Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 08:36, курсовая работа
Цель курсовой работы является исследование мотивации трудовой деятельности и разработка рекомендаций для ДРЦ «Игропарк».
Для реализации данной темы в работе были поставлены следующие задачи:
- Обобщить теоретические исследования в среде мотивации трудовой деятельности;
- Проанализировать структуру организации и персонала ДРЦ «Игропарк»;
- Исследовать систему мотивации трудовой деятельности
Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала……....5
1.1 Основные понятия и теории мотивации……………………………….....5
Методы стимулирования и мотивации………………………………….12
1.3 Случаи неэффективной работы системы мотивации …………………..21
2 Исследование мотивация трудовой деятельности в организации……..24
История и организационная структура ДРЦ «Игропарк» ………….…24
Анализ мотивации трудовой деятельности в организации …..………..27
2.3 Разработка рекомендаций по мотивации трудовой деятельности…………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………34
Список используемой литературы……………………………………………..36
Приложение А…………………………………………………………………..38
Р. Оуэн и А. Смит считали
деньги единственным
Современные теории мотивации,
основанные на результатах
Вначале рассмотрим
На сегодняшний день нет четкой границы между понятиями “мотивацией” и “стимулированием”. Например, Мескон М.Х. В своем труде “Основы менеджмента” дает следующее определением мотивации: “Мотивация – процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации”[1]. Определение мотивации через стимулирование (и наоборот) очень распространено среди специалистов по управлению. Если учесть то обстоятельство, что у многих стимул отождествляется с оплатой труда – мы получаем окончательно запутанную картину в этом аспекте управления персоналом. Вначале сформулируем различие в понятиях “стимул” и “мотив”. Приведем два определения стимула.
Стимул (лат. stimulus - стрекало, погонялка) – внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина[36] .
Стимул - физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор) [35].
Теперь о “мотиве”. Мотив, по
убеждению профессора
Для того чтобы составить
Одно из самых простых
и распространенных определений
мотивации: мотив – это внутренняя
ценность выполняемой деятельности.
В самом приблизительном
Исходя из этого, можно
В зависимости оттого, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования.
Первый тип состоит в том,
что путем внешних воздействий
на человека вызываются к
Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности.
Второй тип мотивирования
Различие этих двух типов мотивации нашли свое отражение в теории экстринсивной и интринсивной мотивации Хеккаузена[15].
Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике управления прогрессивно управляемые организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.
Особую
роль в процессе мотивации
труда играют стимулы. Стимулы
– это специфические внешние
раздражители, которые играют роль
«рычагов» воздействия,
Процесс использования
Рассмотрим мотивационные
Ни одна система управления
не станет эффективно функционировать,
если не будет разработана эффективная
модель мотивации, так как мотивация
побуждает конкретного индивида
и коллектив в целом к
Эволюция применения различных моделей мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.
Результаты изучения моделей
мотивации не позволяют с психологической
точки зрения четко определить, что
же побуждает человека к труду. Изучение
человека и его поведения в
процессе труда дает только некоторые
общие объяснения мотивации, но даже
они позволяют разрабатывать
прагматические модели мотивации работника
на конкретном рабочем месте. Из всей
гаммы разработанных учеными-
Ниже
приводится классификация,
Это такие модели, как:
кнута и пряника;
первичной и вторичной потребности;
внутреннего и внешнего вознаграждения;
факторная модель стимулирования;
справедливости;
ожидания;
социальной справедливости.
Самой древней классической
Психологические, означающие, что
человек не всегда поступает
«логично», то есть
Организационные, то есть для
реализации данного типа
Экономические, обусловленные
Социальные, которые означают, что
при определенной общественной
напряженности материальные
По сути, эта теория даже не является мотивационной моделью, поскольку она работает лишь по принципу стимулирования подчиненных, но ее простота и, с определенными оговорками, эффективность делает ее актуальной и по сей день.
1.2 Методы стимулирования и мотивации
Среди методов мотивирования персонала имеется широкое разнообразие и зависимость от проработанности системы мотивирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Имеются такие методы мотивирования эффективного трудового поведения как: материальное поощрение; организационные методы; морально-психологические.
Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых работников.
Руководителя должен уметь распознавать потребности работников.
Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека. [21]
Безусловно, что ни одна система материального вознаграждения не может полностью учитывать характер и сложность труда, личный вклад работника и весь объем работы, так как многие трудовые функции вообще не фиксируются в нормативных актах и должностных инструкциях. Существуют не только экономические (материальные) способы мотивации, но имеются и не экономические, к таковым относятся: организационные и морально-психологические.
Организационные способы мотивации (мотивирования): участие в делах организации (обычно в социальных); перспектива приобрести новые знания и навыки; обогащение содержания труда (обеспечение более интересной работой с будущей возможностью должностного и профессионального роста).[19]
Морально-психологические методы мотивирования: создание условий для формирования профессиональной гордости, личной ответственности за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха); присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде; признание (личное и публичное, а так же ценные подарки, почетные грамоты, Доска почета и т.п.). За особые заслуги – награждение орденами и медалями, нагрудными знаками, присвоение почетных званий и др.; высокие цели, воодушевляющие людей на эффективный труд (любое задание должно содержать в себе элемент вызова); атмосфера взаимного уважения, доверия.[32]
Оригинальным комплексным методом мотивации является продвижение в должности. Тем не менее этот метод внутренне ограничен, ввиду того, что:
1) в организации число
должностей высокого ранга
2) продвижение по службе
требует повышенных затрат на
переподготовку. В практике управления,
обычно, одновременно применяют
различные методы и их
Информация о работе Мотивация трудовой деятельности (на примере ДРЦ «Игропарк»)