Мотивация в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:31, контрольная работа

Краткое описание

Типы организаций в зависимости от отношения к сотрудникам. Мотивация персонала как метод повышения эффективности деятельности организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
1. Проблема мотивации и её развития в трудах отечественных и
зарубежных психологов ………………………………………… 5
1.1. Мотив и мотивация – детерминанты деятельности ………….5
1.2. Классификация мотивов, виды мотиваций ……………………6
1.3. Структура мотивации …………………………………………….9
1.4. Формирование мотива и мотивации труда …………………….15
2. Психологическая характеристика деятельности организации …………………………………………………….… 19
2.1. Теории организаций…………….……………………………… 19
2.2. Типы организаций в зависимости от отношения к сотрудникам…………………………………………………..... 22
2.3. Проблемы построения эффективной организации……..……. 23
2.4. Мотивация персонала, как метод повышения эффективности
деятельности организации………………………..…………… 27
Заключение …………………..………………………………………….… 37
Список литературы ………………………………………………...……… 38
Глоссарий…………………………………………………….………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 14. Мотивация в системе управления..docx

— 81.37 Кб (Скачать файл)

Вторым по силе фактором, влияющим на изменение мотивационных структур, является такой вид проблемной ситуации, который через необходимость выбора, снятия оценки и снятия временных ограничений побуждает человека к творческой активности. Авторами установлено, что а) доминирующая мотивационная ориентация выявляется в продукте деятельности; б) фактором, опосредующим влияние мотива на особенности продукта, является его личностная значимость; в) психологическое содержание личностной значимости зависит от типа мотивационной структуры.

 

    1. Структура мотивации

 

           Продуктивным в изучении мотивации  является представление о мотивации  как о сложной системе, в  которую включены определенные  иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; как инвариант системы. Анализ структуры мотивации позволил В.Г.Асееву выделить в ней а) единство процессуальных и дискретных характеристик и б) двухмодальное, т.е. положительное и отрицательное основания ее составляющих.

    Существенным для исследования  структуры мотивации оказалось  выделение Б.И.Додоновым ее четырех  структурных компонентов: удовольствия  от самой деятельности, значимости  для личности непосредственного  ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три – целевыми ее составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Существенно также и то, что два последних, определяемых как награда и избегание наказания, являются, по Дж.Аткинсону, составляющими мотивации достижения. Отметим, что подобное структурное представление мотивационных составляющих, соотнесенное со структурой учебной деятельности, оказалось очень продуктивным. Интерпретация мотивации и ее структурной организации проводится и в терминах основных потребностей .

               Одним из ранних исследователей  личностной мотивации (в терминах  потребностей личности), как известно, была работа Х.Мюррея (1938). Из множества рассматриваемых автором побудителей поведения им были выделены четыре основных: потребность в достижении, потребность в доминировании, потребность в самостоятельности, потребность в аффиляции. Эти потребности были рассмотрены в более широком контексте М.Аргайлом (1967). Он включил в общую структуру мотивации (потребностей):

- не социальные потребности, которые  могут вызвать социальное взаимодействие (биологические потребности в воде, еде, деньгах);

- потребность в зависимости, как  принятие помощи, защиты, принятия - руководства, особенно от тех, кто авторитетен и имеет власть;

- потребность в аффиляции, т.е. стремление быть в обществе других - людей, в дружеском отклике, принятия группой, сверстниками;

- потребность в доминировании,  т.е. принятия себя другими  или группой других как лидера, которому дозволено говорить  большее время, принимать решения;

- сексуальная потребность – физическая  близость, дружеское и интимное  социальное взаимодействие представителя одного пола с привлекательным представителем другого;

- потребность в агрессии, т.е. в  нанесении вреда, физически или  вербально;

- потребность в чувстве собственного  достоинства (self-esteem), самоидентификация, т.е. в принятии самого себя как значимого.

Очевидно, что потребность в зависимости, в самоутверждении и одновременно в агрессии может в значительной мере представлять интерес для анализа  деятельности и поведения обучаемых.

В плане рассмотрения структуры  мотивационно- потребностной сферы человека большой интерес представляет «потребностный треугольник» А.Маслоу, в котором, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой стороны, - его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Треугольник потребностей А.Маслоу, обращает на себя внимание при его рассмотрении, во-первых, место и значение, которое отводится собственно потребностям человека, и, во-вторых, что потребностная сфера человека рассматривается вне структуры его деятельности – только применительно к его личности, ее самоактуализации, развитию, комфортному.

