Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа
На сегодняшний день существует множество методов и способов стимулирования и мотивации. Сложность заключается в нахождении наиболее эффективного, а это требует тщательного анализа и изучения потребностей и факторов, стимулирующих наемных работников на эффективность труда, что в свою очередь обуславливает актуальность данной темы. Целью работы является изучение мотивации и стимулирования персонала управления, основными задачами – исследование эффективизации системы менеджмента и мотивации персонала управления; изучение мотивации трудовой деятельности, рассмотрение содержательных и процессуальных теорий мотивации и системы управления мотивационным процессом; а также разработка эффективной системы форм и методов управления человеком.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1.Эффективизация системы менеджмента и мотивация персонала управления……4
2.Мотивация трудовой деятельности…………………………………………………..11
2.1. Концептуальные подходы к теориям мотивации………………………………..12
2.2.Системы мотивации и вознаграждения…………………………………………...20
2.3. Управление мотивационным процессом…………………………………………28
3.Разработка эффективной системы форм и методов управления человеком…….30
Заключение………………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………………..42
Маслоу
утверждал, что поведение человека зависит
от того, какой из пяти основных видов
потребностей является на данный момент
доминирующим. Каждый человек в одно и
то же время имеет потребности всех пяти
типов, но сила каждой потребности в какое-то
конкретное время зависит от личностных
приоритетов человека. В зависимости от
этих приоритетов выстраивается иерархия
потребностей. Маслоу утверждал, что основные
пять типов потребностей почти всегда
идут в порядке, показанном на рисунке
2.1.1.
Рис. 2.1.1 Пирамида потребностей по А.Маслоу
Менеджер, который знает уровень потребностей
своего подчинённого, может предвидеть,
какой тип потребностей будет доминировать
у него в будущем, и, следовательно, может
выбрать наиболее эффективный мотиватор.
Рассмотрим
все пять уровней иерархии потребностей
Маслоу.
1. Физиологические потребности.
Состоят из основных, первичных
потребностей человека, иногда даже неосознанных.
Иногда, в работах современных исследователей,
их называют биологическими потребностями.
Применительно к рабочей среде, это потребности
в заработной плате, отпуске, пенсионном
обеспечении, перерывах, благоприятных
рабочих условиях, освещении, отоплении
и вентиляции.
2. Потребность в безопасности.
Как только физиологические
потребности удовлетворены, на передний
план выходит потребность в безопасности.
Эти потребности отражают желание сохранить
уже полученные награды и положение и
защитить себя от опасности, вреда, угроз,
травм, потерь или лишений. В организациях
эти потребности имеют форму борьбы служащих
за безопасность работы, введения системы
старшинства, организацию профсоюзов,
безопасные условия работы, дополнительные
льготы, страховку и выходное пособие.
3. Социальные потребности.
Когда достигнуто
удовлетворение физиологических потребностей
и потребностей в безопасности, внимание
человека перемещается на потребность
в дружбе, любви и принадлежности. Как
«социальные животные», люди испытывают
желание нравиться другим и хотят удовлетворить
свои социальные потребности на работе.
Это происходит путём вхождения в формальные
и неформальные рабочие группы, путём
сотрудничества с другими рабочими и принятия
участия в разнообразной совместной деятельности.
4. Потребности в уважении.
Эти потребности могут
принимать две различные формы. Первая
- это потребность в самоуважении, т.е.
удовлетворение самим собой. Самоуважение
тесно связано с чувством достижения цели,
компетентности, знаний, зрелости и зависимости.
Вторая форма - потребность в уважении
других людей. Эта потребность связана
с репутацией, общественным признанием,
статусом внутри группы. В любой организации
награды, которые могут удовлетворить
потребность в уважении, включают в себя
почётные звания, другие формы признания,
похвалы, дополнительные обязательства
и продвижение по службе.
5. Потребности
в самореализации и в самовыражении.
Когда удовлетворены
потребности четырёх нижних уровней, человек
фокусирует своё внимание на удовлетворении
потребности в самореализации. Пытаясь
этого достичь, люди стараются реализовать
весь свой потенциал, увеличить свои способности
и быть «лучшими». Такая потребность в
самовыражении является самой высокой
из всех человеческих потребностей.
Факт, что
человеческие потребности можно расположить
в иерархическом порядке, имеет важное
значение. Во-первых, потребности нижних
уровней должны быть удовлетворены в первую
очередь, только после этого можно обращаться
к потребностям более высоких уровней.
