Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью моей работы является описание программы организации мониторинга внедрения федеральных государственных стандартов начального общего образования.
Задачи:
- дать общую характеристику мониторингу деятельности образовательного учреждения;
- изучить федеральный государственный стандарт второго поколения, его цели и задачи;
- выявить факторы риска мониторинга введения ФГОС НОО и возможности их преодоления при проектировании мониторинга;
- обозначить систему показателей и критериев мониторинга;
- систематизировать подготовку участников реализации мониторинга.

Вложенные файлы: 1 файл

содержание курсовой.docx

— 51.73 Кб (Скачать файл)

В связи с этим предлагаемый вариант мониторинга введения ФГОС НОО построен таким образом, чтобы системообразующим объектом мониторинга стала именно ориентация школы на достижение новых образовательных результатов. Такое построение мониторинга определяет его валидность, направленность на получение системной информации о ходе реализации ФГОС НОО.

Были выделены следующие факторы риска, которые могут помешать получить информативную и объективную обратную связь.

А) Отсутствие в современном образовательном сообществе единого профессионального языка.

В федеральном образовательном стандарте начальной школы, а также в примерной образовательной программе дается общая характеристика таких понятий, как «компетентности», универсальные учебные действия» и пр. Однако в настоящее время большинство педагогов не владеют операциональным пониманием данных явлений, т.е. не знакомы с тем, как их формировать или диагностировать на практике. Отчасти это связано с тем, что целый ряд УМК, по которым в настоящее время работает начальная школа, не отвечает требованиям нового стандарта (данные были получены в ходе исследования, проведенного Московским центром качества образования).  Это приводит к тому, что целый ряд ключевых терминов нового стандарта  понимается педагогами по-разному, в зависимости от используемой ими примерной программы по предмету и УМК. В результате обнаруживается следующий феномен: у педагогов часто создается иллюзия понимания таких понятий, как «учебная задача», «учебное сотрудничество», при отсутствии подлинного владения их содержанием. Таким образом, у участников образовательного процесса часто отсутствует «знание о своем незнании» ключевых для нового стандарта терминов.

Этот фактор риска предполагается преодолеть следующим способом: максимально развернуто определить универсальные учебные действия, что позволит сделать опросники для педагогов, руководителей муниципального уровня и родителей не только диагностическим, но и образовательным инструментом, позволяющим точно определить суть требований стандарта. В этом случае мониторинг введения ФГОС НОО может стать одним из механизмов введения «единого профессионального языка». Создание подобных подробных опросников позволит сделать процедуру релевантной.

Б) Трудности получения объективных результатов мониторинга.

Эта трудность может появиться в связи с тем, что образовательные учреждения и муниципалитеты могут оказаться заинтересованными в получении «благополучной» картины введения ФГОС. Этот фактор риска предполагается преодолеть следующими способами:

    • за счет включения мониторинга введения ФГОС НОО в систему электронного мониторинга, таким образом, чтобы опросники заполнялись в электронном виде и данные по отдельным образовательным учреждениям  автоматически генерировались в данные по муниципалитетам и регионам.
    • За счет особой формулировки вопросов: педагогам не задаются прямые вопросы о владении инструментарием для формирования и оценки универсальных учебных действий; их спрашивают о наличии такого инструментария в используемых учебно-методических комплексах и методической литературе; о том, освещались ли данные вопросы в ходе курсов повышения квалификации и пр.

Такая формулировка вопросов делает исследование релевантным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.  Обоснование отбора объектов мониторинга

Релевантность мониторинга проявляется в том, что анализируются все требования ФГОС НОО: к результатам образования, к структуре образовательной программы, к условиям реализации стандарта.

В соответствии с этим в модели мониторинга выделяются следующие объекты:

    • Условия обеспечения введения ФГОС НОО;
    • Учебный план образовательного учреждения;
    • Система оценки метапредметных образовательных результатов.

Подобный выбор объектов мониторинга позволяет получить полноценную картину готовности образовательных учреждений к введению ФГОС НОО и динамику изменения этих параметров в последующие годы.

