Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:37, курсовая работа
Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Мотивация является одной из ведущих функций управления, поскольку достижение основной цели зависит от слаженности в работе людей. Каждый эффективный руководитель стремится убедить сотрудников работать лучше, создать для них внешние и внутренние стимулы для активной и творческой деятельности, поддерживать интерес к работе, инициировать переживание удовлетворения от полученных результатов. Важно также, чтобы работники стремились к достижению целей организации добровольно и творчески.
Мотивация является динамическим
процессом, который стимулирует
и поддерживает на определенном уровне
поведенческую активность индивида.
Она охватывает систему стимулирующих
факторов (потребности, мотивы, цели, намерения
и т.д.), способных влиять на поведение
людей, совокупность причин психологических
факторов, которые стимулируют, поддерживают
и объясняют поведение и
Путь к эффективной
В этой работе предпринята попытка увидеть в различных гипотезах информацию, которую можно использовать в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Так, первое направление рассматривает мотивацию как совокупность факторов или мотивов. А второе направление — как процесс, механизм.
И в том, и другом направлении мотивация является вторичным по отношению к мотиву образованием, явлением.
Многие ученые под мотивацией подразумевают детерминацию поведения. На основании этого они выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.
На сегодняшний день пока нет единого взгляда на сущность мотивации, ее роль в регулировании поведения человека.
Каждая психологическая
школа подразумевает под
1) мотив как потребность;
2) мотив как побуждение;
3) мотив как цель;
4) мотив как намерение;
5) мотив как свойство личности;
6) мотив как состояние.
Существуют психологи, которые под мотивом понимают фактор. Этот фактор для человека имеет особое значение, выступает стимулом к какой-либо деятельности и определяет ее ход и результаты. Здесь стоит заметить, что в данной ситуации мотивом может выступить и боль, и наличие алкоголя в крови, а также другие внешние стимулы.
Принятие разными психологами
за мотив различных
Границами мотива являются потребность и намерение что-то сделать вместе с побуждением. К компонентам мотива, создающим его структуру, относят три блока.
Потребностный блок, который включает в себя биологические, социальные потребности и долженствование.
Блок «Внутреннего фильтра», в который входят следующие компоненты: предпочтение по внешним признакам, интересы и склонности, уровень притязаний, оценка своих возможностей, учет условий достижения цели, нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки, отношения).
Целевой блок, в который входят следующие компоненты: опредмеченное действие, процесс удовлетворения потребностей и потребностная цель.
Все вышеперечисленные компоненты трех блоков могут проявляться в сознании человека в вербальной или образной форме. Они могут проявляться не все сразу, а поочередно. Один из компонентов в том или ином случае может быть взят за основание действия из конкретного блока. Структура же самого мотива строится из сочетания компонентов, которые обусловили принятое человеком решение.
У того или иного мотива набор компонентов может быть разным. Сходство же мотивов по внешним признакам еще не говорит о том, что они тождественны по смыслу. Мотив должен давать ответы на следующие вопросы: для чего, почему, какой смысл и почему именно так, а также для кого и ради кого.
В состав мотива могут входить два или три компонента из одного блока. Один из этих блоков будет играть главную роль, а остальные два второстепенную или сопутствующую. Например, среди нескольких потребностей, побуждающих в одно и то же время к выбору цели, главной может быть стремление стать эстрадной звездой, а второстепенной — желание изменить свой статус в обществе и повысить свой культурный уровень.
Отсюда следует, что структура
мотива по своей природе
1.2 Основные стимулы и
мотивирующие критерии в
- любые стимулирующие действия
должны быть тщательно
- людям важно испытывать
- каждый на своем рабочем месте призван показать то, на что он способен;
- любой человек стремится
- важно интересоваться
- каждому работнику следует
предоставить возможность
- в достижении цели, которую работник сам себе определил или в формулировании которой он принял участие, он проявит значительно больше энергии;
- хорошие работники имеют
- сотрудники должны иметь
- любые серьезные решения об
изменениях в работе
- самоконтроль: должен сопровождать любые действия работника;
- сотрудникам должна быть
- всегда следует поощрять
- сотрудникам важно постоянно
предоставлять информацию о
- каждый работник по
Отечественные ученые в области психологии, управления персоналом, экономики труда и менеджмента так же, как и их зарубежные коллеги, внесли свой вклад в рассмотрение проблемы мотивации в трудовой деятельности работников организаций. Но, несмотря на определенные различия, которые присутствуют в их учениях, у них превалирует единое мнение о том, что мотивация — это выбор мотивов, которые побуждают человека к активности в трудовой деятельности. Например, А.П. Егоршин в своем учебнике «Управление персоналом» дает следующее определение: «Мотивация — это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей». Б.М. Генкин считает, что «мотивация — это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей».
