Мотивация в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ основных мотивационных моделей, раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на практике моделей мотивации работников. Как следствие, предметом исследования и анализа является труд и мотивационные модели, способствующие или препятствующие повышению его эффективности. При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель компании должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи — выживания фирмы в жесткой конкурентной борьбе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы мотивации в системе менеджмента

1.1 Роль и значение мотивации персонала……………………………………..5
1.2 Методы стимулирования персонала………………………………………..9
1.3 Теоретические основы стимулирования персонала………………………12

Глава 2. Анализ мотивации как функции менеджмента в конкретной
организации

2.1 Общая характеристика деятельности ООО «ВАШ ДОМ»………………20
2.2 Анализ стимулирования персонала на ООО «ВАШ ДОМ»……………..21

Глава 3. Стратегия повышения эффективности методов мотивации.

3.1 Рационализация общефирменных методов управления………………..…27
3.2 Совершенствование мотивации труда на ООО «ВАШ ДОМ»…………………32

Заключение…………………………………………………………….…….….37

Литература…………………………………………………..…………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

kur.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

     Исходя  из  теории  ожиданий,  можно   сделать вывод,  что работник  должен иметь  такие потребности,  которые могут  быть в значительной  степени  удовлетворены  в   результате  предполагаемых  вознаграждений.  А  руководитель  должен давать такие поощрения, которые  могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур  вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.                 

Теория справедливости.

    Согласно этой  теории эффективность мотивации  оценивается работником не  по определенной  группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в  аналогичном системном окружение.                                                                                                 

   Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников.  При  этом  он  учитывает  условия в  которых  работают  он  и  другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а  другой - на старом, у одного было одно качества заготовок,  а другого - другое. Или, например,  руководитель  не   обеспечивает  сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и. т. д.                                         

    Теория мотивации  Л. Портера - Э. Лоулера. Эта  теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.                    

Л. Портер и Э. Лоулер  ввели три  переменные, которые  влияют  на  размер  вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его  способности и  осознание своей роли в процессе  труда. Элементы  теории ожидания  здесь проявляются в том, что работник  оценивает вознаграждение  в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение  будет  адекватно  затраченным  им  усилиям. Элементы теории  справедливости  проявляются  в  том,  что люди  имеют  собственное  суждение по  поводу правильности  или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками  и  соответственно  и  степень  удовлетворения. Отсюда  важный  вывод  о  том, что  именно результаты  труда являются  причиной удовлетворения сотрудника,  а не  наоборот. Согласно такой теории результативность должна  неукоснительно повышаться.                                                     

    Среди отечественных  ученых наибольших успехов в  разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики  А.  Н.  Леонтьев  и  Б. Ф.  Ломов. Они  исследовали проблемы  психологии  на  примере  педагогической  деятельности.  Производственные   проблемы   они   не  рассматривали. Однако все   основные  положения   теории  Выгодского подходят и для производственной деятельности.           

    Теория  Выгодского  утверждает,  что  в  психике   человека  имеются  два  параллельных  уровня  развития - высший  и   низший,  которые  и  определяют  высокие  и низкие  потребности  человека  и  развиваются  параллельно. Это означает, что удовлетворение  потребностей  одного  уровня  с помощью средств,  другого невозможно.                                              

    Например,  если в  определенный момент  времени человеку  требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное  стимулирование.  В  таком  случае  реализовать  высшие  потребности  человека  можно   только  нематериальным путем. Л.С. Выгодский сделал вывод о том, что  высшие   и  низшие потребности развиваясь параллельно  и самостоятельно,  совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.                 

     По  нашему  мнению,  эта  теория  более   прогрессивна,  чем любая  другая. Однако она не учитывает высшие  проблемные потребности человека.                                       

Можно   утверждать,  что низшие,  высшие  и  самые  высшие потребности развиваются параллельно и совокупно, и управляются поведением  человека на  всех уровнях его организации,  т. е. существует тройственный  характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.    

Таким образом, учитывая сказанное выше, можно сделать  следующий вывод: различные теории менеджмента исходили из принятия и  обогащения принципу.

Таким образом, различные теории менеджмента исходили из практики и тем самым обогащали ее.

Рассматривая школы  управления в развитии менеджмента, можно проследить последовательность  развитие механизмов мотивации:

    1. Ф.Тейлор – норма + премия
    2. А. Файоль – административные методы
    3. Э. Мэйо – психологический фактор

 

Глава 2. Анализ мотивации как функции менеджмента  в конкретной организации.

 

2.1  Общая  характеристика предприятия ООО «ВАШ ДОМ»

Общество с ограниченной  ответственностью «ВАШ ДОМ» было зарегистрировано в апреле 2004 года. Место нахождения общества:

г. Ярцево, Смоленской области.  Общество - коммерческая организация,

цель, которой состоит  в осуществлении хозяйственной  деятельности и извлечении прибыли. Высшим органом управления Общества является Общее собрание участников. Исполнительным единоличным органом является Директор. Предметом деятельности общества являются:

      - оптовая  торговля непродовольственными  товарами;

      - прочая  розничная торговля в специализированных  магазинах;

      - другие виды деятельности, не запрещенные действующим           законодательством РФ.

     В управлении  обществом существует линейно-функциональная  структура (Рис. 5).


 


 


 


 

     


 

 

Рис. 5 Схема структуры управления ООО «ВАШ ДОМ».

 

 

Строительный магазин пользуется популярностью не только в г. Ярцево, но и за его пределами. Это  можно объяснить тем, что он располагается рядом с автомагистралью Москва - Минск, где проходят очень большие транспортные потоки.  Существенную роль в этом также играет реклама в виде рекламных щитов по ходу движения транспортного потока, а также непосредственно у магазина.

