Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 16:51, контрольная работа
В работе рассмотрены современные тенденции в управлении персоналом.
Эффективность той или иной мотивационной системы в практической деятельности во многом зависит от органов управления сверху вниз, хотя за последние годы сделаны определенные предпосылки к повышению роли самих предприятий к разработке собственных систем мотивации, которые на конкретном отрезке времени позволяют претворять в жизнь стоящие перед предприятиями цели и задачи в условиях рыночных отношений.
Введение 3
1. Этапы развития систем мотивации 5
2. Отличительные особенности систем мотиваций предприятий России от предприятий других стран 9
3. Мотивационные модели зарубежных стран, их сущность и содержание 12
4. Мотивационные факторы, в наибольшей степени влияющие на поведение работника в процессе трудовой деятельности 15
5. Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении 22
Заключение 28
Литература 29
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Стремление к
САМОУВАЖЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ПРИЗНАНИЕ
Самоуважение, доверие к себе, авторитет у коллег и начальников, признание личных заслуг и т.д.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТАКТ
Любовь, дружба, групповая принадлежность, удовлетворительная атмосфера труда и т.д.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Занятость, доход, обеспечение при болезни и старости и т.д.
ОСНОВНЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ
Питание, одежда, жилье, сон, движение, продолжение рода и т.д. Можно объединить потребности в три группы: социальные; потребности в личности; потребности в самоуважении. Их можно разделить на составляющие.
Социальные потребности: 1. Предоставление работы, которая способствовала бы общению с другими работниками. 2. Создание климата коллективизма в достижении поставленной цели. 3. Регулярное участие в принятии решений. 4. Спокойное восприятие наличия неформальных групп, если их деятельность не направлена на разрушение формальной организации. 5. Создание условий для повышения социально-экономической и творческой активности.
Потребности в уважении личности: 1. Создание условий работнику для регулярного и системного повышения квалификации. 2. Привлечение работников к разработке целей развития предприятий и выработке решений. 3. Делегирование подчиненным дополнительных полномочий. 4. Обеспечение условий для должностного продвижения по служебной лестнице. 5. Объективная оценка результатов труда и соответствующее материальное и моральное поощрение.
Потребности в самовыражении: 1. Создание условий для развития творческого потенциала и его использования. 2. Формирование видов работ, требующих от работника максимальной отдачи. Проблемам мотивации отдельных индивидов и групп работников посвящены труды многих ученых-управленцев западных стран и России: В. Зигерт, Дж.
Шоннеси, А. Маслоу,
Ф. Герцберг, Д. Макклеланд, В. Врум, К. Левин, Д. Макгрегор и многие другие. Каждая
из перечисленных работ указанных авторов
и предложенных ими моделей мотивации
имеет полное право для детального изучения
и использования на практике. Главная
задача в данном случае состоит в том,
чтобы при правильной организации управления
найти согласие интересов. Наличие большого
количества мотивационных моделей приводит
к необходимости рассмотрения лишь некоторых
из них. В частности, в практике используется
мотивационная модель с ориентацией на
результаты, так называемая Управленческая
решетка Блейка-Моутона[5]. Анализ содержательной
части этой модели показал, что: 1. Удовлетворительная
результативность труда поддерживается
путем постоянных компромиссов между требованиями
производства и индивидуальными потребностями
сотрудников. 2. Удовлетворительная результативность
труда не достижима, так как, с одной стороны,
сотрудники ленивы, равнодушны и не заинтересованы,
а с другой стороны, невозможно установить
удовлетворительные социальные отношения
ними. 3. С людьми обращаются так же, как
и с машинами. Продуктивность достигается
путем создания таких условий труда, при
которых минимизируются "помехи",
обусловленные индивидуальными и социальными потребностями
сотрудников. 4. Высокая результативность
труда является результатом оптимального соотношения
требования производства и потребностей
отдельных сотрудников. При достижении
целей организации как тем, так и другим придается
одинаково важное значение. 5. Далеко идущее
удовлетворение социальных потребностей
сотрудников приводит к непринужденной
дружеской атмосфере труда и соответственно,
