Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:41, контрольная работа
Целью данной работы является изучение места, занимаемого мотивацией трудовой деятельности персонала, обусловливающей повышение эффективности использования и развития потенциала работников в организации их целесообразной трудовой деятельности.
Введение………………………………………………………………….……..…3-4
Глава 1. Сущность и значимость процесса мотивации трудовой деятельности. Виды и формы мотивации трудовой деятельности……….……………..…….5-16
Глава 2. Мотивация труда: сущность, роль и место в современных условиях………………………………………………………………….……...17-26
Заключение……………………………………………………..……….....…....27-28
Список использованной литературы…………………………………..………….29
Построение эффективной системы мотивации требует изучения теоретических основ мотивации и применяемых в настоящее время систем стимулирования.
В современном обществе мотивация основывается на знаниях и механизмах психологии. Первыми ориентироваться на психологические характеристики деятельности человека начали ориентироваться содержательные теории мотивации, возникшие вскоре после теорий «кнута и пряника» и ей подобных. С того времени теории мотивации стремятся к как можно большей степени учета различных потребностей и мотивов деятельности людей, постоянно пытаясь выявить новые и преимущественные побуждения, мотивы и потребности.
Современные содержательные теории мотивации основное внимание уделяют определению перечню и структуре потребностей людей.
Процессуальные теории мотивации считаются наиболее современными теориями мотивации, они так же признают мотивирующую роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается в них с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.
Наиболее распространенными содержательными теориями мотивации являются теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга. Теория Маслоу выделяет пять основных типов потребностей, составляющих иерархическую структуру.
Теория МакКлелланда дополнительно к потребностям определенным классификацией Маслоу вводит потребности власти, успеха и принадлежности.
Теория Герцберга основывается на анализе факторов, действующих на человека в процессе работы и влияющих на удовлетворение потребностей. Факторы делятся на гигиенические (размер оплаты труда, межличностные отношения, характер контроля – они лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой) и мотивирующие (ощущение успеха, продвижение по службе, рост возможностей, признание со стороны окружающих, ответственность). Для мотивации нужно задействовать именно второй вид факторов5.
Применяемые в современной хозяйственной практике системы стимулов достаточно разнообразны и зависят от множества условий как объективного характера (экономическое положение в стране, уровень безработицы, цены, состояние социального страхования и т.п.), так и от более частных обстоятельств (квалификационный уровень сотрудников, их чисто человеческие черты, возраст, психологический климат).
Между тем, жизнь не стоит на месте и «...тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не знает, как действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующий фактор и когда он сработает, не говоря уж о том, почему он срабатывает». Поэтому в кадровом менеджменте происходит постоянное исследование и развитие различных стимулов трудовой деятельности, разработка новых методов и систем организации стимулирования.
Так, широкое применение сегодня находит партисипативный менеджмент мотивации персонала, реализующий программы вознаграждения за труд, направленный на усиление внутренней мотивации и заинтересованности работников в трудовом процессе путем расширения их полномочий в деятельности фирмы. Основные формы: партисипации: участие работников в доходах и прибылях компании, участие работников в управлении.
Особого внимания заслуживает подход к управлению подход персоналом, принятый в стратегическом управлении, основанный на ролевом подходе к взаимодействию человека и организации.
На мой взгляд, все перечисленные теории можно применять в российских условиях, только необходимо анализировать особенности конкретных людей, группы людей, к которым применяется мотивация, и, исходя из этого, выбирать необходимый метод мотивации. При этом необходимо учесть, что структура потребностей в нашем обществе, равно как и основные факторы деятельности, в силу кризисного и переходного состояния общества имеют ряд особенностей (неудовлетворение у большей части первичных потребностей, но в то же время способность людей работать без оплаты труда, основываясь либо на вторичных потребностях либо на привычке и т.п.), поэтому, применяя какие-либо методы мотивации, основываясь как на содержательных, так и на процессуальных теориях, необходимо подстраивать их под конкретную ситуацию и характеристики трудового коллектива.
В публицистической литературе сегодня существует множество разработок, детально рассматривающие предметы, процессы и методы стимулирования.
Например, приведен вариант трудовой позиционности, который на взгляд авторов, является оптимальной основой формирования мотивационно-стимулирующих условий по отношению к работнику (табл.1)6.
Функция привлеченного человека |
Позиционер |
Что необходимо поддерживать у работающего |
Работник [собственник рабочей силы] |
Работодатель [собственник денежных средств и средств производства] |
заинтересованность в результатах своего труда, в максимальном приложении своих рабочих сил |
Специалист-профессионал |
Предприниматель [хозяин дела] |
профессиональное самоопределение к работе в фирме в рамках специальности |
Сотрудник Фирмы |
Фирма в целом |
самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей свои традиции, корпоративную культуру, условия труда и пр. |
Исполнитель |
Менеджер |
самоопределение к исполнительским нормам |
Коллега |
Коллега[работник вспомогательной службы и т.п.] |
самоопределение к конструктивному взаимодействию с коллегами |
Рационализатор |
Заинтересованный в нормативной организации труда [НОТ] |
заинтересованность во внесении рациональных предложений |
Член коллектива |
Коллектив |
самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здорового психологического климата |
Работник-пользователь оргтехникой, спецоборудованием и т.д. |
Технолог |
готовность и способность к технологически правильному использованию оборудования, оргтехники и т.п. |
Таблица 1. Система создания мотивационно-стимулирующих условий труда.
Ключевым пунктом в данной методике является обеспечение позитивного отношения работника к кругу своих обязанностей и к предложенным «правилам игры», для чего необходимо культивирование и поощрение правильного самоопределения работника. Самоопределение означает не только адекватное понимание, но и осознанное принятие работником нормативных условий его труда и жизни в организации.