Кроме этого, стоит учесть, что потребности
низших уровней формируют тот фундамент,
на котором строятся потребности высших
уровней. Только в том случае, если потребности
низшего уровня остаются удовлетворёнными,
у менеджера есть шанс добиться успеха,
мотивируя рабочих через удовлетворение
потребностей более высокого уровня.
Очень важное
значение имеет идея достаточности. Человек
никогда не испытает чувства полного удовлетворения
своих потребностей. Большинство людей
хотят ещё больше денег, безопасности,
друзей, уважения и самоуверенности, независимо
от того, сколько они уже всего добились.
Таким образом, человек двигается вверх
по иерархии не в случае, когда его потребности
полностью удовлетворены, а когда они
достаточно удовлетворены.
При
применении иерархии потребностей по
А. Маслоу большая роль отводится интуиции,
что и является лучшим объяснением её
популярности. Однако, с точки зрения конкретных
действий руководства, подход А. Маслоу
имеет ряд трудностей. Прежде всего, большинство
из нас в одно и то же время могут находиться
на нескольких уровнях иерархии потребностей.
Также крайне трудно определить уровень
потребностей, удовлетворением которых
можно мотивировать человека в настоящий
момент. Частично проблема происходит
от того, что очень трудно отличить мелкие,
незначительные изменения в потребностях,
которые происходят ежедневно, от более
значительных и реже встречающихся изменений
(сдвигов) в человеческих потребностях.
Сложность
также возникает при измерении потребностей
человека. Большинство из нас испытывают
большие сложности в определении своих
собственных потребностей и при расстановке
приоритетов. Менеджер же, который должен
создать мотивационную среду для многих
своих подчинённых, сталкивается со сложнейшей
задачей.
Пирамида
потребностей А. Маслоу в особенности
важна в условиях резкой дифференциации
доходов - рост уровня их ведет к «перемещению»
работников от основания пирамиды к ее
вершине. Можно утверждать, что на подавляющем
большинстве крупных и средних предприятий
есть представители любого уровня пирамиды,
что свидетельствует о необходимости
разработки по крайней мере нескольких
систем стимулирования. При этом важно
помнить об относительности, динамике
иерархии потребностей, способе их актуализации
- по мере удовлетворения потребностей
низших уровней происходит актуализация
высших. Вместе с тем в любом обществе
есть люди, у которых потребность в самореализации
доминирует даже при недостаточной удовлетворенности
потребностей физиологических и в безопасности.
К. Альдельфер
структурировал потребности несколько
иначе, однако главное отличие его теории
от теории А. Маслоу в том, что, по его выводам,
процесс движения от одной группы потребностей
к другой идет не только снизу вверх, но
и сверху вниз. Это обусловливает важное
положение: если предприятие не может
удовлетворить высокие потребности работника,
то тем полнее оно должно удовлетворять
его простые желания.
В своей
теории Дэвид Мак-Клеланд утверждает,
что любая организация предлагает человеку
возможности для удовлетворения трёх
потребностей высшего уровня: потребность
во власти, в успехе и в принадлежности.
Его наиболее популярные идеи заключаются
в том, что потребность в успехе положительно
влияет не только на работу служащих, но
и на работу менеджеров всех уровней управления.
Потребность
в успехе лежит в иерархии потребностей
Маслоу где-то между уважением и самовыражением.
Человек, ориентированный на достижение
успеха, обычно приемлет достаточно высокий
уровень риска, хочет знать о конкретных
результатах своей работы, хочет нести
ответственность за решение каких-либо
проблем, и имеет тенденцию к постановке
реальных целей. Кроме этого, он обладает
серьёзными навыками в плане организации
и планирования.
Менеджеры,
которые стремятся понять, управлять и
создать мотивационную среду для подчинённых
с ярко выраженной потребностью в успехе,
должны знать, что последние получают
удовлетворение в основном от самого процесса
работы, от начала до завершения, и в меньшей
степени - от награды, которую получают
за хорошо выполненную работу.
