Оглавление
Введение 3
- Сущность и содержание мотивации 4
- Потребности и мотивы деятельности 7
- Мотивационные состояния: установки, интересы, желания,
стремления, влечения 9
Заключение 14
Список используемой литературы15
Приложение
Введение
Мотивация – это сложный психологический
феномен, вызывающий множество споров
в среде психологов, придерживающихся
различных психологических концепций.
Мотивация человека к деятельности
понимается как совокупность движущих
сил, побуждающих человека к осуществлению
определенных действий. Эти силы находятся
вне и внутри человека и заставляют его
осознанно или же не осознанно совершать
некоторые поступки. При этом связь между
отдельными силами и действиями человека
опосредована очень сложной системой
взаимодействий, в результате чего различные
люди могут совершенно по-разному реагировать
на одинаковые воздействия со стороны
одинаковых сил. Более того, поведение
человека, осуществляемые им действия
в свою очередь также могут влиять на его
реакцию, на воздействия, в результате
чего может меняться как степень влияния
воздействия, так и направленность поведения,
вызываемая этим воздействием.
Мотивация - это совокупность
внутренних и внешних движущих сил, которые
побуждают человека к деятельности, задают
границы и формы деятельности и придают
этой деятельности направленность, ориентированную
на достижение определенных целей.
Цель моей работы: рассмотрение
мотивации поведения и деятельности человека.
Задачи работы:
- определить сущность и содержание
мотивации;
- познакомиться с потребностями и мотивами деятельности;
- узнать о мотивационных состояниях.
Актуальность исследования
мотивации поведения и деятельности обусловлена
все возрастающим интересом к психологии
личности, а мотивационная сфера, безусловно,
является ее ядром. Усложнение деятельности
людей, их поступков, изменяющаяся социальная
обстановка делают изучение мотивации
поведения человека актуальной проблемой
психологии.
- Сущность и содержание мотивации
Мотивация
как осознанное, внутреннее побуждение
индивида к активности является основным
«приводным ремнем» поведения. Понятно,
что вся совокупность внешних воздействий
на индивида - от среды и условий существования
- до целенаправленного принуждения, также
во многом определяет его действия. Но
именно мотивация способна не только максимально
раскрыть и реализовать потенциал личности,
но в ряде случаев усилить, ослабить или
полностью компенсировать восприятие
индивидом внешнего воздействия.
Такое
влияние мотивации на поведение индивида
определяет ее центральное место и решающую
роль в процессах социальной организации.
Мотивы как опосредованные побуждения
к действию, формирующиеся первичными
нуждами и развивающимися интересами
индивида, во многом определяют его поведение
в обществе. Решающее значение в их формировании
и реализации играет интерес как осознанная
потребность, отражающая внешнюю ориентацию,
склонность, увлечение. Интересы определяют
целенаправленное и осознанное поведение
человека, обусловливают проявление им
внимания, осуществление действий.
Вместе
с тем под воздействием миссии и целей
организации могут формироваться побуждения
индивида, выходящие за рамки его собственных
интересов.
Анализ
мотивации индивида как определяющей
системы и конструктивного процесса поведения
начинается с раскрытия сущности и содержания
понятия мотивации, отражающего, по крайней мере, четыре
значения:
- формирование
базовой системы мотивов поведения индивида,
адаптируемой к конкретной ситуации, - воспитание;
- создание
благоприятных условий для совершенствования
и развития мотивов поведения индивида - инициирование;
- целенаправленное
воздействие на сформировавшуюся систему
мотивов организационного поведения личности - активизация;
- выявление
и исследование внутренних побуждений
индивида, обусловивших его конкретное поведение, - мотивирование1.
Эти проявления
существенным образом определяют, насыщают
и конкретизируют реальную мотивацию
человека в рамках действия общего механизма
социальной организации. Становясь основой
личностной ориентации, система мотивации
формирует широкий спектр проявления
самых разнообразных мотивов поведения
на каждом этапе жизни человека. Их трансформация,
обусловленная как объективными, так и
субъективными причинами, подсознательно
и осознанно определяется каждым индивидом.
