Мотивация госслужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – предложить пути совершенствования системы мотивации государственных служащих, для повышения эффективности работы государственного аппараты на территории Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:
изучить теоритические основы мотивации персонала;
рассмотреть проблемы мотивации государственных служащих;
сформировать комплекс мер, направленных на повышение мотивации государственных служащих к эффективной работе.

Содержание

Цель курсовой работы – предложить пути совершенствования системы мотивации государственных служащих, для повышения эффективности работы государственного аппараты на территории Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:
изучить теоритические основы мотивации персонала;
рассмотреть проблемы мотивации государственных служащих;
сформировать комплекс мер, направленных на повышение мотивации государственных служащих к эффективной работе.

Вложенные файлы: 1 файл

Правительство Российской Федерации.docx

— 200.90 Кб (Скачать файл)

Анализ существующей системы  мотивации труда государственных  служащих и результаты опроса государственных  гражданских служащих Аппарата Совета Федерации позволили выявить следующие основные демотивационные факторы и причины их возникновения.

Важным демотивационным фактором труда государственных служащих Аппарата Совета Федерации, который также становится основной причиной увольнений с государственной службы, является низкий уровень оплаты труда. Причины возникновения этого фактора заключаются в следующем:

- слабая зависимость оплаты  труда от фактических результатов  деятельности госслужащего;

- денежное содержание  федеральных государственных служащих  не соответствует уровню их  жизни;

- рост инфляции "съедает"  несвоевременную индексацию окладов.

В связи с меньшим предлагаемым денежным вознаграждением происходит отток высококвалифицированных  специалистов в коммерческие структуры, что является одной из причин снижения общего уровня профессионализма государственных  служащих. Кроме того, недостаточный  уровень профессионализма государственных  служащих обусловлен несоответствием  системы дополнительного профессионального  образования потребностям госслужащих  в повышении квалификации.

Не менее важным демотивационном фактором является отсутствие механизма карьерного продвижения. Данный фактор вызван следующими причинами:

- отсутствием нормативно-правовых  документов, регулирующих должностное  продвижение служащих;

- недостаточной информированностью  государственных служащих относительно  возможных путей профессионального  и должностного развития;

- отсутствием индивидуальных  краткосрочных и долгосрочных  планов карьерного роста государственных  служащих.

Для начинающих свой профессиональный путь специалистов государственная  служба часто становится промежуточной  ступенью, которая дает возможность  получить колоссальный опыт в системе  государственного управления, узнать все нюансы практической деятельности, повысить свою квалификацию, завести  полезные деловые знакомства. Проработав несколько лет на государственной  службе, молодые специалисты легко  находят высокооплачиваемую работу в коммерческих структурах, где их предыдущий опыт работы в госорганах власти расценивается как "знак качества". Одним из решений данной проблемы удержания и продвижения молодых специалистов в системе государственной службы может стать указ Президента РФ "О подготовке кадров для государственной гражданской службы Российской Федерации по договорам на обучение". Согласно проекту указа государственный орган на основании конкурса сможет заключать договоры на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы после его окончания в течение определенного срока с гражданами, получающими высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по очной форме. Студентам, заключившим такой договор, предусмотрена выплата дополнительной стипендии за счет бюджетных средств.

Помимо всех вышеперечисленных  факторов существуют и другие демотивационные факторы труда, отмеченные государственными служащими Аппарата Совета Федерации. К ним относятся:

- сложный морально-психологический  климат, вызванный постоянными реорганизациями  в Аппарате Совета Федерации,  отсутствием гибкого рабочего  времени, авральным режимом работы  и сверхурочными нагрузками, возложением  на работников дополнительных  функциональных обязанностей;

- плохие материально-технические  условия организации труда, обусловленные  несоблюдением норм охраны труда  (перезагруженность рабочих кабинетов), устаревшей оргтехникой, нехваткой  современных информационных технологий (программное обеспечение).

Таким образом, указанные  факторы определяют необходимость  изменений системы мотивации  и стимулирования труда государственных  служащих с целью формирования позитивной мотивации и нивелирования негативного  влияния внешних условий.