Потребность
во власти также находится между потребностями
в уважении и самовыражении Маслоу. Эта
потребность является выражением желания
человека оказывать влияние на других
людей. Мак-Клеланд рассматривал эту потребность
как позитивную и тесно связывал её с желанием
добиться руководящей должности. Он утверждал,
что существует несколько стадий в развитии
представления человека о власти, и что
менеджеров можно убедить отказаться
от мысли, что человек не должен пытаться
оказывать влияние на других. Наоборот,
эффективный лидер и менеджер должен быть
самоотверженным альтруистом, преданным
целям организации и старающимся привить
чувство преданности организации своим
подчинённым. То, что Мак-Клеланд называл
потребностью в принадлежности, очень
похоже на то, о чём говорил Маслоу. Эта
потребность отражает желание человека
иметь близкие, дружеские отношения с
другими людьми. Люди с острой потребностью
в принадлежности наиболее часто добиваются
успеха в работе, требующей высокого уровня
социального взаимодействия, где межличностные
отношения особенно важны. Хотя все члены
любой организации в какой-то мере испытывают
потребности в успехе, власти и принадлежности,
Мак-Клеланд использовал результаты своего
исследования для определения трёх характерных
типов менеджеров:
1. Так называемые институциональные менеджеры,
которые испытывают большую потребность
во власти, чем в принадлежности, и обладают
высоким уровнем самоконтроля.
2. Менеджеры, у которых потребность во
власти сильнее, чем потребность в принадлежности,
но которые более открыты и социально
активны, чем институциональные менеджеры.
3. Менеджеры, у которых потребность в принадлежности
сильнее потребности во власти и которые
также открыты и социально активны.
Исследование
показали, что менеджеры первых двух типов
лучше управляют своими отделами, в основном
из-за своей потребности во власти.
Работа
Мак-Клеланд показала, что потребность
в успехе можно развить в человеке, и в
результате получить более эффективную
работу. Менеджеры должны ставить для
себя и для своих подчинённых трудные,
но достижимые цели и задачи. Кроме этого,
следует помнить, что люди, ориентированные
на успех, чаще всего этого успеха и добиваются,
однако организация может извлечь выгоду
из комбинации всех трёх типов менеджеров,
описанных Мак-Клеландом.
Теория
Герцберга была выведена в результате
исследования, в которое было вовлечено
двести инженеров и бухгалтеров. Всем
им было задано два вопроса: «Можете ли
вы детально описать, когда вы чувствуете
себя исключительно хорошо на работе?»
и «Можете ли вы детально описать, когда
вы чувствуете себя на работе исключительно
плохо?». Герцберг обнаружил в ответах
две ясно различимые группы потребностей.
Первую он назвал гигиеническими факторами
или поддерживающими. В эту группу входили
те факторы или условия, при отсутствии
которых служащие не получали удовлетворения
от работы. Эти гигиенические факторы
включают в себя политику компании и администрации,
отношения с начальством, условия работы,
размер заработной платы, отношения с
коллегами, личная жизнь, статус и безопасность.Эти
факторы имеют ценность только в том случае,
если после завершения работы служащий
получает ещё и дополнительную награду.
Вторую группу факторов Герцберг назвал
мотиваторами или удовлетворителями.
Это такие условия работы, при наличии
которых достигается высокий уровень
мотивации служащих и удовлетворения
от работы. При отсутствии этих условий
невозможно получить ни эффективной мотивации,
ни удовлетворения. Мотиваторы включают
в себя достижение цели, признание, работу
как таковую, ответственность, продвижение
по службе и возможности для личного роста.
Итак,
в работах Герцберга приводятся доказательства
того, что существует два совершенно различных
типа факторов, которые могут вызывать
желаемое целенаправленное поведение:
1. Гигиенические факторы, в лучшем случае,
могут вызвать всего лишь удовлетворительный
уровень мотивации.
2. Мотиваторы же могут быть использованы
для стимулирования более высокого уровня
мотивации, если гигиенические потребности,
в свою очередь, в достаточной мере удовлетворены.
Основное
значение двухфакторной теории заключается
в том, что менеджеры должны быть очень
осторожны и не делать ударения на гигиенические
факторы, как на основные, при удовлетворении
потребностей, когда потребности низшего
уровня уже достаточно удовлетворены.
И наоборот, менеджеры не должны тратить
время и средства, предлагая своим служащим
разнообразные мотиваторы до того, как
будут удовлетворены гигиенические потребности.
Все содержательные теории
наглядно изображены на рисунке 2.1.2.
Рис. 2.1.2 Содержательные теории мотивации.
