Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:50, курсовая работа
Актуальность данной работы состоит в том, что от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретных работников, но и конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности. Знание основ мотивации, современных особенностей использования взаимосвязанных механизмов мотивации и стимулирования помогает расширить рамки профессиональной компетенции управленческого персонала и существенно повысить эффективность управления развитием организации и организационных систем.
Введение ………………………………………………………………… ..3
Теоретические аспекты мотивации персонала ………………………5
1.1 Понятие и виды мотивации труда. Классификация мотивов ………5
1.2 Теории мотивации персонала ……………………………………….12
2. Основы стимулирования труда………………………………………..21
3. Практика мотивации и стимулирования персонала………………….29
3.1 Отличительные особенности систем мотивации персонала в отечественных организациях……………………………………………………….29
2. Основы стимулирования труда
Если в предыдущей главе мы определили, что мотив – это внутреннее, самозарождающееся побуждение, то стимул является внешним побуждением к действию, отвечающее мотивам человека, или инструментом мотивации. Стимул труда – побудительная причина заинтересованности в труде. В процессе трудовой деятельности в качестве стимулов рассматривают блага, имеющиеся в распоряжении организации.22
Важной с точки зрения управленческого воздействия является классификация стимулов, от которой нередко зависит правильное понимание роли и места мотивации и стимулирования персонала в организации. (Табл.4)
Таблица 4
Классификация стимулов23
Классифицируемый признак |
Форма стимула |
Направленность действия стимулов |
Поощряющие Наказующие (порицание) |
Источники (ресурсы) стимулирования |
Экономические Административные Общественные |
Интересы субъекта |
Индивидуальные Коллективные (групповые) |
Содержание стимулов |
Материальные (экономические): денежные; неденежные (материально-социальные) Нематериальные: социальные; моральные; психологические |
Способ оказания стимулирующего воздействия |
Прямые (непосредственные) Косвенные (опосредованные) |
Периоды действия стимула |
Опережающие Отсроченные |
Уровень воздействия |
Внешние Внутренние |
Повторяемость |
Разовые Временные Многоразовые Постоянные |
Интенсивность воздействия |
Слабые Средней силы Сильные |
Стимулирование - это процесс регулирующего воздействия на работника факторов внешней среды с целью повышения его трудовой активности. (Гапоненко А. Л.) Если мотивация подталкивает деятельность изнутри, то стимулирование привлекает ее извне возможностью удовлетворения потребностей. Стимулировать поведение - значит создавать такие внешние условия воздействия на работника, организационные системы, которые побуждают или вынуждают их действовать в установленном, заданном режиме для достижения поставленных целей. 24
Стимулирование трудовой
деятельности – это стремление организации
с помощью моральных и
Рассмотрим основополагающие виды стимулирования: материальное (денежное, неденежное) и нематериальное. Виды стимулов базируются на основных направлениях стимулирования трудовой деятельности. (Приложение 1)
Материальное стимулирование – комплекс различного рода материальных благ, получаемых или присваиваемых персоналом за индивидуальный или групповой вклад в результаты деятельности организации посредством профессионального труда, творческой деятельности и требуемых правил поведения. Следовательно, в это понятие включены все виды денежных выплат, которые применяю в организации, и все формы материального неденежного стимулирования. (Рис. 8)
Рис. 8 Структура материального стимулирования
Центральную роль в системе
материального денежного
Доплаты и надбавки устанавливаются к тарифной части заработной платы. Их применение обусловлено необходимостью учесть при оплате дополнительные постоянные трудозатраты работников, связанные со спецификой отдельных видов труда. Доплаты и надбавки носят компенсационный либо стимулирующий характер.
Следующее направление материального денежного стимулирования – премирование. Премия стимулирует особые, повышенные результаты труда. Цель премирования – улучшение конечных результатов деятельности. Она имеет неустойчивый характер. Ее величина может быть большей или меньшей, а может и вообще не начисляться. Эта черта очень важна, и без нее премия утрачивает смысл.
Наряду с материальными денежными стимулами, применяются и такие, которые имеют материальную ценность, но в реальном выражении представлены в виде социальных льгот и компенсаций, - бенефиты или социальный пакет. Они могут быть предоставлены как государством (ежегодный оплачиваемый отпуск, оплачиваемые больничные листы), так и добровольно самим предприятием (социальные льготы). Это делается для привлечения на предприятие новых работников, снижения текучести кадров, стимулирования эффективной и качественной работы. К таким стимулам можно отнести:
- полную или частичную
оплату сотовой связи,
- доставку сотрудников,
негосударственное пенсионное
- служебный автомобиль, питание в зале для высшего руководства – имиджевые стимулы, повышающие статус сотрудника внутри и вне компании;
- предоставление кредитов/поручительство перед банком на неотложные нужды, оплата обучения - индивидуальные стимулы, направленные на привлечение/удержание ценных специалистов.
Что же касательно нематериального стимулирования, то оно объединяет в себе все то, что, обязательно отразившись в чувствах человека и мысленных образах, реально затрагивает потребности и интересы личности. Нематериальное стимулирование базируется на знании психологических основ поведения человека в труде и понимании значимости трудовой деятельности в удовлетворении высших потребностей человека. Основные направления нематериального стимулирования персонала – моральное, организационное и стимулирование свободным временем. (Рис. 9) Приоритетность выбора того или иного направления нематериального стимулирования в практике работы с персоналом зависит от того, в какой ситуации и с какой целью они применяются, а также в какой степени цели органов управления соответствуют интересам работников.