Но, может быть, достижение определенного
уровня развития сознания не является
абсолютно необходимым условием эффективной
социальной организации? В поиске ответа
на этот вопрос раскрывается принципиальное
различие объективной и субъективной
составляющей поведения. Первую мы воспринимаем
как генетически наследуемые процедуры неосознанного
функционирования индивида или его инстинктивно
обусловленную и эволюционно складывающуюся
реакцию на изменения. Под индивидом здесь
понимается не только животное, как это
определил А. Брэм, но и человек в ситуациях,
когда его поведение обусловливается
спонтанной, неосознанной реакцией, например,
проявлением «стадного инстинкта»2.
В отличие от объективно складывающегося
и наследственно воспроизводящегося,
сознательное поведение человека определяется
как целенаправленная деятельность индивида.
Это видно на примере феномена самопожертвования
человека, когда его сила воли, убеждений,
ответственности преодолевают не только
инстинкт самосохранения индивида, но
и мощнейшие факторы физической зависимости,
принуждения или психологического давления.
Исходным условием мотивации является
достижение определенного уровня развития
сознания. С развитием сознания индивида
и под воздействием общества формируются
социальные мотивы его организационного
поведения. Закладываемые
в семье и образовательной среде, они наиболее
полно и всесторонне раскрываются и проявляются
в корпоративной организации, по месту
работы индивида. При этом на формирование поведения человека,
в той или иной степени, продолжают влиять
как индивидуальные, так и индивидные
начала.
Более того, в ряде ситуаций именно спонтанная,
неосознанная и, возможно, поэтому адекватная
и своевременная реакция на неожиданность,
например, физическую угрозу жизни человека,
как выясняется впоследствии, являлась
единственным шансом на ее сохранение.
Это реагирование нередко позволяет человеку
избежать производственных травм или
психологических стрессов в ситуациях,
требующих от него неосознанного, мгновенного
действия. Такое поведение во многом определяется
инстинктом как неосознанной реакцией
индивида на изменения собственного состояния
или окружающей среды, первично обусловливающей
его соответствующее поведение.
С формированием сознания индивида проявление
большинства инстинктов подчиняется социальным
нормам, определяемым нравственными ценностями
и национальными традициями. Вместе с
тем способности, характер, темперамент
индивида непосредственно влияют на его
поведение, обусловливая, например, проявление
такой реакции, как агрессия. Таким аспектам
инстинктивной, подсознательной мотивации
поведения человека уделяли особое внимание
3. Фрейд и его последователи. Современная
наука исследует действие этих рычагов,
хотя и объясняет его рядом достаточно
разнообразных и самостоятельных концепций,
например - «удовлетворения потребностей».
Потребность как физиологическая, психологическая
или социальная необходимость в удовлетворении
тех или иных нужд, склонностей, желаний
каждого зависит не только от объективных,
но и от субъективных факторов и непосредственно
обусловливает его поведение.
- Потребности и мотивы деятельности
Потребность – необходимость
выравнивания отклонений от параметров
жизнедеятельности, оптимальных для человека
как биологического существа, индивида
и личности.
Потребности определяют направленность
психики данного человека, повышенную
возбудимость ее к определенным сторонам
действительности.
Иерархия личных потребностей
видоизменяется с развитием личности,
высшие ее уровни «вызревают» лишь к моменту
достижения индивидом психологической
зрелости. Но будучи сформированными,
высшие уровни потребности, особенно потребности
в самореализации, самоусовершенствовании,
начинают играть системообразующую роль
в системе потребностей. Автономизация
же отдельных ее уровней ведет к сужению
интересов личности, а в ряде случаев к
асоциальным способам их реализации.
У социализированной личности
существует потребность в самооценке,
в понимании самого себя, смысла своего
существования. Это имеет большое значение
для его адаптации к окружающей среде
(см. Приложение).
Для нормального социального
функционирования необходимо включение
человека в деятельность, в которой он
находил бы смысл своего существования.