Установление границ мотива и рассмотрение стадий его формирования позволяют обозначить те психологические компоненты, которые могут входить в структуру мотива. Эти компоненты, в соответствии со стадиями формирования мотива, можно отнести к трем блокам: потребностному, «внутреннему фильтру» и целевому (15).

В потребностный блок входят следующие компоненты: биологические и социальные потребности, осознание необходимости, долженствования («квазипотребности» по К. Левину); в блок «внутреннего фильтра – нравственный контроль, оценка своих возможностей (знаний, умений, качеств), предпочтения (интересы, склонности, уровень притязаний); в целевой блок – образ предмета, могущего удовлетворить потребность, опредмеченное действие (налить воды, решить задачу), потребностная цель (удовлетворить жажду, голод и т.п.), представление процесса удовлетворения потребности (попить, поесть, подвигаться и т.п.). Все эти компоненты мотива могут проявляться в сознании человека в вербализованной или образной форме, притом не все сразу. В каждом конкретном случае в каждом блоке может быть взят в качестве основания действия или поступка (принимаемого решения) один из компонентов. Структура же каждого конкретного мотива (т.е. основания действия) строится из сочетания тех компонентов, которые обусловили принятое человеком решение. Таким образом, компоненты, как кирпичики, позволяют создать здание, именуемое мотивом. Образ этого «здания» закладывается человеком в память и сохраняется не только в момент осуществления действия или деятельности, но и после их завершения.

Набор компонентов в каждом конкретном мотиве может быть разным. Но и сходство внешней структуры мотива у двух лиц (тождество входящих в мотивы компонентов) не означает их тождества по смысловому содержанию. Ведь у каждого человека свои склонности, ценности, интересы, своя оценка ситуации и возможностей, специфическое доминирование потребностей и т.д.

В идеале мотив должен дать ответ  на вопросы: почему, для чего, почему именно так, каков смысл. В ряде случаев  желательно получить ответ и на вопрос: для кого, ради кого? Ведь деятельность и поступки человека могут иметь как личностный, так и общественный смысл.

Таким образом, структура мотива как  основания действия и поступка - многокомпонентная, в ней чаще всего находят отражение несколько причин и целей.

Совокупность условий и факторов, обуславливающих мотивационный  акт, чешский психолог Й. Лингарт обозначает термином «мотивационная констелляция», что соответствует нашему пониманию мотива как интегрального психологического образования. Дав обозначение различным компонентам, могущим входить в структуру мотива, и выявив эти компоненты у конкретного человека в конкретном случае, может мотив его поступка или деятельности записать в виде формулы.

Уяснение структуры мотива важно  и для практических психологов, и  для педагогов, и для юристов, да вообще для всех, кто имеет дело с людьми (в семье, в школе, на производстве и т.д.). Акцентирование внимания только на одной из причин может привести к неправильному суждению о человеке и к непоправимым ошибкам.

А.Н. Леонтьев говорил, что функция  мотивов, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они как бы оценивают жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл. Мотивам приписываются различные функции. Сначала выделил побуждающую и направляющую функции. Первая отражает энергетику мотива, вторая – направленность этой энергетики на определенный объект, на определенную активность. Побуждающая функция мотива связана с возникновением потребностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии. Этот процесс мобилизации энергии в случае возникновения биологических потребностей хорошо показан И.В. Ривиным, которые, исходя из эндокринной природы биологических потребностей человека и животных и генетического характера программы функционирования каждого из эндокринных органов («органов потребностей»), связывают изменения, происходящие в организме при появлении потребностей, с повышенной секрецией определенных гормонов; эти гормоны становятся стрессорами, активизирующими мозговые структуры, через которые в реакцию на раздражитель вовлекаются другие физиологические системы (вегетатика, сенсорика – повышение чувствительности и т.д.), т.е. происходит мобилизация энергетического потенциала. Возникающее возбуждение может носить и спонтанный характер, без направленности на определенный объект. Поэтому наличие в мотиве цели и позволяет ему осуществлять направляющую функцию (8, 15).