Не смотря на
тот существенный шаг вперед в развитии
теорий мотивации, который совершили содержательные
концепции в этом направлении, они не лишены
определенных недостатков, к которым можно
отнести:
1. Игнорирование ситуационных
особенностей мотивационного выбора,
сведение всего многообразия побудительных
сил человека к ограниченному набору потребностей.
2. Недооценка индивидуальности человеческой
деятельности. Пытаясь преодолеть ограниченность
стимулирования по принципу «кнута и пряника»
содержательные концепции мотивации попадают
в собственную ловушку: пытаются ограничить
поведение человека жесткой иерархией
или набором внутренних ценностей.
3. Невозможность установить четкую
корреляцию между различными потребностями
человека ввиду отсутствия универсальной
теории человеческой деятельности.
Эти недостатки, которые неизбежно
заключали в себе все содержательные теории
мотивации, попытались преодолеть другие
исследователи в данной области, которые
разрабатывали иные мотивационные модели,
названные процессуальными.
2.2 Процессуальные теории мотивации
Содержательные теории мотивации базируются
на потребностях связанных с ним факторах,
определяющих поведение людей. Процессуальные
теории рассматривают мотивацию в другом
плане, в них анализируется то, как человек
распределяет усилия для достижения различных
целей и как выбирает конкретный вид поведения.
Процессуальные теории не оспаривают
существование потребностей, но считают,
что поведение людей определяется не только
ими. Согласно этим теориям, поведение
личности является также функцией его
восприятия и ожиданий, связанных с данной
ситуацией, и возможных последствий выбранного
им типа поведения.
Имеются три
основные процессуальные теории мотивации:
теория ожиданий В. Врума, теория справедливости
Дж. Стэйси Адамса и модель Портера-Лоулера.
Большинство
современных процессуальных теорий мотивации
рассматривают мотивацию как процесс
управления выбором. Такое определение
мотивации впервые дал Виктор Врум. Он
утверждал, что люди постоянно находятся
в состоянии мотивации. Таким образом,
согласно Вруму, для того, чтобы быть успешным
менеджером, необходимо показывать подчинённым,
что направление их усилий на достижение
целей организации приведёт к скорейшему
достижению их личных целей. Согласно
теории ожидания Врума, подчинённые работают
наиболее продуктивно, когда они уверены,
что оправдаются их ожидания в трёх областях:
1. Ожидания в отношении «затраты труда
- результатов» (З-Р) - это соотношение между
затраченными усилиями и полученными
результатами.
2. Ожидания в отношении «результатов-вознаграждений»
(Р-В) - эти ожидания определённого вознаграждения
или поощрения в ответ на достигнутый
уровень результатов.
3. Ценность полученного поощрения или
вознаграждения.
Основу модели теории ожидания составляют
четыре концепции (табл. 2.2.1).
|
|
|
|
|
|
Ценность вознаграждения |
Даже если служащие уверены в том, что они могут выполнять ту работу, которую от них ждёт менеджер, и что они получат обещанное им вознаграждение, они всё равно задают себе, возможно, наиболее трудный вопрос: «Если я получу то вознаграждение, которое хочу получить, будет ли оно достаточно ценным для меня и смогу ли я с его помощью удовлетворить свои основные потребности?». |
| |
|
|
Теория ожидания Врума
предлагает несколько советов для совершенствования
деятельности менеджеров:
– процесс сравнения потребностей подчинённых
с вознаграждениями, получаемыми ими от
организации, должен быть систематическим;
– подчинённым часто требуется помощь,
чтобы осознать связь между затраченными
усилиями, полученным результатом, вознаграждением
и удовлетворением потребностей. Их уверенность
растёт, если они видят, что менеджер уделяет
большое внимание этой взаимосвязи и поощряет
своих подчинённых придерживаться конкретного
курса действий;
– так как для разных людей приоритетными
являются самые разнообразные потребности
и, следовательно, ценность вознаграждения,
полученного от организации, для всех
неодинакова, менеджер может усилить мотивационный
потенциал вознаграждений, если поймёт,
какие стимулы наиболее эффективны для
каждого подчинённого;
– менеджеры должны усилить мотивационный
потенциал самой работы, которую они предлагают
своим подчинённым. Кроме этого, они должны
постоянно демонстрировать свои способности,
как менеджеров, давать значимые вознаграждения,
когда цели организации достигнуты.
