Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа
В последние десятилетия произошли крупные перемены в управлении бизнесом. В частности, на первое место по влиянию на долгосрочный успех организации выходит так называемый "человеческий фактор". Хорошо обученный, правильно организованный персонал определяет судьбу любой организации. Сегодня невозможно эффективно управлять организацией, не добившись вовлеченности всего персонала, которая, в свою очередь недостижима без мотивации. Это осознано и в США, и в Европе, и в Японии. Успех предприятия напрямую зависит от качества работы каждого отдельного сотрудника. И вполне естественно, что разумные руководители заинтересованы в создании для своих работников таких условий, в которых они могли бы выкладываться целиком и полностью.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «мотивация труда»…………………………………………………...5
2. Потребности и их классификации…………………………………………...10
3. Основные правила мотивации, виды и типы мотивов……………………...14
3.1 Правила мотивации………………………………………………………….14
3.2 Виды мотивов к труду……………………………………………………….15
3.3 Типы мотивированных работников………………………………………...18
4. Интересы людей в системе мотивации………………………………………19
5. Мотивация на практике……………………………………………………….20
6. Стимулирование – основа мотивации……………………………………….23
6.1 Функции и требования к организации стимулирования………………….23
6.2 Принципы стимулирования…………………………………………………25
6.3 Сравнение российских и западных подходов к системе оплаты труда….28
7. Состояние и тенденции изменения мотивации перснала…………………..30
7.1 Состояние мотивации персонала…………………………………………...30
7.2 Пути преодоления кризиса трудовой активности персонала……………..36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников……………………
Таким образом, менеджеры приходят к выводу о том, что мотивация труда является непростым и трудоёмким делом. Она требует от них немалых усилий и индивидуального подхода, как к каждой отдельно взятой организации, так и к каждому сотруднику, работающему в ней.
Различия между людьми
приводят к тому, что средства мотивации,
разработанные для одних
Есть и другие препятствия
на пути мотивации труда. Нередко
они возникают в связи с
реорганизациями структур, перераспределением
обязанностей внутри них и в связи
с другими причинами. В число
последних можно отнести
Своеобразным ответом на возникающие у менеджеров в связи с мотивацией проблемы были попытки учёных найти закономерности в удовлетворении потребностей. Усилия в этом направлении были предприняты в 40-е гг. Абрахамом Маслоу и психологом Мурреем.
Согласно теории Маслоу,
все потребности можно
Иерархия потребностей по А. Маслоу: самовыражение, уважение, социальные, безопасность и защищенность, физиологические.
Исследования, проведённые Маслоу, привели его к выводу о наличии определённых закономерностей в удовлетворении потребностей людей. Он установил, что даже если в определённый промежуток времени у людей доминирует какая-либо одна потребность, они не только ей руководствуются, стимулируя собственную деятельность. Маслоу писал: «До сих пор мы говорили, что иерархические уровни потребностей имеют фиксированный порядок, но на самом деле эта иерархия не такая «жёсткая», как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, с которыми мы работали, их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как мы указали. Однако был и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».
Критики Маслоу отмечали, что иерархия потребностей в реальной жизни не существует. Они объясняли это тем, что иерархия не в состоянии учесть индивидуальные различия людей и их предпочтения, связанные с удовлетворением потребностей.
Наряду с теорией потребностей
Маслоу, были разработаны и другие
теории. В частности, теория Дэвида
Маклелланда делала упор на такие
потребности высшего уровня, как
потребность власти, успеха и причастности.
Его теория была направлена на разработку
средств мотивации труда
Приведённые выше теории мотивации, а также другие, разработанные учёными Запада, стали приемлемыми ориентирами для менеджеров в деле мотивации труда персонала. С их помощью менеджеры получили представление о том, какие проблемы и противоречия могут возникать на пути организации мотивации труда.
Различие теорий мотивации, подходов, применённых при их разработке, показало сложность проблем мотивации в современном производстве, а также разнообразие путей их решения применительно к условиям конкретных организаций.
Проблемы мотивации в организациях имеют большое значение. Их актуальность усиливается по мере того, как в производство всё более внедряются научно-технические новшества, изменяются условия и характер труда работающих, становятся более разнообразными потребности людей, появляются новые.
3. Основные правила мотивации, виды и типы мотивов
3.1 Правила мотивации
Научные исследования и практика позволили выработать следующие правила мотивации, соблюдение которых позволяет повысить эффективность мотивационных мероприятий:
• Похвала эффективнее порицания и неконструктивной критики.
