Мотивационный механизм в менеджменте современных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение современных механизмов мотивации. Для до-стижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, функции и основные принципы мотивации трудо-вой деятельности, экономические и неэкономические методы стимулирова-ния;
- рассмотреть систему внутренней и внешней мотивации;
- проанализировать основные теории мотивации трудовой деятельно-сти;
- рассмотреть методы мотивации;
- понять сущность мотивации персонала в современных организациях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические основы системы мотивации персонала………5
1.1 Система мотивации персонала, понятия и основные элементы……….6
1.2 Внешняя и внутренняя мотивация………………..….………...………..9
1.3 Классические теории мотивации трудовой деятельности ....................11
Глава 2Мотивация в менеджменте современных организаций…….20
2.1 Методы мотивации персонала………………………………………….20
2.2 Мотивация персонала в современных организациях………………….21
Заключение………………………………………………………………….33
Библиографический список………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Менедж. нов нов.docx

— 388.05 Кб (Скачать файл)

Оценка затрат и результатов субъективна, причем особенно высок субъективизм в отношении других лиц, о которых человек может судить лишь на основе догадок и отрывочной информации.

Если в результате всех оценок и сопоставлений делается вывод, что нарушений нет, мотивирующие факторы действуют нормально; если же они обнаруживаются, а тем более становятся хроническими, то происходят демотивация личности, снижение деловой активности, в результате чего эффективность труда понижается.

Человек начинает «восстанавливать справедливость» путем: требований повышения заработной платы, улучшения условий труда, продвижения по службе; использования различных противоправных способов увеличения дохода; регулирования личной производительности (темпа и рациональности работы); перехода в другое подразделение или увольнения. В то же время, если людям переплачивают, большей частью свое поведение они менять не склонны.

Поскольку подобного рода оценки весьма субъективны, необходимо иметь четкие критерии вознаграждения, основывающиеся на точных исследованиях и учитывающие психологию людей, что помогает смягчить коллизии в случае расхождения мнений. Кроме того, Как показывает практика передовых организаций, позитивную роль играет возможность открыто обсудить спорные вопросы, связанные с вознаграждением, исключение каких бы то ни было тайн в отношении его величины у каждого из сотрудников, создание благоприятного морально-психологического климата.

Теория постановки целей Э. Локка исходит из того, что люди в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого работы. Причем ее результативность во многом определяется такими характеристиками целей, как приверженность человека к ним, их приемлемость, сложность и т.п.

Если цели реальны, конкретны, ясны, приемлемы для работника, то чем они выше, тем, как правило, упорнее он будет к ним стремиться, несмотря на сложность и специфику работы, и больших результатов сумеет добиться в процессе их достижения. Но особенно велика роль в успешной реализации целей приверженности, а также надлежащей организации работы и способностей исполнителей. В соответствии с теорией постановки целей значительное воздействие на мотивацию работника оказывает и полученный результат. Если он позитивен, исполнитель остается удовлетворенным собой, и его мотивация повышается, а в противоположном случае происходит обратное. На удовлетворенность или неудовлетворенность достигнутым результатом влияет его внутренняя и внешняя оценка.[2с.129]

В целом классическими принципами мотивации считаются:

- создание атмосферы взаимного доверия, обратная связь;

- сохранение занятости;

- предоставление новых возможностей для продвижения в должности и проч.;

- защита здоровья и обеспечение благоприятных условий труда;

- справедливое распределение доходов и эффекта;

- возрастание премиальной части оплаты труда. [7с.58]

На практике все эти формы используются совместно в той или иной пропорции в зависимости от характера организации и специфики внутренних процессов в ней.

Рассмотрев вышеизложенное мы можем сделать вывод, что существуют классические трудности при создании системы мотивации персонала:

- недостаточное понимание значения мотивации персонала;

- преобладание «карательной» системы мотивации персонала;

- не учитываются ожидания и интересы сотрудников;

- значительный интервал между получением результата и поощрением;

- нет мониторинга системы мотивации;

- отсутствие поддержки системы мотивации;

- отсутствие у персонала информации о факторах мотивации;

- нестабильность системы мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Мотивация в менеджменте современных организаций

 

2.1 Методы мотивации персонала

 

Методы мотивации персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

Классификация методов мотивации может быть разделена на организационно-распорядительные (организационно-административные), экономические и социально-психологические является одной из наиболее широко распространенных[19с.144].

В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:

– Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда, и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.

– Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях. Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство, контроль. В правлении властная мотивация играет весьма существенную роль: она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при которых исполнение распоряжения руководства обязательно для подчиненных. Властная мотивация создает необходимые условия для организации и взаимодействия, а сами организационно – распорядительные методы призваны обеспечить эффективную деятельность управления любого уровня на основе его научной организации.

– Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся: анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. «Применение социально-психологических методов в менеджменте, в торговле рассматривается в двух аспектах: в традиционном аспекте их применение при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной деятельности и др.)»[20].

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизировать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации. [7с.75].