Сравнение исходного и актуального состояния каждого из объектов мониторинга позволит сделать выводы о том, насколько успешными являются действия органов управления образованием и образовательных учреждений субъекта РФ по созданию всей совокупности условий, обеспечивающих эффективное введение ФГОС.

Анализ характеристик каждого объекта мониторинга позволит выявлять факторы, препятствующие своевременному и полному введению ФГОС, обнаруживать зоны конфликтов и напряжений в системе образования, обнаруживать источник этого напряжения и проектировать действия по их устранению.

 

 

 

 

 

1.6. Система показателей и критериев мониторинга

Для каждого из названных объектов были отобраны показатели, позволяющие определить, насколько выполняются образовательными учреждениями требования государственного стандарта.

Характеристика выборки

Эта группа показателей позволяет получить статистическую информацию о выборке, а также ее характеристиках, что позволит делать аналитические заключения при рассмотрении результирующих показателей, полученных на основе автоматизированной обработки первичных показателей.

Показатели по системе оценки метапредметных образовательных результатов

В качестве показателя используются данные о методической готовности учителей оценивать метапредметные результаты. Эта группа показателей является важнейшей для данного мониторинга, поскольку ключевым отличием нового стандарта является ориентация на результаты нового типа – универсальные учебные действия. Отсутствие в образовательном учреждении системы оценки метапредметных результатов может стать тревожным сигналом о проблемах реализации федерального стандарта. Показателем наличия системы оценки метапредметных результатов является наличие в арсенале педагога инструментария оценки универсальных учебных действий. При этом выявляется информация и о наиболее распространенных типах инструментов (их перечень задан в примерной образовательной программе НОО).

Кроме того, задается вопрос о планируемом включении оценки универсальных учебных действий в итоговую оценку по результатам начальной ступени образования. Промежуточными по данному блоку являются следующие показатели: оснащенность педагогов для оценки каждого из универсальных учебных действий по каждому предмету в конкретном классе, оснащенность педагогов для оценки каждого из универсальных учебных действий в каждом образовательном учреждении и муниципалитете. Эти данные позволят проявить, насколько педагоги готовы к формированию универсальных учебных действий и какие из учебных действий нуждаются в дополнительном методическом сопровождении.

Итоговым по данному блоку является региональный показатель общего уровня методической оснащенности учителей для оценки  метапредметных результатов. Он позволяет выяснить, какую долю составляют классы, в которых по всем действия существует нулевая, низкая, средняя, высокая и полная оснащенность.

Показатели по структуре образовательной программы

В мониторинг входят такие показатели, как количество часов в учебном плане, отведенных на внеаудиторную деятельность и среднее количество часов внеаудиторной деятельности  в учебном плане, отведенное на одного ученика. Также задается вопрос о том, финансируется ли из бюджета субъекта РФ внеурочная деятельность. Эти данные позволят определить, осуществляется ли учебная работа во внеурочных формах.

Показатели по условиям обеспечения реализации ФГОС

В мониторинге отслеживаются наличие следующих условий реализации ФГОС НОО: финансово-экономических, методических, информационных, материально-технических, нормативно-правовых, кадровых. Для выполнения требования компактности в мониторинг включены были только те показатели, которые специфичны для требований нового стандарта и направлены на появление новых образовательных результатов.

  • Методическое обеспечение реализации ФГОС анализируется по таким показателям, как наличие методических рекомендаций для формирования универсальных учебных действий, а также учебных пособий, позволяющих организовать работу по их формированию.

Промежуточными по данному блоку являются следующие показатели: оснащенность педагогов для формирования каждого из универсальных учебных действий по каждому предмету, оснащенность педагогов для формирования каждого из универсальных учебных действий в каждом образовательном учреждении и муниципалитете. Эти данные позволят проявить, насколько педагоги готовы к формированию универсальных учебных действий и какие из них вызывают наибольшие трудности у педагогов.

Итоговым по данному блоку является региональный показатель общего уровня методической оснащенности учителей для достижения  метапредметных результатов. Он позволяет выяснить, какую долю составляют классы, в которых по всем действия существует нулевая, низкая, средняя, высокая и полная оснащенность.

Кроме того, к методическому оснащению относится такой показатель, как наличие современных форм представления детских результатов (портфолио, творческих работ и пр.).