Говоря о побуждающей функции  мотива и ее связи с энергетикой, нельзя не выделить и другую функцию  мотива – стимулирующую, которая  связана с продолжением побудительности и при осуществлении намерения. Дело в том, что мобилизуемая при возникновении потребностного состояния энергетика исчезает до тех пор, пока не будет удовлетворена потребность, а во многих    случаях процесс удовлетворения потребности занимает определенное время; пока длится это удовлетворение (до момента насыщения), сохраняются и состояние напряжения (желания), и возбуждение вегетативных отделов центральной нервной системы, мобилизующих энергию. Спад напряжения и возбуждения происходит постепенно, в связи с чем в ряде случаев для окончания деятельности требуется дополнительная волевая стимуляция (проявление силы воли).  Стимулирующая функция мотива, отражающая напряжение потребности, наряду со значимостью цели позволяет говорить о силе мотива.

 

 

 

1.4. Развитие (формирование) мотива и мотивации труда

Мотивация, обусловленная  внешними второсигнальными стимулами.

   Под внешнеорганизованной мотивацией нами будет пониматься воздействие на процесс мотивации субъекта А со стороны субъекта(ов)  Б. Речь идет о влияние одного субъекта на мотивационный процесс другого субъекта, а не о формировании мотива посторонним человеком.

    Нельзя извне в процессе воспитания  формировать мотивы, на что уповают  многие педагоги. Можно только  способствовать этому процессу. Мотив – сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект. Следовательно, извне формируются не мотивы, а мотиваторы.

      При внешнеорганизационной мотивации может происходить конкурентная борьба мотиваций двух взаимодействующих в процессе общения субъектов. Поэтому психология воздействия на субъект А со стороны субъекта Б может привести как к согласию, так и к отказу первого выполнить просьбу, требование и т.п. Однако это не значит, что отказ человека выполнить просьбу или приказ не мотивирован. При отказе формируется мотив не действия, а поступка.

Прямые  неимперативные формы организации  мотивационного процесса.

    К прямым неимперативным формам  воздействия относятся просьба,  предложение (совет) и убеждение.

▲Просьба. Этот метод используют, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Во многих случаях субъектам (особенно детям и подчиненным) льстит, что вместо приказа старший по возрасту или должности просит, тем самым показывается зависимость просящего от того к кому он обращается.

Просьба оказывает большое влияние, если облекается в ясные и вежливые формулировки и сопровождается уважением к праву отказать.

▲ Предложение (совет). Предложить кому-либо что-то – значит представить на обсуждение это что-то как известную возможность (вариант) решения проблемы. Принятие субъектом предложения зависит от степени безвыходности положения, в котором он находится, от авторитетности лица, которое предлагает, от привлекательности предлагаемого и от особенностей личности самого субъекта. Так, например холерик на предложение скорее ответит сопротивлением, сангвиник проявит к нему любопытство, меланхолик ответит избеганием, а флегматик – отказом или затяжкой времени, так как ему нужно разобраться в предложении.

▲Убеждение. Это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основой убеждения служит разъяснение сути явления, причинно-следственных связей и отношений, выделение социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса. Убеждение можно считать успешным, если человек оказывается в состоянии самостоятельно обосновать принятое решение, оценивая его положительные и отрицательные стороны. Убеждение как психологическое воздействие должно создавать у человека убежденность в правоте другого и собственную уверенность в правильности принимаемого решения.

Сопротивление субъекта убеждающим воздействиям зависит  от его морального состояния. При  подавленности человека, понимании  им бесперспективности того, что он делал раньше, его сопротивление резко уменьшается.

    В ряде случаев эффективным  средством воздействия со стороны  на процесс образования мотива  является внешнее внушение. Оно  понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемого с помощью речи и неречевых средств общения и отличается сниженной аргументацией со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента. Внушение, принимаемое суггерентом, становиться его внутренней установкой, которая направляет и стимулирует его активность при формировании намерения.

     Существует три формы внушения: сильное уговаривание, давление  и эмоционально-волевое воздействие.

     По критерию наличия цели выделяют  преднамеренное и непреднамеренное  внушение. Первый вид внушения  характеризуется наличием конкретной  цели: суггестор знает, что и кому он хочет внушить. Характерной особенностью непреднамеренного внушения является то, что человек, производящий его, сам может этого и не подозревать.

Информация о работе Мотивация в системе управления