Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:31, контрольная работа
Типы организаций в зависимости от отношения к сотрудникам. Мотивация персонала как метод повышения эффективности деятельности организации.
Введение………………………………………………………………… 3
1. Проблема мотивации и её развития в трудах отечественных и
зарубежных психологов ………………………………………… 5
1.1. Мотив и мотивация – детерминанты деятельности ………….5
1.2. Классификация мотивов, виды мотиваций ……………………6
1.3. Структура мотивации …………………………………………….9
1.4. Формирование мотива и мотивации труда …………………….15
2. Психологическая характеристика деятельности организации …………………………………………………….… 19
2.1. Теории организаций…………….……………………………… 19
2.2. Типы организаций в зависимости от отношения к сотрудникам…………………………………………………..... 22
2.3. Проблемы построения эффективной организации……..……. 23
2.4. Мотивация персонала, как метод повышения эффективности
деятельности организации………………………..…………… 27
Заключение …………………..………………………………………….… 37
Список литературы ………………………………………………...……… 38
Глоссарий…………………………………………………….………………39
В результате исследований различных видов СД можно сделать вывод, что совокупность основных ее социально-психологических процессов, по нашему мнению, составляют следующие: групповые процессы целеобразования и целеполагания, мотивообразования и мотивирования, процесс распределения индивидуальных деятельностей (и действий) в группе, процесс объединения (интеграции) индивидуальных деятельностей (и действий), групповые процессы согласования, организации и управления, а также групповое оценивание индивидуальных вкладов и общих конечных результатов (таблица 3).
Социально-психологические процессы и структурные компоненты тесно взаимосвязаны в целостной СД. Более того, структурные элементы являются одним из оснований выделения некоторых процессов, например: групповая цель лежит в основе групповых процессов целеобразования и целеполагания, групповой мотив — группового мотивообразования и мотивирования, а общий конечный результат — группового оценивания результатов.
Социально-психологические процессы, имеющие в основе структурные элементы СД, составляют первую группу процессов, которые были названы нами первичными, или процессами первого порядка (уровня).
Вторую группу составили те социально-психологические процессы, которые относятся ко всем без исключения структурным составляющим СД, например: процессы распределения и объединения индивидуальных деятельностей, групповых процессов согласования, организации и управления. Они были названы вторичными, или процессами второго порядка (уровня).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Анализ литературных источников показал, многоплановость взглядов на проблему мотивации, которая связана с пониманием ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения различными авторами, такими как Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, М.Аргайл, В.Г.Асеев, Л.И.Божович, К.Левин, А.Н.Леонтьев и др.. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности.
Понимаемая как источник активности и одновременно как систему побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Итак, деятельность любой организации напрямую связана с процессом и результатом труда, каждого её представителя. Для повышения эффективности деятельности организации важна заинтересованность персонала. Как показала проведенная работа персонал проявляет большую заинтересованность в материальной сфере и очень низко представлена сфера непосредственного труда. Данный дисбаланс нуждается в его коррекции. Методом урегулирования имеющегося перевеса одного мотивационного фактора над другим может служить социально – психологический тренинг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Глоссарий
Детерминация – причинная обусловленность событий и явлений внешними и внутренними факторами (стимулами, раздражителями).
Желание – отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить; осознанное стремление к осуществлению чего-либо, обладанию чем-либо.
Интринсивная мотивация (внутренняя мотивация) – процесс формирования мотива при опоре на внутренние факторы (потребности, влечения, желания).
Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием).
Мотиватор – фактор, влияющий на принятие решения и формирование намерения.
Мотивация – процесс формирования мотива.
Мотивационная сфера личности – сложная система разнохарактерных мотивов (мотивационных установок, потребностей, интересов и т. п.), отражающих различные стороны деятельности человека и его социальные роли.
Мотивационная установка – намерение, исполнение которого отсрочено по каким-то причинам.
Мотивационное обеспечение деятельности – формирование потребностей, склонностей, интереса, положительного отношения к данной деятельности.
Мотивационное образование – психологическое образование, выполняющее функцию мотива (собственно мотив, мотивационная установка, влечение, желание, интерес и т. д.).
Мотивационные свойства личности – закрепившиеся в структуре личности мотиваторы, потребности и способы формирования мотива; личностные диспозиции, аттитюды.
Мотивационная схема (поведенческий паттерн, аттитюд) – тенденция к определённой форме поведения в конкретной ситуации, основанная на приобретаемых с опытом знаниях о возможных способах и средствах удовлетворения потребностей.
Мотивация достижения – потребность в достижениях в различных видах деятельности, особенно в условиях соревнования с другими людьми.
Мотивировка – вербальное обоснование, объяснение себе и другим причин своих действий и поступков, которое может не совпадать с действительным мотивом, так как опирается на приемлемые для субъекта и его референтной группы обстоятельства.
Побудитель – стимул, раздражитель, сигнал.
Побуждение – желание, намерение действовать, энергетическая заряженность.
Потребностная ситуация – рассогласование между объективно необходимым и наличным, между желаемым и имеющимся.
Потребность личности – переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.
Предмет потребности – объект, способный удовлетворить потребность, желание; предметная цель.
Результат – конечный итог процесса удовлетворения потребности, исполнения желания, намерения.
Экстринсивная мотивация (внешняя мотивация) – формирование мотива под влиянием внешних факторов.