  • Нормативно-правовое обеспечение реализации ФГОС анализируется по тому, внесены ли изменения в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» и в должностные инструкции учителя начальных классов, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО, психолога, педагога дополнительного образования, а также через анализ степени самостоятельности учреждения в разработке положения об оплате труда.
  • Финансово-экономическое обеспечение реализации ФГОС анализируется по таким показателям, как доведение норматива финансирования до уровня образовательного учреждения и наличие в образовательном учреждении собственного положения об оплате труда, позволяющего оплачивать внеаудиторные виды деятельности, а также начислять стимулирующую часть заработной платы в зависимости от результативности образовательного процесса.
  • Информационное обеспечение реализации ФГОС  анализируется по таким показателям, как наличие информационной образовательной среды в образовательном учреждении, свободного доступа в интернет, ведение электронной документации (дневников и журналов), а также использование Интернет-ресурсов для размещения детских образовательных продуктов и обсуждения образовательной программы с участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, детьми).
  • Кадровое обеспечение реализации ФГОС анализируется по таким показателям, как прохождение повышения квалификации у педагогов пилотных классов и управленцев пилотных школ. В опроснике для педагогов задаются вопросы о том, освещались ли в ходе повышения квалификации проблемы формирования и оценки сформированности универсальных учебных действий.
  • Материально-техническое обеспечение реализации ФГОС анализируется по таким показателям, как наличие библиотеки, соответствующей требованиям ФГОС, а также площадки для свободного самовыражения учащихся (школьного сайта, театра, газеты и пр.). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7. Система подготовки участников реализации мониторинга.

Проведение мониторинга требует подготовки участников его реализации в каждом из субъектов Российской Федерации.

Цели подготовки:

  • понимание целей и задач мониторинга
  • ознакомление с методикой проведения мониторинга
  • получение инструкций по процедурам проведения мониторинга.

Этапы подготовки участников мониторинга:

  • подготовка электронного ресурса для сбора и генерации данных мониторинга, а также для предъявления результатов мониторинга,
  • проведение федеральным оператором серии обучающих семинаров для ознакомления с идеологией и технологией мониторинга,
  • создание рабочих групп, ответственных за проведение мониторинга, в департаментах и министерствах образования субъектов РФ,
  • проведение на региональной базе обучающих семинаров для подготовки муниципальных команд, ответственных за проведение мониторинга,
  • организация постоянно действующей системы методической поддержки, как в автоматизированном формате (инструкции, методические рекомендации, пояснения, обучающие видеоролики), так и в формате реального взаимодействия (деятельность call-центра, консультации, проводимые федеральными операторами мониторинга с использованием средств телекоммуникационной связи).

Таким образом, представленная модель мониторинга:

    • включает две взаимодополняющие системы сбора, обработки и анализа данных, отражающих процесс введения ФГОС начального общего образования в регионах России и реализацию его систем обязательных требований;
    • содержит обоснование методики отбора объектов мониторинга;
    • содержит описание системы критериев и показателей;
    • включает в себя инструментарий, соответствующий требованиям валидности, релевантности, устойчивости, точности, сбалансированности и компактности;
    • позволяет осуществлять количественный и качественный анализ процесса введения и реализации ФГОС на уровне образовательных учреждений, отдельных классов образовательных учреждений, муниципальных образований и субъекта РФ;
    • позволяет анализировать (по динамике изменения показателей) эффективность осуществляемых регионами и образовательными учреждениями мер по введению и реализации ФГОС;
    • позволяет выявлять факторы, препятствующие своевременному и полному введению ФГОС, зоны конфликтов и напряжений в системе;
    • позволяет определять динамику количественных и качественных показателей, характеризующих процесс введения и реализации ФГОС, за счет автоматизированных систем расчета и сопоставления данных;
    • осуществлять разработку рекомендаций по обеспечению введения ФГОС на основе полученных данных;
    • предусматривает подготовку участников реализации мониторинга, включающую разъяснение целей и задач мониторинга, ознакомление с методикой мониторинга и проведение инструктажа по процедурам мониторинга.

Информация о работе Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования