Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа
Основной целью разработки и практического применения систем мотивации труда непосредственно в организациях является возможность внедрения новых принципов управления персоналом. В качестве частных целей внедрения системы мотивации можно назвать следующие:
привлечение персонала в организацию;
сохранение работников в организации;
стимулирование производственного поведения работников, его стремления к достижению наилучших результатов на своем рабочем месте как средства достижения целей, стоящих перед организацией в целом.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретические основы организации оплаты труда 5
1.1 Принципы и элементы организации оплаты труда 5
1.2 Виды и функции заработной платы трудовой деятельности 9
1.3 Структура заработной платы 11
2 Мотивация и стимулирование трудовой деятельности 15
2.1 Сущность и содержание мотивации труда 15
2.2 Система мотивации труда персонала организации 21
2.3 Методы стимулирования трудовой деятельности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Хотя эти теории расходятся по ряду вопросов, но они не являются взаимоисключающими. Развитие теорий мотивации явно имело эволюционный, а не революционный характер. Однако эти теории можно использовать эффективно при решении задач управления персоналом предприятия.
В механизме мотивации труда можно выделить несколько последовательных этапов.
Первый
этап и движущая сила процесса мотивации
труда - возникновение потребностей.
Потребности - это то, что находится
внутри человека. Это что-то общее
для разных людей, но одновременно имеет
индивидуальное проявление у каждого
человека. Это то, от чего человек
всегда хочет освободиться. Так как,
поскольку потребность есть, она
постоянно о себе напоминает и
требует удовлетворения. Люди по-разному
устраняют свои потребности: удовлетворяют
их, подавляют или не реагируют
на них. Потребности возникают
Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. При классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.
Момент
выявления потребности в
Вообще
поведение человека формируется
слаженным стабильным взаимодействием
стимулов и мотивов. Стимулы представляют
собой внешние воздействия, побуждающие
субъект действовать
В процессе мотивации могут участвовать лишь две последних формы стимулов, так как принуждение не может стать мотивом трудовой деятельности. Косвенно порицание может иметь мотивирующее воздействие, так как порицание может вызвать, с одной стороны, досаду, неудовлетворенность собой, растерянность, но с другой стороны, - желание действовать. Чтобы порицание дало положительный результат, необходимо знание работников, их нравственно-психологические особенности. В этом случае порицание будет мотивом трудовой деятельности. Дальнейшее развитие этой зависимости - психологическое поведение человека, конкретный результат деятельности, совершаемой для реализации определенной потребности (результат в материальной форме - количество произведенной продукции, работ, услуг; интенсивность труда; производительность; эффективность и т.д.). Нас интересует именно психологическое поведение человека, так как определение степени влияния мотивов на конкретный результат деятельности, осознанное поведение работника может дать положительный результат предприятию и способствовать управлению мотивацией. Именно на этапе формирования мотива поведение работника становится волевым, т.е. он определяет, стоит ли выполнять какую-либо работу; если стоит, то, как; оценивает все «плюсы» и «минусы» своей предполагаемой деятельности. Чтобы заинтересовать работника трудиться с полной отдачей, необходимо на этапе процесса мышления (когда определяется поведение, наиболее целесообразное для человека) дать импульс активности в виде стимула, актуального для работника именно в этой ситуации, который станет мотивом деятельности для работника [6].
Таким образом, мотивация является побуждением к деятельности, с целью удовлетворения определенных потребностей. Мотивация осуществляется в несколько этапов: возникновение потребностей, выявление потребностей в сознании, формирование мотива к деятельности по удовлетворению потребностей.
2.2 Система мотивации труда персонала организации
В любой
организации представлены все типы
людей, и применение той или иной
теории мотивации определяется удельным
весом работников конкретного типа
в коллективе. На основе выбранной
классификации нужд администрация
и кадровая служба организации выстраивают
систему мотивации труда
При разработке системы мотивации персонала надо учитывать фазу экономического цикла, в которой находится организация:
а) в фазе экономического роста наиболее действенны стимулы, связанные с денежным премированием, должностным продвижением, повышением самостоятельности и ответственности, поощрением увеличения продуктивности и расширением производства;
б) в период экономической стабильности надо сосредоточиться на совершенствовании управления, увеличении объема продаж и выявлении творческих идей, повышающих конкурентоспособность продукции;
в) в фазе экономического спада требуется стимулирование улучшения качества продукции и снижения ее себестоимости, а также повышения эффективности рекламы.
Человек, как правило, всегда мотивирован своей деятельностью. Он может рационально объяснить причины своих поступков, указав на обстоятельства, побудившие его к выбору именно этой деятельности. Совокупность устойчивых мотивов - направленность личности, которую характеризуют ее интересы, склонности, убеждения и идеалы (т.е. мировоззрение).
Для эффективного мотивирования труда необходимо сделать следующее:
а) определить набор благ, отражающий основные нужды и интересы сотрудника;
б) определить уровень удовлетворения нужд и интересов сотрудника;
в) конкретизировать виды трудовой деятельности, которые необходимы организации и к выполнению которых целесообразно мотивировать сотрудников;
г) увязать определенные виды деятельности с набором благ и льгот.
Предпосылками к обеспечению достаточного уровня мотивации должны стать гарантия сохранности рабочего места, справедливая оплата труда с учетом его сложности и достигаемой работником производительности, гласность решений по кадровым вопросам и привлечение сотрудников к участию в управлении.
Мотивирование труда одновременно означает и его стимулирование (напомним, что стимулы - это внешние факторы, определяющие выбор человеком определенного типа поведения).
Процесс
стимулирования должен
а) комплексность - единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций организации;
б) дифференцированность - индивидуальный подход к стимулированию разных работников;
в) гибкость и оперативность - постоянный пересмотр стимулов в зависимости от происходящих в коллективе и обществе изменений.
2.3 Методы стимулирования трудовой деятельности
Стимул - это внешнее побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой).
Методы
стимулирования персонала
Процесс
использования различных
Мотивация
и стимулирование персонала
Перечислим
общие стимулы, побуждающие
Стимулирование
как метод воздействия на
а) Материальные методы стимулирования труда
Выбор рациональных
форм и систем оплаты труда персонала
имеет важнейшее социально-
Неэффективная
или несправедливая система
Связь
вознаграждения работников с
фактическими результатами
При
повременной оплате величина
вознаграждения работника
Информация о работе Мотивация и стимулирование трудовой деятельности