Теория ожиданий
исходит из того, что люди осуществляют
свои действия в соответствии с тем, к
каким возможным последствиям для них
эти действия могут привести. На основе
доступной им информации они делают выбор
одной из альтернатив действия, исходя
из того, что они получат в результате
и какие усилия они должны будут затратить,
чтобы достичь этого результата. То есть,
по теории Врума, человек ведет себя в
соответствии с тем, что, по его мнению,
произойдет в будущем, если он произведет
определенные затраты усилий.
В теории
справедливости С. Адамса утверждается,
что люди субъективно определяют отношение
полученного вознаграждения к затраченным
усилиям и затем соотносят его с вознаграждением
других людей, выполняющих аналогичную
работу. Эта теория базируется на утверждении,
что при определении фокуса своего целенаправленного
поведения служащие учитывают две фундаментальные
оценки:
1. «Что я даю организации?» - этот вклад
включает в себя усилия, опыт, образование,
навыки и подготовку.
2. «Какое вознаграждение я получу, но по
сравнению с вознаграждением других служащих,
выполняющих такую же работу?». Вознаграждение
в данном случае может иметь разнообразную
форму: заработная плата, дополнительные
льготы, премии, условия работы и показатели
статуса.
При проведении
этих двух оценок, сотрудник выводит определенное
соотношение, характеризующее справедливость
руководства по отношению к нему. Если
отношения вознаграждений к затратам
равны между собой, то к нему относятся
справедливо (рис. 2.2.1).
|
Рис. 2.2.1 Соотношение затрат и вознаграждений
в теории справедливости.
К ключевым моментам этой теории, которые
должен помнить каждый менеджер, относятся:
1. Проблемы
с подчинёнными возникают тогда, когда
они чувствуют, что с ними несправедливо
обошлись.
2. Очень
трудно сказать, как подчинённые воспринимают
зависимость между тем, что они вкладывают
в свою работу и тем, что они получают от
неё. Поэтому менеджеры должны систематически
наблюдать за тем, считают ли их подчинённые,
что к ним относятся справедливо.
3. Стандарты менеджеров
для измерения вклада подчинённых в общую
работу и для определения подходящего
уровня их награды должны быть известны
всем ещё до того, как работа началась,
и должны быть представлены в как можно
более ясной и понятной форме.
4. Служащих больше
всего интересует не абсолютный уровень
их награды, а по сравнению со своими коллегами.
Если вклад превышает
вознаграждение, человек чувствует не
удовлетворённость, злость и считает,
что с ним поступили несправедливо. Если
вознаграждение превышает вклад человека
в достижение целей организации, он испытывает
чувство вины, т.к. считает, что «обманывает»
своего менеджера. Приверженцы теории
справедливости уверены, что каждое из
этих двух негативных ощущений воздействует
на мотивацию и заставляет человека действовать
так, чтобы восстановить чувство справедливости.
Такое поведение заключается в том, что
человек или начинает работать менее усердно,
или прилагает больше усилий, чтобы преодолеть
чувство вины. Другие рабочие, ощутившие
несправедливое отношение к себе, могут
пытаться изменить поведение своих товарищей
по работе для того, чтобы восстановить
справедливость. В конечном итоге, служащие
могут просто изменить свои взгляды на
сравнительную ценность вкладов и вознаграждений
или путём сознательной переоценки своих
изначальных запросов, или с помощью такого
умственного защитного механизма, как
рационализация.
Лайман Портер
и Эдвард Лоулер разработали комплексную
процессуальную теорию мотивации, включающую
элементы теории ожиданий и теории справедливости.
В их модели, показанной на рис. 2.2.2, фигурирует
пять переменных: затраченные усилия,
восприятие, полученные результаты, вознаграждение,
степень удовлетворения. Согласно модели
Портера-Лоулера, достигнутые результаты
зависят от приложенных сотрудником усилий,
его способностей и характерных особенностей,
а также осознания им своей роли. Уровень
приложенных усилий будет определяться
ценностью вознаграждения и степенью
уверенности в том, что данный уровень
усилий действительно повлечет за собой
вполне определенный уровень вознаграждения.
Более того, в теории Портера-Лоулера устанавливается
соотношение между вознаграждением и
результатами, т.е. человек удовлетворяет
свои потребности посредством вознаграждений
за достигнутые результаты.
Информация о работе Мотиваци и стимулирование персонала управления