Большое внимание в литературе сегодня уделяется так же возможным факторам демотивации. Проводимые социологические исследования позволяют выявить наиболее эффективные методы мотивации, и факторы оказывающие демотивирующее воздействие7.
Как достаточно важные отмечены следующие мотивационные формы: хороший моральный климат в коллективе, карьера, хорошие условия труда, оплата путевок, социальные отпуска.
Среди наиболее возможных факторов демотивации называются: нарушение негласного контракта; неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит; игнорирование идей и инициативы; отсутствие чувства причастности к компании; отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста; отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег; отсутствие изменений в статусе сотрудника.
Труд мотивирован максимально только тогда, когда работник может удовлетворить свои потребности исключительно посредством своей трудовой деятельности. Мотивированный труд можно рассматривать как систему, в которой взаимодействуют следующие элементы: потребность (и), которую работник будет удовлетворять; благо, которое способно удовлетворять работника, социальные обстоятельства, которые играют ту же роль, ценности; сам труд как деятельность, как поисковая активность; соотношение затрат и получаемой выгоды от труда (оно должно быть в пользу труда); эмоции, субъективные переживания в процессе труда; установки в поведении работников как направленность любых проявлений психики и поведения. Это наличие потребности и ситуации удовлетворения потребности. Это форма психической деятельности человека. Готовность к деятельности, обеспечивающая устойчивость деятельности. Это направленность в постоянно меняющейся ситуации; условия жизнедеятельности — внутренние, внешние; идеалы человека, его интересы — форма проявления потребности, обеспечивающая направленность личности на определенные блага.
Человек, как правило, всегда мотивирован своей деятельностью. Он всегда может рационально объяснить причины деятельности, указав на обстоятельства, побудившие его к выбору именно этой деятельности. Совокупность устойчивых мотивов называют направленностью личности, которая характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, которые также характеризуются как мировоззрение.
Для мотивирования труда, а по существу для обеспечения необходимого уровня трудовой активности в нужном направлении кадровой службе необходимо8:
1)определить набор благ, который
будет положен в основу
2)определить уровень
3)конкретизировать виды
4)увязать определенные виды деятельности с набором благ, льгот и преимуществ;
5)организация труда должна быть такой, чтобы убедить работника в возможности удовлетворить свои интересы с доступными для него издержками: физических и моральных сил, времени, возможностью восстановить трудоспособность и т. д.; при приеме на работу выяснить, насколько работник подвержен мотивированию, насколько он социализирован, выяснить систему его ценностей;
6)доходы работника в организации в идеале должны быть достаточными, чтобы покрывать все его расходы.
Мотивы труда, как уже было сказано, можно группировать по различным основаниям. Например, выделяют и используют мотивы содержательности труда, его общественной значимости, мотивы, ориентированные на материальные блага, статус, общественное признание и т. д.
Мотивирование труда одновременно означает и его стимулирование, т. е. создание условий, при которых работник может удовлетворить свои потребности, достигнув заранее установленных показателей.
Условиями эффективного использования мотивации труда являются следующие:
• высокий уровень оплаты труда работников;
• использование высокопрофессионального труда, а не малоквалифицированного;
• отсутствие уравнительности в оплате труда;
• высокий престиж труда в обществе, государстве;
• высокая покупательная способность человека;
• интерес человека к повышению своей квалификации т. д.
Таким образом, наиболее эффективным способом обеспечения участия работника в деятельности организации является его заинтересованность (мотивация), когда интеллект, опыт и умение работника нацелены на получение более высокого результата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для того чтобы работник был заинтересован в высоком качестве результатов своей работы, чтобы он был согласен принять делегируемые ему организацией полномочия, необходима значимая для него мотивация его деятельности в рамках организации
В истории человечества известны всего два способа обеспечения участия работника в деятельности организации — заставить (принуждение) и заинтересовать (мотивация).
Одно из наиболее важных открытий человечества и в теории: и в практике управления труд по принуждению значительно менее эффективен, чем труд, основанный на заинтересованности работника в качественности его результатов. Наиболее эффективным является творческое отношение работника к труду, когда интеллект, опыт и умение работника нацелены на получение более высокого результата.
Если нет заинтересованности работника в результатах труда, то сочетание необходимости принятия решения в нестандартных ситуациях и риска (элементов неопределенности ситуации) становится причиной многих неудач. Человечество отказалось практически от рабского труда — труда по принуждению, и переход от одной экономической формации к другой сопровождался повышением значимости факторов мотивации работников к производительному труду. Рост уровня технологий производства продукции и оказания услуг, современная информационно-компьютерная революция привели к росту уровня интеллектуальности труда. Рост уровня специализации производственных процессов — процессов получения результата — привел к тому, что возросла степень делегирования полномочий работникам, занятым на самостоятельных участках деятельности.
Эти процессы еще более повысили значимость мотивации труда работника в современной организации. Действительно, центральная роль мотивации труда работников в организации современного производства не вызывает сомнений в условиях стабильной экономики и четкого правового обеспечения — сформированной законодательной базы и выверенной практики ее применения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом.- М.: ИНФРА-М, 2010.
2. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учебник -Минск: Современная школа, 2008. - 448 с.
3. Торринггпон, Д. Управление человеческими ресурсами: учебник: пер. с англ. 5-го изд. / Д. Торрингтон, Л. Холл, С. Тэйлор. — М.: Дело и Сервис,.2009. — 751 с.
Информация о работе Мотивация труда: сущность, роль и место в современных условиях