Основываясь на выявленных недостатках, совершенствование системы мотивации государственных служащих Аппарата Совета Федерации необходимо осуществлять по следующим направлениям:

1. Совершенствование  материальных денежных методов стимулирования государственных служащих Аппарата Совета Федерации.

2. Совершенствование  механизма профессионального развития  и должностного роста государственных  служащих Аппарата Совета Федерации.

3. Улучшение материально-технических  и морально-психологических условий  трудовой деятельности государственных  служащих Аппарата Совета Федерации.

1. Совершенствование денежного содержания

Мы предлагаем совершенствование политики оплаты труда госслужащих в направлении более гибкого соотношения постоянной и переменной частей денежного содержания. Постоянная часть должна регулярно индексироваться в соответствии с ростом уровня стоимости жизни, переменная - полнее отражать непрерывное развитие государственного служащего, его индивидуальные заслуги и вклад в общую результативность организации.

2.Совершенствование дополнительного профессионального

образования государственных  служащих

Анализ данных проведенного автором опроса государственных  служащих показал: среди приоритетных мотивирующих факторов трудовой деятельности в системе государственной службы, помимо материальной мотивации, были названы "механизм должностного роста", "повышение  уровня профессионализма" и "интересное содержание выполняемой работы". Следовательно, в исследуемой группе госслужащих имеют место мотивация  качественного исполнения должностных  обязанностей, стремление к профессиональному  и личностному совершенствованию, что, на наш взгляд, неразрывно связано  с необходимостью получения, дополнения и обновления профессиональных знаний и навыков, развития интеллектуальных способностей, обмена успешным управленческим опытом.

В связи с этим особую значимость приобретает система  дополнительного профессионального  образования (ДПО) как основного "проводника" профессионализации кадрового обеспечения  государственной службы, поскольку  ДПО представляет собой базовую  подсистему непрерывного образования  государственных служащих, включающего  в себя переподготовку, повышение  квалификации, стажировку и самообразование. Выбор вида ДПО относительно каждого  государственного служащего определяется индивидуально в соответствии с  текущими задачами повышения его  профессионализма и мотивации труда.

Если высшее профессиональное образование закладывает фундаментальную  основу знаний и умений специалиста  и играет "стратегическую" роль в формировании его профессионализма, то ДПО дает возможность "тактических", оперативных воздействий, позволяет восполнить недостающую информацию, заменить устаревшие данные, освоить новые современные методики работы, адаптироваться к внешним условиям, повышает творческую и профессиональную самореализацию госслужащих Аппарата Совета Федерации.

Таким образом, мотивация  к обучению является важной составляющей их профессионального развития и  повышения эффективности труда.

Повышение образовательного уровня государственных служащих Аппарата Совета Федерации регламентировано такими нормативно-правовыми актами, как Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской  службе Российской Федерации" (ред. от 21.11.2011, с изм. от 22.11.2011); Положение  о порядке получения дополнительного  профессионального образования  государственными служащими Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 (ред. от 04.12.2009); Временное положение о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и помощников членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по работе в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы по срочному служебному контракту, утв. Распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ от 25.12.2007 N 600рп-СФ.

Проведенный автором  эксперт-опрос специалистов Управления кадров и государственной службы Аппарата Совета Федерации относительно ДПО показал, что существует потребность  в большем разнообразии программ обучения, форм и методов преподавания, ориентации на профессиональные нужды  госслужащих, исходящие из практики деятельности.

Для решения данного  противоречия возникла насущная необходимость  изменения форм переобучения государственных служащих Аппарата Совета Федерации, пересмотра старых представлений в отношении методик преподавания, практики проведения учебных курсов и функционирования системы ДПО в целом.

Автор полагает, что  необходимой инновацией повышения  квалификации является создание в Совете Федерации корпоративного университета, функционирующего путем взаимодействия образовательных учреждений и Управления кадров и государственной службы Аппарата Совета Федерации. Высокая результативность подобных обучающих структур на практике доказана многими успешными организациями, такими как Росгосстрах, Центробанк, Сбербанк и др.