В РФ проблему мотивации трудовой деятельности относят к направлению, которое на данный момент времени еще мало изучено. Начало 90-х гг. ХХ в. знаменуется в отечественной истории как этап перехода от административной к рыночной экономике. Соответственно, эти изменения повлияли на повышение актуальности и внимания к вопросам мотивации в российском обществе.
Многие ученые в области
мотивации трудовой деятельности полагали,
что механический перенос американских
теорий мотивов на российскую деятельность
не всегда правильный выбор. Это связано,
прежде всего, с ментальными различиями
людей и уровня развития менеджмента.
Так, по результатам социологических
исследований середины 1990-х гг., около
80% сотрудников считали — «от
каждого по способностям, каждому
— по потребностям». В связи с
этим в нашей стране разрабатывались
концепции мотивации трудовой деятельности
с ориентацией на различные слои
общества, отрасли экономики РФ и
категории сотрудников в
Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) под руководством академика Т.И. Заславской разработал методику «Изучение отношения к труду и его мотивов».
На основании этой методики осуществлялись различные исследования мнения работающего населения РФ. Выборка осуществлялась по возрасту, полу, уровню образования, типу населенного пункта и региону проживания респондентов.
Направления данного исследования следующие:
- Определение мотивов дополнительной занятости:
- стремление получить
на дополнительной работе
- стремление увеличить доход на основной работе;
- расширить круг нужных связей;
- возможность реализовать свои способности и умения.
- Определение мотивов основной занятости:
- работа — это высшая ступень мотивации, не зависит от оплаты;
- работа — важное дело,
но не настолько, чтобы
- работа как источник
дохода и средство
- работа как низший
уровень мотивации. Работа
- Определение мотивов смены работы:
- неудовлетворенность
- недостаточное использование
трудового потенциала
- неудовлетворительные условия труда;
- неинтересная работа;
- мотивы, связанные с изменением профессии или рабочего места;
- увеличение заработной платы;
- более интересная работа;
- повышение квалификации или смена профессии;
- получение профессии, на которую сейчас наибольший спрос.
Методика формирования нормативных мотивов труда (МГУ) разработана коллективом ученых МГУ им. М.В. Ломоносова.
В основу этого метода заложена мотивация в виде совокупности мотивов, которые образуют «мотивационный профиль» человека на основе нормативных характеристик:
1) мотив коммуникации;
2) мотив преобразований;
3) мотив кооперации;
4) мотив достижения;
5) мотив конкуренции;
6) мотив инноваций;
7) прагматический мотив.
Методика позволяет определить степень выраженности вышеперечисленных мотивов.
Методика позволяет определить способность к перестраиванию своей деятельности, к совершенствованию в профессии, к отождествлению человека с организацией, восприимчивость к нововведениям, степень отчуждения личности от группы предприятия.
Методика включает в себя анкету, позволяющую оценить идеальное представление сотрудника о работе в общих чертах, выявить основные причины работы данного сотрудника на предприятии и мотивы текучести кадров.
Обработка полученных результатов
позволяла сформировать рекомендации
по развитию мотивов и стимулов труда
для различных сотрудников
Методика мотивации на основе базовых потребностей была разработана НИИ труда Министерства труда и социальной защиты РФ. Данная методика позволяет выявить:
1) направленность рабочих на реализацию отдельных групп ценностей труда и работы;
2) группы работников, которые
по-разному реагируют на
Данная методика выделила подходы к рассмотрению механизма функционирования мотивации:
- анализ мотивации личности (структура, сила, направленность, тип мотивации);
- удовлетворенность от трудовой деятельности;
- определение корреляционной
зависимости удовлетворенности
труда с параметрами, которые
характеризуют трудовую