• Поощрение должно быть
осязаемым и желательно незамедлительным
(минимизация разрыва между
• Непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют больше, чем ожидаемые и прогнозируемые.
• Постоянное внимание к работнику и членам его семьи - важнейший мотиватор.
• Людям нравятся победы, поэтому чаще давайте людям чувствовать себя победителями.
• Поощряйте за достижение не только основной цели, но и промежуточных.
• Дайте работникам чувство свободы действия, возможность контролировать ситуацию.
• Не ущемляйте самоуважение других, предоставляйте им возможность "сохранить лицо".
• Большие и редко кому достающиеся награды обычно вызывают зависть, небольшие и частые — удовлетворяют большинство.
• Разумная внутренняя конкуренция — двигатель прогресса.
3.2 Виды мотивов к труду
Мотивы к труду с определенной степенью условности делятся на духовные и биологические.
К духовным мотивам относятся:
1. Стадность - потребность быть в коллективе. Этот мотив характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом: групповая мораль, отсутствие индивидуального соревнования, корпоративная культура. Для
работников бывшего
СССР данный мотив до сих
пор является существенным
2. Мотив личной аффирмации
или самоутверждения,
3. Мотив самостоятельности
присущ работникам с "
4. Мотив надежности (стабильности)
— мотив самостоятельности с
противоположным знаком. Если в
первом случае работники
5. Мотив приобретения
нового (знаний, вещей) лежит в
основе многих элементов
6. Мотив справедливости
пронизывает всю историю
Несоблюдение справедливости
ведет к демотивации
7. Мотив состязательности
— один из сильнейших мотивов,
действующий во все времена.
Определенная степень
1. Дифференциация соревнующихся
по группам, близким по
2. Одинаковая система показателей.
3. Определение занятых мест всех соревнующихся.
4. Строго дифференцированное поощрение победителей.
5. При занятии призовых мест заработная плата должна увеличиваться не менее чем на треть.
При соблюдении этих принципов система ''норма труда - оплата труда'' заменяется системой "норма труда - соревнование - оплата труда", что существенно мотивирует работников.
3.3 Типы мотивированных работников
"Инструментально"
Профессионально мотивированный работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. Его в значительной степени волнуют содержание труда и характер работы. Для него типично развитое профессиональное достоинство.
''Патриот" (социалистическая
мотивация). Основа его мотивации
к труду - высокие идейные и
человеческие ценности: построение
социалистического общества, достижение
равенства, социальной
"Хозяйская" мотивация
основана на достижении и
Люмпенизированный работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Такие работники не любят ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.
4. Интересы людей в системе мотивации
Наиболее устойчива система мотивации, основанная на личных, коллективных и общественных интересах работников предприятия. Нужно учитывать не только коллективные (престиж предприятия, рост конкурентоспособности, решение социальных, трудоохранных и экологических проблем) и личные (рост доходов работников, уважение в коллективе, возможность роста карьеры), но и общественные интересы (производство качественных, эффективных и доступных по цене товаров). Действительность учёта каждого из интересов легко определить обычными экономическими показателями, характеризующими трудовой вклад работника и коллектива. Например, соблюдение общественных интересов выражается в увеличении выпуска недорогих и качественных товаров, росте прибыли, а значит, в увеличении налоговых поступлений, создании новых рабочих мест. Таким образом можно «измерить» и интересы отдельного коллектива (рост производительности труда, экономия материалов, сырья, энергоресурсов). Степень личной заинтересованности работника выражается в качестве и объёме труда, инициативе, в том, насколько он стремиться овладеть несколькими профессиями, современными технологическими навыками, компьютером.
Проблема состоит во взаимоувязке
этих интересов в рамах
5. Мотивация на практике
Обновляющиеся компании Запада
– лидеры мирового производства проблему
мотивации относят к числу
важнейших. Например, Джордж Бломгрен
– президент фирмы «
Вот какие формы признания заслуг сотрудников выделяет Дж. Харрингтон в своей книге «Управление качеством в американских корпорациях»: материальная компенсация; денежное вознаграждение; общественное признание отдельной личности; общественное признание деятельности группы; личное признание начальства.
Международные исследования, проведённые Луисом Харрисом и Амитай Егзиони по проблемам производительности, показали, что 2/3 опрошенных сотрудников хотят видеть свою зарплату во взаимосвязи с высокой производительностью.