Деятельность корпоративного университета в обязательном порядке  должна основываться на следующих принципах:

- диагностика служащих  Аппарата Совета Федерации на  соответствие профессиональной  модели компетенций с целью  выявления потребности знаний  и навыков;

- разработка и  адаптация обучающих программ, отражающих  специфику деятельности Аппарата  Совета Федерации;

- изучение конкретных  примеров деятельности из экономико-управленческой  практики Аппарата Совета Федерации;

- создание в структуре  Совета Федерации отдела обучения, курирующего образовательный процесс;

- накопление и  обновление информационной обучающей  базы внутри Совета Федерации;

- системный подход  к обучению: согласованность отдельных  дисциплин, целостность подачи  информации.

Такой подход к специализации  обучения, по мнению автора, помимо роста  профессионализма позволит решить задачи повышения мотивации труда, заинтересованности в содержании работы, формирования кадрового резерва и внутриорганизационной  культуры.

Одним из решений  проблемы повышения доступности  и эффективности обучения в Аппарате Совета Федерации, на наш взгляд, является личностно ориентированное обучение государственных служащих Аппарата. Оно основано на использовании информационных технологий [4], позволяет интенсифицировать  и максимально приблизить процесс  обучения к месту работы, а также  решать следующие задачи:

- индивидуализировать  и дифференцировать процесс обучения (индивидуально просматривать, изучать  или повторять учебный, методический  и информационно-справочный материал);

- осуществлять контроль  и диагностику ошибок с обратной  связью;

- осуществлять самоконтроль  и самокоррекцию учебной деятельности;

- визуализировать  учебную информацию;

- моделировать и  имитировать изучаемые процессы  или явления;

- проводить лабораторные  работы в условиях имитации  на компьютере реального опыта  или эксперимента;

- формировать умение  принимать оптимальное решение  в различных ситуациях;

- развивать определенный  вид мышления (например, наглядно-образного,  теоретического);

- расширить доступные  информационные фонды и методы  доступа к ним;

- усиливать мотивацию  обучения.

Потребность широкого внедрения дистанционных образовательных  технологий и их совершенствования  в Аппарате Совета Федерации объясняется  тем, что традиционные формы обучения не в полной мере справляются с  быстрым обновлением знаний и  возрастающими потребностями системы  государственной службы в образовательных  услугах.

Компьютерные обучающие  системы являются теми средствами, которые создают необходимые  предпосылки для возникновения  внутренней мотивации деятельности личности, особенно тогда, когда они  способны адаптироваться к характерологическим  особенностям обучаемых, складу их мышления, уровню имеющихся знаний, что, несомненно, повышает результативность обучения.

При соответствующем  качестве применение компьютерных обучающих  систем в Аппарате Совета Федерации  способствует предоставлению реальной свободы обучаемым в выборе учебных задач и вспомогательной информации в зависимости от их индивидуальных способностей и наклонностей. Таким образом, осуществляется личностно ориентированный подход к обучению госслужащих. Реализация этого подхода обусловлена тем, что государственный служащий Аппарата Совета Федерации как сложившаяся личность уже имеет определенный багаж знаний и может сам планировать свое обучение. Каждый обучаемый может сам выбрать темп обучения, делать в работе паузы. На данном этапе происходит более глубокий и тонкий учет индивидуальных особенностей. С помощью начального теста программа может определить уровень знаний и в соответствии с этим уровнем предъявлять теоретический материал, вопросы и задачи, а также подсказки и помощь. Обучающая система осуществляет градацию подготовленности учащихся. При обучении с помощью компьютера обучающая программа может диагностировать пробелы в знаниях обучающихся, их индивидуальные особенности и строить обучение в соответствии с ними.

Такая тенденция  к дифференциации и индивидуализации обучения дает возможность привести в соответствие требования и сложность  заданий с уровнем способностей и возможностей слушателей. Новое  в организации учебного процесса с участием компьютерных технологий, само изменение характера работы в процессе занятия способствуют повышению интереса к учебе.

Информация о работе Мотивация госслужащих