Среди нематериальных стимулов наиболее активно используются:
- официальное признание
заслуг: награждение почетными
- предоставление возможностей для творчества;
- привлечение работников к управлению;
- изменение статуса работника;
- улучшение условий труда и режима работы;
- совершенствование стиля
руководства и методов
- формирование организационной культуры.
Рис. 9 Основные направления нематериального
стимулирования персонала
Функции стимулирования:
1. Экономическая – стимулирование направлено на повышение эффективности функционирования организации и труда.
2. Социальная – стимулирование служит основой удовлетворения потребности личности и её способности.
3. Психологическая – стимулирование показывает влияние на формирование внутренних ценностей работника.
4. Воспитательная – стимулирование направлено на формирование нравственных качеств работника.
Требования к стимулированию:
1) Комплексность
2) Дифференциация по результатам
3) Гласность
4) Гибкость и оперативность
5) Участие
работников в организации
На рис. 10 приведены некоторые из наиболее часто применяемых инструментов мотивации.
Итак, такое единство связанных между собой стимулов и мотивов образует мотивационное ядро персонала организации, которое может действовать эффективно, если будет обладать способностью автономно снимать противоречия между мотивами (внутренние) и стимулами (внешние). Такая способность предполагает знание сущности тех или иных мотивов и стимулов, разобраться в которых нам поможет их четкая классификация.
Таким образом, стало ясно,
что отсутствие мотивационных моделей
на наших предприятиях будет снижать
эффективность действующих
Рис. 10 Инструменты трудовой мотивации25
Рассмотрев основной теоретический материал по мотивации и стимулированию персонала, возникает потребность изучить особенности стимулирующих программ российских предприятий и проанализировать основные факторы, повышающие трудовую мотивацию сотрудников. Именно этим проблемам посвящен следующий раздел курсовой работы.
3. Практика мотивации и стимулирования персонала
3.1 Отличительные
особенности систем мотивации
персонала в отечественных
Развитие систем мотивации и стимулирования существенно зависит от национальных особенностей. Отличительные особенности систем мотивации и стимулирования в России по сравнению с системами мотивации и стимулирования предприятий других стран весьма существенны по многим параметрам.
Во-первых, в производственно-хозяйственной деятельности предприятий России длительное время широко использовалась в практической деятельности преимущественно одна – единственная мотивационная модель «кнута и пряника», которая и сегодня не утратила своего применения.
Во-вторых, модели мотивации нашей страны были и остаются стандартизированными и незыблемыми, всякое отклонение от этих стандартов считается нарушением существующих нормативных законодательных актов и локальных нормативных документов, которые базируются и функционируют на основе законодательных актов. Поэтому менеджеры высшего уровня управления четко соблюдали эти принципы (повременная, сдельно-премиальная системы оплаты и их разновидности, премиальные системы).
В-третьих, мотивационно-стимулирующие системы способствовали не только уравнительности в системах оплаты труда и премирования данной категории работников, но и сохраняли тенденцию стимулирования в равном объеме лучшего и худшего, так как размер должностного оклада управленцев одной квалификационной категории оплачивался одинаково, независимо от трудового вклада. Таким же методом осуществлялось премирование. Выплата премии независимо от итогов труда и даже незначительный отрыв премии от достигнутых результатов искажает их сущность, превращает в механическую добавку к основной заработной плате.
В-четвертых, трудовой вклад, оценивался необъективно, формально, что приводило к равнодушию и не заинтересованности как в индивидуальных, так и коллективных результатах труда, снижало социальную и творческую активность.
В-пятых, мотивационные модели, действующие в России, полностью исключали возможности инженерно-управленческих работников в области развития неспециализированной карьеры и развития совмещения должностей. Лишь за последние годы необходимость развития неспециализированной карьеры и совмещения должностей стала признаваться.
В-шестых, социальное стимулирование трудовой деятельности данных категорий работников осуществлялось преимущественно без учета результатов индивидуального труда, так как социальными благами коллективного труда пользовались как работники, достигшие высоких показателей в работе, так и работники, не проявляющие особого интереса к трудовой деятельности.
В-седьмых, ни одна из мотивационных моделей предприятий капиталистических стран не предусматривала и не предусматривает сегодня блока моральных стимулов, так как в них в основном находят отражение стимулы материальные, социально-материальные, натуральные и социальной карьеры.
В-восьмых, стимулирование рассматривалось, как правило, через призму социалистического соревнования. И думается, соревнование, если отбросить идеологические догмы, не только не изжило себя, но по-прежнему должно являться одним из движущих мотивов повышения социальной и творческой активности работников в ускорении темпов научно-технического прогресса. В противовес России соревнование как таковое широко используется в фирмах Германии, США, Японии и других стран.26
1 Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента (Management) / Под ред. Л. И. Евенко. – М.: Издательство "Дело", 1997.
2 Бизнес-учебник. Интернет-ресурс: http://iknowbusiness.ru/
3 Аширов Д.А. Организационное поведение: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.