Анализ эффективности влияния той или иной модели на поведение человека в процессе трудовой деятельности показывает, что эффективность труда во многих случаях зависит не только от мотивирующих факторов, но и от среды, атмосферы и трудовой этики. М. Мескон в работе "Основы менеджмента" со ссылкой на другой источник приводит своего рода Кодекс трудовой этики, практическая реализация которого позволяет наряду с мотивационными факторами максимально заинтересовать работника в высокопроизводительном труде. Ниже приводится перечень основных требований этого Кодекса[7]:
1. Увязывайте вознаграждение
непосредственно с той
10. Не поддерживайте создание каких-то специальных привилегий для руководства, которые расширяют разрыв между ним и теми, кто действительно выполняет работу. Содержание Кодекса трудовой этики свидетельствует о том, что если руководители будут его придерживаться, то это не только повысит действенность мотивационных факторов, но и значительно сократит конфликт интересов, которые находят место в любой мотивационной модели управления. Отсюда можно сделать вывод, что в любой структуре управления объективно существуют различные интересы предприятия и его работников, но не все интересы различны и противоположны. В большинстве случаев, как правило, удается найти пути к соглашению. В свою очередь, немецкие ученые В. Зигерт и М. Ланг предложили модель индивидуальной и групповой мотивации, включающую в себя 15 мотиваторов[8].
По их мнению, данная классификация мотиваторов имеет свойства эффективно воздействовать на поведение работника в процессе трудовой деятельности.
1. Любые действия должны быть осмысленными. В первую очередь это относится к тому, кто требует действия от других. Уверены ли Вы в том, что Ваши управляющие действуют так же?
2. Большинство людей испытывают радость от работы, отвечая за нее, удовлетворяя свою потребность в личной причастности к результатам деятельности, к работе с людьми (клиентами, поставщиками, пациентами). Они хотят вести с ними переговоры, знать их проблемы, и не только производственные. Они хотят, чтобы их действия были важны для кого-то конкретно. Дают ли рабочие места, "заподозренные" в том, что они порождают безразличие и незаинтересованность, возможность строить подобные межличностные отношения? Или сотрудник остается изолированным? Как восстановить с ним контакты?
3. Каждый на своем рабочем месте хочет показать, на что он способен. Он хочет доказать свои способности и свою значимость. Он не хочет, чтобы в тех вопросах, в которых компетентен именно он, решения принимались без его участия. Не являются ли требования, предъявляемые работнику, заниженными? Не оставлен ли он на произвол рутины? Какие дополнительные функции могли бы обогатить его работу?
4. Каждый стремится выразить себя в труде, узнать себя в каких-то результатах, иметь доказательство того, что он может что-то сделать. Это"что-то" по возможности должно получить имя своего создателя. Это относится и к работнику, и к группе. Остаются ли у Вас результаты труда обезличенно безымянными или они именные?
Нередко руководитель украшает себя перьями, добытыми его подчиненными. Это портит им кровь.
5. Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как можно улучшить свою работу, ее организацию. Он хочет реализовать свои цели и не боится санкций. Он рассчитывает на то, что его встретят заинтересованно. Во всех ли подразделениях налажен приток новых идей? В том числе и за пределами формальных рамок рационализаторских предложений? Может быть, через "кружки качества"?
6. Людям нравится ощущать свою значимость. "Для них меня нет", - так говорят там, где управление не на высоте. Знает ли каждый сотрудник, как важен его труд для общего успеха? Как Вы дали ему это понять?
7. Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели. В достижение целей, которые он сам перед собой ставил или в формулировании которых он принимал неформальное участие, работник вложит больше энергии. Выработали ли Вы со своими сотрудниками цели, достижение которых поддается измерению по уровню и срокам выполнения?
8. Успех без
признания приводит к
9. По тому, каким способом, в какой форме и с какой скоростью сотрудники получают информацию, они оценивают, какова их реальная значимость в глазах непосредственного начальства и управляющих вообще. Если их доступ к информации затруднен, если информацию они получают с опозданием, они чувствуют себя приниженными. В результате снижается их готовность к труду. Имеют ли Ваш сотрудники ту информацию, которая нужна им для работы? Своевременно ли они получают эту информацию?