Анализ финансовых результатов  показал, что товарооборот торгового  предприятия в 2004 году составил 12 млн. руб. Средняя наценка при этом составила 30%. Маржинальный доход предприятия по итогам года составил 2,8 млн. руб. Период оборота по магазину составил 43 дня.

Среднесписочная численность  - 20 человек.

Постоянные затраты  предприятия составили 1.5 млн. руб.:

    • Аренда магазина - 0,3 млн. руб.
    • Заработная плата – 0,9 млн. руб.
    • Отчисления в бюджет – 0,13 млн. руб.
    • Аренда транспорта – 0,05 млн. руб.
    • Коммунальные платежи – 0,05 млн. руб.
    • Прочие расходы – 0,07 млн. руб.

         Прибыль предприятия  в 2004 году  составила  1.3 млн. руб.

ООО «ВАШ ДОМ» является малым  предприятием, так как его численность  составляет 20 человек.

 

2.2. Анализ стимулирования  персонала на ООО «ВАШ ДОМ»

 

В управлении персоналом в ООО «ВАШ ДОМ» применяются следующие методы:

  • Организационно-административные  методы управления:
    1. Регулирование взаимоотношений сотрудников посредством положений о структурных подразделениях и должностных инструкций,
    1. Использование властных механизмов управления (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении  текущей деятельностью предприятия. 
  • Экономические методы управления:
    1. Материальное стимулирование труда работников: премиальные по результатам труда, использование для отдельных категорий работников сдельной формы оплаты труда.
  • Социально-психологические методы управления:
    1. Развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации, ведения корпоративной рекламы,  широкого использования логотипов компании, обеспечения сотрудников фирменной  рабочей одеждой и т.п.
    2. Стимулирование  труда работников посредством предоставления   социальных гарантий (подарки к юбилеям и праздникам).

ООО «ВАШ ДОМ» наиболее типично для Российских предприятий вообще. В соответствии с Трудовым Кодексом предприятия самостоятельно устанавливают вид системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и должностных окладов, а также формы материального поощрения. Основные правила оплаты труда и премирования закреплены Положением об оплате труда работников, утверждаемым приказом директора ООО «ВАШ ДОМ».

 

Организационно-административный метод управления.

Управление на предприятии ООО «Ваш ДОМ» осуществляется через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно директором ООО «Ваш Дом», контроль над их исполнением возложен на заведующих секциями и старшего продавца через систему административных методов трудовой дисциплины. Они регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.

Целью является правовое регулирование трудовых отношений, защита прав и законных интересов  предприятия и его работников в соответствии с трудовым законодательством, Уставом предприятия.

На предприятии осуществляется прямой директивный механизм воздействия.

Стимулом выполнения управленческих воздействий является дисциплинарная ответственность.

 

 

 

Экономический метод управления ООО «ВАШ ДОМ».

Согласно «Положению о системе оплаты и стимулирования труда персонала» заработная плата  может включать в себя следующие выплаты из фонда оплаты труда: 

  1. Месячный оклад, который формируется согласно среднего оклада сложившегося в данной профессии.
  2. Премирование за выполнение производственных показателей.

А) Сумма премии  определяется ежемесячно на основании управленческого учета деятельности предприятия. Базовой величиной для начисления премии является валовая прибыль.  

Величина премии определяется в следующих процентах таблица 1.2:

Таблица 1.2

Валовая прибыль

 Тыс.руб.

Процент премиального фонда   %

До 100

От 100 до 150

От 150 до 200

От 200 до 300

Свыше 300

10

12

13

14

15


 

Б) Премиальный фонд формируется  только при выполнении двух показателей:

- выполнение плана  по валовой прибыли 

- выполнение предприятием  плана реализации, который устанавливается  на год.

Величина премиального фонда устанавливается приказом по предприятию.

В) Премиальный фонд распределяется в следующих размерах:

20% - премия руководителя  предприятия 

10% - фонд директора 

70% - премиальный фонд, который распределяется в зависимости  от коэффициента трудового участия работника

Г) Премиальный фонд директора  распределяется на усмотрение руководителя  предприятия за отдельные производственные показатели работы сотрудников, за добросовестное отношение к должностным обязанностям, за выполнение дополнительных заданий.

 Расчет премии сотрудников  Пр=ПФ*К, где

Пр – величина премии

ПФ – премиальный  фонд

К – коэффициент трудового  участия, который применяется равным:

Ст. продавец –         0,07

Продавец -               0,05

Зав. секцией -          0,08

Бухгалтер-кассир - 0,06

Товаровед-             0,08

Грузчик -                0,05

Водитель -              0,05

Уборщица -             0,05

 

Д) Вознаграждение по итогам работы за год – премиальная выплата в системе оплаты труда, основанием для начисления которой является выполнение в целом по предприятию за отчетный год показателей по объему реализации продукции (работ, услуг), уровню затрат на один рубль реализованной продукции. Решение о назначении премии принимается собранием учредителей предприятия. Размер вознаграждения устанавливается приказом  директора на основании решения учредителей и определяется средним месячным заработком работника. (см. «Положение о системе оплаты и стимулирования труда персонала п.5)

 Доплаты за особые  условия труда и отклонения  от нормальных условий труда.  (см. «Положение о системе оплаты и стимулирования труда персонала п.6)

Несистемные выплаты  из средств  прибыли:

1 Разовые премии устанавливаются за выполнение индивидуальных и коллективных особо важных производственных заданий, достижение значительных результатов в совершенствовании технологии, за победу в трудовом соревновании.

Информация о работе Мотивация в системе менеджмента