальность исследования и значение выбранной темы. Эффективное управление является основной задачей любого менеджера, особенно, когда речь идет о рыночных условиях существования фирмы. Управление предприятием предполагает определение целей деятельности – что является на сегодняшний день весьма большой проблемой для руководителей и владельцев.
Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация — это объединение людей, преследующих определенные цели.
Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.
Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть управления.
Наличие у компании своей миссии и стратегии становится у нас уже не столько имиджевым ходом, сколько ресурсом управления. Сотрудники лишь тогда по-настоящему преданы фирме, когда гордятся своей работой и тем местом, которое занимает их компания в обществе.
Многим людям тягостно осознание того, что работают они просто ради получения денег. Они жаждут заниматься полезным делом и зарабатывать на этом деньги. Однако руководство компании зачастую только тогда осознает необходимость выработки ее миссии и стратегии, когда становится ясно, что люди работают с меньшим энтузиазмом и доходность бизнеса падает.
Различные аспекты данной проблемы применительно к сфере работы организаций разработаны в настоящее время крайне недостаточно. Это приводит к резким различиям в подходах к методике выработки миссии и целей организации. В то же время можно обнаружить и ряд основополагающих моментов, которые дают возможность говорить и о некоторых обобщенных принципах формулирования миссии. Необходимость формулирования миссии и постановки целей организации для ее успешного функционирования и обусловливает чрезвычайную актуальность рассматриваемой проблемы. Это в равной степени касается как теоретических, так и практических аспектов творческой деятельности работников высшего руководства организаций, оказывающих комплексные услуги, в плане более эффективного управления ими.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является разработка теоретических и методических аспектов совершенствования разработки миссии организации и ее целей.
В соответствии с данной целью в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
Объектом исследования стала система целей компании «Ultra» и основные аспекты ее совершенствования.
Теоретической и методической основой дипломной работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам стратегического менеджмента. В ходе исследований автор использовал некоторые данные организации. При решении поставленных в работе задач были использованы методы логического анализа, методы экспертных оценок и другие.
Научная новизна работы заключается в следующем:
Практическая значимость работы. Использование методических положений и практических рекомендаций, изложенных в дипломной работе, практикующими менеджерами позволит им на более высоком уровне решать многочисленные и сложные проблемы формулирования и совершенствования миссии и целей организации.
Объем и структура дипломной работы. Дипломная работа построена в соответствии с целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена теоретическому осмыслению понятий «миссия», «цели», «система целей» и др.; вторая – практическому анализу миссии в конкретной организации – компании «Ultra» и построению системы целей; третья глава содержит некоторые рекомендации по написанию миссии для компании «Ultra». Работа написана на 91 странице, список использованной литературы насчитывает 36 источников.
Глава 1. Роль и значение миссии и целей организации
Люди
создают организации для того,
чтобы с их помощью решать свои
проблемы. Это значит, что с самого
начала организации имеют определённую
целевую ориентацию. Далее, люди входят
в организацию для того, чтобы
за счёт этого получать для себя
определённый результат. И это также
придаёт организации
Среди систем, создаваемых людьми, можно выделить особую категорию так называемых целеустремленных систем. Это такие системы, которые содержат в себе в качестве своих компонентов людей. С точки зрения анализа целей такие системы представляют собой особо сложные объекты.
Рассмотрим в качестве иллюстрации эволюцию взглядов западного общества на предприятие.
До первой мировой войны любое
предприятие рассматривалось
После первой мировой войны многие социальные, политические, экономические процессы, происходившие в западном обществе, заставили новыми глазами взглянуть на предприятие. Пришло осознание того, что оно представляет собой скорее организм, нежели механизм, т.е. такой объект, такую систему, которая обладает собственными законами развития, такими, например, как рост, выживание, наличие взаимодополняющих органов, необходимость интеллектуального руководящего органа. Это был период, когда интенсивно рос и развивался управленческий слой на предприятиях - менеджмент.
И, наконец, процессы ряда последних десятилетий, особенно после второй мировой войны, привели западный мир к представлениям о предприятии как организации в широком социальном смысле этого слова, т.е. добровольном объединении собственников и работников, являющихся носителями индивидуальных целей. Поэтому цель современного предприятия не может быть сведена, как выше уже отмечалось, к получению максимальной прибыли; цель современного предприятия представляет собой сумму целей всех его работников, собственников, потребителей и, строго говоря, всех остальных субъектов общества, как-то связанных с ним.
Чтобы отличать цели человеко-содержащих систем от любых иных следует все системы разделить на два класса - механические и органические системы. Механические системы могут быть построены в значительной мере по произволу их создателей; они обладают раз и навсегда заданными извне свойствами и собственных целей не имеют. А органические системы по аналогии с живыми, биологическими организмами обладают способностью к сознательному изменению, к саморазвитию. Такие системы создают недостающие им органы, средства для достижения своих целей. Если руководство предприятия создает условия для его развития, то такое предприятие способно выжить в современных экономических условиях и добиться определенного успеха. Это является следствием того, что предприятие становится открытой системой за счет отражения в целях его работников окружающего мира, его меняющихся идей, ценностей и интересов. Если же пытаться строить предприятие по законам функционирования механизмов, то такое предприятие не может стать ничем большим, чем механизмом, обреченным на умирание в условиях современного рынка, становясь закрытой системой, нежизнеспособной и деградирующей.
Как следует из определения организаций, среди всех компонентов ее внутренней структуры цели занимают особое место, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать сколько-нибудь продолжительное время. Вместе с тем цели - один из наиболее спорных моментов в понимании организации. Одни ученые считают, что цели необходимы при анализе организационного поведения, другие, напротив, пытаются принизить их значение. Так, бихевиористы считают, что цель могут иметь только индивиды, а группа и коллективы их не имеют.
Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, показывают, что по значимости цели занимают одно из первых мест среди других компонентов организации. Можно привести множество примеров, когда простое смещение целей или даже неопределенность в их формулировке приводят к таким серьезным негативным последствиям в организации, как неправильный выбор стратегических направлений (это приводит к серьезным материальным потерям), снижение эффекта синергии из-за отсутствия единой ориентации у членов организации, нарушение коммуникаций внутри организации, ослабление интеграции внутри организационных структур, появление сложностей в мотивации членов организации, и другим серьезным проблемам. Таким образом, цели оказывают самое непосредственное влияние практически на все компоненты деятельности организации. Для того чтобы понять причины важности целей для организационной деятельности, необходимо определить понятие цели и ее функции.
Определим цель как желаемый, планируемый результат или те ориентиры, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. В условиях организации цель нужно рассматривать как единство мотивов, средств и результатов. Это означает следующее:
Что является основой целей работника современного предприятия? Давно ушли в прошлое представления, что главная цель работника заключается только в получении максимальной зарплаты, что именно материальный стимул является основным мотивом его трудовой деятельности. Специальные исследования показали, что потребности современного работника, которые лежат в основе его целей - многоаспектны, многогранны. В цивилизованных обществах на первый план выходят не материальные стимулы, а мотивы духовного, психологического плана, морального характера. И действительно, современный человек испытывает потребность в самореализации, в творчестве, в свободе, в общественном признании, в надежном будущем и, конечно, в хорошем материальном обеспечении. Лишь такая фирма будет в полной мере стабильной и процветающей, где важнейшие человеческие и профессиональные потребности ее работников будут удовлетворены. Однако цели фирмы как целого нельзя свести только к целям ее работников или к целям ее хозяев. На самом деле цели предприятия должны представлять собой гармоническое сочетание - систему четырех категорий целей: целей его работников, целей его собственников, целей потребителей его продукции и целей общества в целом.