Интерес, как и все психические
состояния, существенно влияет на протекание
психических процессов, активизирует
их. В соответствии с потребностями интересы
подразделяются по содержанию (материальные
и духовные), по широте (ограниченные и
разносторонние) и устойчивости (кратковременные
и устойчивые). Различаются также непосредственные
и косвенные интересы (так, например, проявленный
следователем интерес к какому-либо вещественному
доказательству является интересом косвенным,
тогда как прямым его интересом является
раскрытие всего преступления в целом).
Интересы могут быть положительными и
отрицательными. Они не только стимулируют
человека к деятельности, но и сами формируются
в ней.
Широта и глубина интересов
человека определяет полноценность его
жизни. Узость круга интересов, их обусловленность
только материальными потребностями,
отсутствие полноценных устойчивых интересов
нередко лежат в основе преступного поведения.
Характеристика личности включает в себя
определение круга интересов данного
человека.
С интересами человека тесно
связаны его желания.
Желание – мотивационное состояние,
при котором потребности соотнесены с
конкретным предметом их удовлетворения.
Если потребность не может быть
удовлетворена в данной ситуации, но эта
ситуация может быть создана, то направленность
сознания на создание такой желаемой ситуации
называется стремлением.
Стремление с отчетливым представлением
необходимых средств и способов действия
является намерением.
Разновидностью стремления
является страсть – стойкое эмоциональное
стремление к определенному объекту, потребность
в котором доминирует над всеми остальными
потребностями и придает соответствующую
направленность всей деятельности человека.
Состояние страсти остро и бурно переживается,
но страсть в отличие от импульсивных
действий регулируется волей. Она направлена
на достижение предварительно осознанной
цели. Страсть может быть положительной
и отрицательной в зависимости от общественной
ценности того, к чему стремится человек.
Многие отрицательные страсти (страсть
к стяжательству, к азартным играм и т.п.)
ведут к деградации личности и нередко
являются предпосылкой преступного поведения.
Положительные страсти мобилизуют
силы человека на достижение социально
значимых целей (например, страсть к искусству,
науке, к отдельным видам трудовой деятельности
и т.п.). Полное отсутствие страстей, если
таковое могло быть достигнуто, привело
бы к полному отупению, и человек тем ближе
к этому состоянию, чем он беспристрастнее.
Действительно, страсти – это небесный
огонь, оживляющий нравственный мир, страстям
наука и искусство обязаны открытиями,
а душа благородством3. Однако, низменные страсти,
связанные с гиперболизацией потребностей
низшего уровня, ведут к личностной деформации,
к вовлечению в так называемый порочный
круг (например, страсть к азартным играм,
к стяжательству, патологическая страсть
к саморазрушению посредством психотропных
веществ).
Преобладающие стремления человека
к определенным видам деятельности являются
его склонностями, а состояние навязчивого
тяготения к определенной группе объектов
– влечениями.
Влечения могут быть естественными и сформировавшимися
в социальных условиях.
Естественные влечения не всегда
осознаются, они связаны с органическими
процессами и лишь в очень незначительной
мере могут регулироваться сознанием.
Сами же влечения могут существенно влиять
на организацию, направленность сознания.
Влечение ставит задачи интеллекту для
своего удовлетворения и пользуется им
как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление,
приковывая его к нахождению способов
своего удовлетворения и заставляет его
до тех пор работать в нужном направлении,
пока не найден удачный исход4.
Одна из основных особенностей
развитого человеческого знания – способность
осуществить разумный выбор среди своих
собственных влечений. Для этого индивид
должен быть в состоянии подняться над
своими влечениями и, отвлекаясь от них,
осознать самого себя как «я», как субъекта,
у которого могут быть те или иные влечения,
но который сам не исчерпывается ни каким-нибудь
одним из них, ни их суммой, а, возвышаясь
над ними, в состоянии произвести выбор
между ними5.
Этот выбор осуществляется
иерархически организованной мотивационной
сферой человека. Формирование мотивационной
сферы личности характеризуется переходом
от одноуровневой системы побуждений
к иерархически организованным комплексам
побуждений, регулируемым самосознанием
личности.