 

2.2 Мотивация персонала в современных  организациях

 

Между тем, жизнь не стоит на месте и «…тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не знает, как действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующий фактор и когда он сработает, не говоря уж о том, почему он срабатывает» [22с.34]. Поэтому в кадровом менеджменте происходит постоянное исследование и развитие различных стимулов трудовой деятельности, разработка новых методов и систем организации стимулирования.

Научные и учебные издания по менеджменту содержат довольно подробный анализ и переработку в соответствии с современными условиями классических теорий мотивации, а так же разработку новых.

Так, широкое применение сегодня находит партисипативный к мотивации персонала, реализующий программы вознаграждения за труд, направленные на усилие внутренней мотивации и заинтересованности работников в трудовом процессе путем расширения их полномочий в деятельности фирмы [12с.18]. Основные формы партисипации: участие работников в доходах и прибылях компании, участие работников в управлении.

Особое внимание заслуживает подход к управлению персоналом, принятый в стратегическом управлении, основанный на ролевом подходе к взаимодействию человека и организации[17с.58].

По мнению авторов, все перечисленные теории можно применять в российских условиях, только необходимо анализировать особенности конкретных людей, группы людей, к которым применяется мотивация, и, исходя из этого, выбирать необходимый метод мотивации. При этом необходимо учесть, что структура потребностей в нашем обществе, равно как и основные факторы деятельности, в силу кризисного и переходного состояния общества имеют ряд особенностей (неудовлетворение у большей части первичных потребностей, но в, то, же время, способность людей работать без оплаты труда, основываясь либо на вторичных потребностях, либо на привычке и т.п.), поэтому, применяя какие-либо методы мотивации, основываясь как на содержательных, так и на процессуальных теориях, необходимо подстраивать их под конкретную ситуацию и характеристики трудового коллектива.

В литературе сегодня существует множество разработок, детально рассматривающих предметы, процессы и методы мотивации[11с.22] .

Так, к примеру, в статье В.Н. Верхоглазенко приведен вариант трудовой позиционности, который на взгляд авторов, является оптимальной основой формирования мотивационно – стимулирующих условий по отношению к работнику (таблица 1) [17с.20].

Таблица 1 – Система создания мотивационно – стимулирующих условий труда

Функция привлеченного человека

Позиционер

Что необходимо поддерживать у работающего

Работник (собственник рабочей силы)

Работодатель (собственник денежных средств и средств производства)

Заинтересованность в результатах своего труда, в максимальном приложении своих рабочих сил.

Специалист-профессионал

Предприниматель (хозяин дела)

Профессиональное самоопределение к работе в фирме в рамках специальности

Сотрудник фирмы

Фирма в целом

Самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей свои традиции, корпоративную культуру, условия труда и пр.

Исполнитель

Менеджер

Самоопределение к исполнительным нормам

Коллега

Коллега (работник вспомогательной службы и т.п.)

Самоопределение к конструктивному взаимодействию с коллегами.

Рационализатор

Заинтересованный в нормативной организации труда (НОТ)

Заинтересованность во внесении рациональных предложений

Член коллектива

Коллектив

Самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здравого психологического климата

Член коллектива

Коллектив

Самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здравого психологического климата

Работник-пользователь оргтехникой, спецоборудованием и т.д.

Технолог

Готовность и способность к технологически правильному использованию оборудования, оргтехники и т.д.


 

Ключевым пунктом в данной методике является обеспечение позитивного отношения работника к кругу своих обязанностей и к предложенным «правилам игры», для чего необходимо культивирование и поощрение правильного самоопределения работника. Самоопределение означает не только адекватное понимание, но и осознанное принятие работником нормативных условий его труда и жизни в организации.

Большое внимание в литературе сегодня уделяется тем же возможным факторам демотивации. Проводимые социологические исследования позволяют выявить наиболее эффективные методы мотивации, и факторы, оказывающие демотивирующее воздействие [11с.26].

Проведенное журналом «Управление персоналом» исследование «Системы и методы мотивации» среди подписчиков деловых журналов «Управление персоналом» и «Трудовое право» , показало, что наибольший вес среди форм мотивации имеет оклад (4,25 баллов по пятибалльной шкале и индивидуальная надбавка 93,82).А затем уже следуют различные виды премий, на фоне других выделяются медицинское страхование, возможность получения кредитов и материальная помощь, (таблица 2)

Таблица 2 – Оценка факторов мотивации по данным социологического исследования журнала «Управление персоналом» . [17с.22]

Причина

Оценка по 5-ти балльной шкале

Оклад

4,25

Индивидуальная надбавка

3,82

Премия по итогам работы отдела, фирмы

3,53

Кредиты

3,53

% от продаж

3,50

Медицинское страхование

3,48

Квартальные

3,28

Обучение

3,20

Материальная помощь

3,09

Оплаченные обеды

3,06

Оплата временной нетрудоспособности

3,02

Пособие по беременности и родам

2,90

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

2,81

Автомобиль

2,56

Мобильные телефоны

2,09

Информация о работе Мотивационный механизм в менеджменте современных организаций