10. Сотрудники
терпеть не могут, чтобы
11. Каждому требуется
информация о качестве
12. Для всех
нас контроль со стороны
Как обстоит дело с возможностями самоконтроля на рабочих местах, которые Вы считаете проблематичными?
13. Большинство
людей стремится в процессе
работы приобрести новые
14. Сотрудники
остро реагируют, если их стара
15. Позволяет ли работа быть самому себе шефом? Есть ли возможно большее свободное пространство для инициативы в организации производства, для индивидуальной ответственности работников во всей цепочке "затраты- результат"? Как обстоят дела с возможностью самовыражения работающих? В. Зигерт и М.Ланг[9] также предложили иерархию мотивов индивидуальной и групповой мотивации и дали описание каждой из ступеней иерархии: Первая ступень (самые мощные групповые мотивы). Стремление к цели (возможно труднодостижимой), которое разделяется всеми членами группы. Дух первопроходцев, стремление к свободе, улучшениям, радости общего труда и к успеху. Вторая ступень (мотивы так сильны, как на первой ступени). Стремление утвердиться в конкуренции с другими, гордость за коллектив, принадлежность к престижным группам, бойцовский дух. Третья ступень (мотивы не так сильны, как на второй ступени). Солидарность, стремление к безопасности, образование групп из страха, толпа с сильным лидером, соглашательство. Четвертая ступень (мотивы не так сильны, как на третьей ступени).
Совместные представления на эмоциональной основе: ненависть, любовь, поклонение идолам, хобби и т.д. Пятая ступень (самые слабые групповые мотивы). Случай, давление, неосознанные объединения. Мотивация предполагает создание работникам комфортных условий для осуществления трудовой деятельности. Следовательно, организация труда должна строиться, исходя из условий труда, средств производства, организации трудового процесса и многих других факторов (методы труда, условия труда, организация трудового процесса, тестирование рабочего места, климат, рабочее время, обеспечение необходимыми орудиями труда, шум, освещение, структурирование труда, цвет, вибрация, газы, пары, пыль).
Мотивационные модели в обязательном порядке предусматривают организационную систему стимулов денежного и не денежного содержания. За последние годы в ряде государств получила распространение теория модели ожидания, которая создает возможность для работников на что-то надеяться, считать, что если не сегодня, то завтра его потребности будут удовлетворены. Одни из них надеются на получение более престижной работы, другие ожидают, что их труд будет оплачиваться более высоко, чем сегодня и т.д. Модель ожидания носит в основном теоретический характер. Модель не имеет четких оценочных критериев, и поэтому ее практическое применение не всегда правильно и однозначно воспринимается работниками предприятия. Например, как должен поступить начальник цеха при установлении размера вознаграждения мастеру за выполненную работу, чтобы создать у него представление на перспективу, т.е. условия ожидания. Нельзя, вместе с тем, преувеличивать степень влияния ожидания на результативную деятельность, как самого менеджера, так и коллектива, которым он руководит. Рассмотрим еще одну мотивационную модель справедливости. Суть этой модели состоит в том, что работник любого предприятия, получая вознаграждение за свой труд, сравнивает его с вознаграждением своих коллег по совместной работе. Если вознаграждение одинаковое, то у него, естественно, появляется чувство неудовлетворенности. Следовательно, он снижает интенсивность своего труда, так как считает, что по отношению к нему руководитель поступил несправедливо. А отсюда следует, что работник добивается восстановления справедливости или, как мы отметим, продолжает работать менее интенсивно. Работники, которым вознаграждение выплачено значительно в больших размерах, чем они затратили трудовых усилий, как бы авансом на будущее, будут в обязательном порядке поддерживать интенсивность труда и даже стремиться к ее повышению. Таким образом, модель ожидания базируется на гипотезе, что работник формирует свои усилия и потенциальные возможности на достижение поставленной цели при условии, что его намерения будут удовлетворены как материально, так и морально.
Информация о работе Мотивирующее руководство - новые парадигмы ведения бизнеса