При сознательно – волевой
регуляции побуждений высшие уровни побуждений
противопоставляются низшим уровням,
влечениям. Но люди часто не осознают
в полной мере своих действий. Многие поведенческие
акты являются импульсивными, выполняющими
функцию эмоциональной разрядки. Импульсивные
реакции не связаны с осознанием цели,
они однозначно обусловлены у данного
индивида внешним воздействием. Импульсивные
реакции не опосредуются предвидением
их последствий, не имеют осознанных мотивов.
Всякое побуждение характеризуется
отрицательным эмоциональным отношением
к наличному состоянию и положительным
эмоциональным отношением к желаемому
состоянию. Но то, что желает человек, определяется
его ценностной ориентацией, теми сторонами
действительности, которые приобрели
для данного индивида преимущественное
значение. Поведение человека определяется
не только объективной значимостью объектов
потребностей, но и субъективным отношением
к ним.
Социально адаптированное поведение
связано с адаптацией к данным условиям
всей мотивационной структуры личности.
В асоциальном и антисоциальном поведении
проявляются прежде всего дефекты ценностной
ориентации личности.
Извращенные потребности (лежащие
в основе многих преступлений) – это всегда
результат неспособности личности перейти
на более высокий уровень потребностей,
результат чрезмерного расширения нормы
потребностей низкого уровня (разврат,
пьянство, стяжательство и т.п.). В этих
случаях низкие потребности становятся
пределом устремлений человека, его идеалом.
И это основной рубеж, разделяющий личность
социализированную от личности несоциализированной.
Имея ограниченную,
стереотипно зафиксированную мотивационную
установку, человек приходит в противоречие
с действительностью, в том числе и с правовыми
требованиями.
Заключение
Мотив — это побуждение к совершению
поведенческого акта, порожденное системой
потребностей человека и с разной степенью
осознаваемое либо неосознаваемое им
вообще. В процессе совершения поведенческих
актов мотивы, будучи динамическими образованиями,
могут трансформироваться, что возможно
на всех фазах совершения поступка, и поведенческий
акт нередко завершается не по первоначальной,
а по преобразованной мотивации.
Термином «мотивация» в современной
психологии обозначаются как минимум
два психических явления: 1) совокупность
побуждений, вызывающих активность индивида
и определяющую ее активность, т. е. система
факторов, детерминирующих поведение;
2) процесс образования, формирования мотивов,
характеристика процесса, который стимулирует
и поддерживает поведенческую активность
на определенном уровне.
За любым поступком человека
всегда кроются определенные цели, желания,
а за конфликтом — столкновение несовместимых
желаний партнеров по общению, когда удовлетворение
стремлений одной стороны грозит ущемлением
интересов другой. Если препятствия к
удовлетворению разнообразных желаний
— истоки, первопричина конфликтов, то
«тяжелый характер», плохое самочувствие,
настроение, незнание психологии человека
и дефекты техники общения — их предрасполагающие
и провоцирующие факторы, катализаторы.
Именно они определяют, как скоро конфликт
грянет и насколько он будет длительным
и резким по форме.
Мотивация является
ключом к поведению человека. Не только
внешняя среда и ситуация определяет состояние
личности, но и ее внутренние причины.
Сфера применения
знаний по мотивации на сегодняшний день
очень обширна. А результат от практического
применения этих знаний действительно
огромен в различных областях деятельности.
Изучения в области
мотивации продолжаются в исследованиях
современных психологов, так как актуальность
этой темы очевидна и практически значима.
Список используемой
литературы
- Антонов В.Г. Организационное поведение:
Учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб: Питер, 2009. – 432 с.
- Бодалев А.А. Психология личности / А.А. Бодалев. – М.: МГУ. – 2007. – 188 с.
- Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции: о психологии, психопатологии и физиологии эмоций / В.С. Дерябин. – Л.: Наука. – 2010. – 224 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 304 с.
- Реан А.А., Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер». – 2003. –
712 с.
- Столяренко Л.Д.
Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д.
Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 672 с.
1
Антонов В.Г. Организационное поведение:
Учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина,
О.Н. Громовой. – СПб: Питер, 2009. С. 135.
2
Там же. С 136.
3 Столяренко Л.Д.
Основы психологии: Учебное пособие. –
Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 372.
4
Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции:
о психологии, психопатологии и физиологии
эмоций. – Л.: Наука. – С. 137.
5
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
– СПб: Издательство «Питер». – 2003. – С.
510.