Отсюда вытекает потребность в труде,
в котором раскрывались бы основные способности
человека. Отсутствие этой фундаментальной
человеческой потребности – основной
показатель социальной деформации личности.
Потребности закрепляются в
процессе их удовлетворения. Удовлетворенная
потребность сначала исчезает, но затем
возникает с большей интенсивностью. Слабые
потребности в процессе их многократного
удовлетворения становятся более стойкими.
Возникающие в результате деятельности
все новые и новые потребности являются
основным стимулом, как развития отдельной
личности, так и исторического прогресса
общества в целом. Потребность становится
основой поведенческого акта лишь в том
случае, если для ее удовлетворения имеются
или могут быть созданы необходимые средства
и условия (предмет деятельности, орудие
деятельности, знание и способы действия).
Чем разнообразнее средства удовлетворения
данной потребности, тем прочнее они закрепляются.
Потребность, с нейрофизиологической
точки зрения, представляет собой образование
доминанты, устойчивого возбуждения определенных
механизмов головного мозга, которые связаны
с регулированием необходимых поведенческих
актов.
Возникающая потребность вызывает
мотивационное возбуждение соответствующих
нервных центров, побуждающее организм
к определенному виду деятельности. При
этом оживляются все необходимые механизмы
памяти, обрабатываются данные о наличии
внешних условий и на основе этого формируется
целенаправленное действие.
Осуществление деятельности
контролируется путем сравнения достигнутых
промежуточных и итоговых результатов
с тем, что было заранее запрограммировано.
Удовлетворение потребности снимает мотивационное
напряжение и, вызывая положительную эмоцию,
«утверждает» данный вид деятельности
(включая его в фонд полезных действий).
Неудовлетворение потребности вызывает
отрицательную эмоцию, усиление мотивационного
напряжения и вместе с этим – поисковой
деятельности. Таким образом, мотивация
– индивидуализированный механизм соотнесения
внешних и внутренних факторов, определяющий
способы поведения данного индивида.
Все формы и
способы сознательного поведения человека
определяются его отношениями к различным
сторонам действительности. Мотивационные
состояния человека существенно отличаются
от мотивационных состояний животных
тем, что они регулируются второй сигнальной
системой – словом. К мотивационным состояниям
человека относятся установки, интересы,
желания, стремления и влечения.
- Мотивационные состояния: установки, интересы, желания, стремления,
влечения
Установка – это стереотипная готовность
действовать в соответствующей ситуации
определенным образом, которая возникает
на основе прошлого опыта. Установки являются
неосознанной основой поведенческих актов,
в которых не осознается ни цель действия,
ни потребность, ради которой оно совершается.
Различают следующие виды установок:
- ситуативно – двигательная (моторная) установка
(например, готовность кисти руки к оперированию большими
или малыми предметами);
- сенсорно – перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего шумового фона);
- социально – перцептивная установка – стереотипы восприятия социально
значимых объектов (например, наличие
татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности);
- когнитивно – познавательная установка (предубеждение
следователя в отношении виновности допрашиваемого
ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств,
оправдательные же доказательства отступают на второй план).
- мнемическая установка – установка на запоминание значимого
материала.
Но в большинстве случаев человек
осознает необходимые в данных условиях
действия, предвосхищает их результаты
в идеальных образах, осознает цель этих
действий. Объективные условия поведения
осознаются в системе понятий.
Мотивационное состояние человека
является психическим отражением условий,
необходимых для жизнедеятельности человека
как организма, индивида и личности. Это
отражение необходимых условий осуществляется
в виде интересов, желаний, стремлений
и влечений.
Интерес (от лат. «interest» - имеет значение)
– избирательное отношение к предметам
и явлениям в результате понимания их
значения и эмоционального переживания
значимых ситуаций.
Интересы определяются доминирующей
направленностью личности. Интересы личности
обусловлены ее принадлежностью к определенной
социальной группе. Интересы человека
определяются системой его потребностей,
но связь интересов с потребностями не
прямолинейна, а иногда она и не осознается.