Научные школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Управленческую деятельность можно считать ровесницей
человечества. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний,
человечества тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

I. Развитие менеджмента в России и других странах 5
1.1. Донаучный и научный периоды менеджмента 5
1.2. Менеджмент в истории России 7
1.3. Современный менеджмент - явление ХХ в. 13

II. Разнообразие моделей менеджмента 15
2.1. Особенности Американской модели 15
2.2. Характеристика Японской модели 17
2.3. 3ападноевропейская модель менеджмента 19

III. Возникновение, формирование и управление различных школ
управления 22
3.1. Школа научного управления 22
3.2. Классическая (административная) школа в управлении 24
3.3. Школа психологии и человеческих отношений 27
3.4. Школа науки управления 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Cтр.


ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       3


I.   Развитие менеджмента в России и других странах                              5
      1.1. Донаучный и научный периоды менеджмента                                5
      1.2. Менеджмент в истории России                                                       7

      1.3.  Современный менеджмент - явление ХХ в.                                    13


II. Разнообразие моделей менеджмента                                                       15
      2.1. Особенности Американской модели                                                15
      2.2. Характеристика Японской модели                                                  17
      2.3.  3ападноевропейская модель менеджмента                                      19

 

III. Возникновение, формирование и управление различных школ
управления                                                                                                       22
      3.1. Школа научного управления                                                            22
      3.2. Классическая (административная) школа в управлении                24
      3.3. Школа психологии и человеческих отношений                             27
      3.4. Школа науки управления                                                                  29


ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 32

             
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА                                                                     34


ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                35
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управленческую деятельность можно считать ровесницей
человечества. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний,
человечества тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

История показывает, что теоретическое осмысление управленческих
процессов протекало неравномерно. Причем успехи в развитии теории
управления всегда зависели от развития промышленности, других,
связанных с управлением областей, таких как математика, инженерные
науки, психология, кибернетика и др.

Общая характеристика истории управления начинается с Древнего
мира и заканчивается концом ХХ века.

      Любая наука базируется на использовании исторического опыта.
Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок,
встречающихся на ранних этапах развития науки.

     Наука управления в этом отношении мало отличается от других
наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и
будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы
спрогнозировать будущее развитие.

     Целью курсовой работы является изучение истории развития
менеджмента и рассмотрение наиболее значительных периодов в
эволюции, а так же рассмотрение трудов выдающихся отечественных и
зарубежных ученых.

    Для достижения этой цели, поставим следующие задачи:

•   Определить этапы эволюции менеджмента в России и других странах.

•   Изучить разнообразие моделей менеджмента.

•   Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных   

     школ управления.

•   Выявить наиболее важную концепцию теории управления.

 

В истории России и других стран должность управляющего существовала на протяжении многих веков. Однако формирование науки об управлении (менеджмента) связывают с появлением в начале ХХ века концепции научного управления.

      Изучение истории менеджмента как науки позволяет проследить первоисточники идей и подходов, проследить их динамику, выявить перспективы развития в конкретной экономической и социальной среде. Изучение истории делает картину настоящего более логичной и конкретной. Рассмотрение происхождения и развития современных концепций менеджмента позволяет лучше понять аналитические и концептуальные инструменты этой профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Развитие менеджмента в России и других странах

 

1.1. Донаучный и научный периоды менеджмента

 

В развитии менеджмента выделяют два крупных  исторических периода: донаучный и научный.

       Донаучный период был наиболее длительным с 9-го — 7-го
тысячелетия до нашей эры примерно до XVIII века.

       Первые, самые простые, зачаточные формы управления и
организации совместного труда существовали на стадии первобытного
строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами
рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен
олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности этого
периода.

       Примерно 9-7тысяч лет до нашей эры в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства к принципиально новой форме получения продуктов- их производству. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента.

       В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления
государственным хозяйствам. В этот период ( 3000-2800 гг. до нашей эры)
сформировались достаточно развитый для этого времени государственный
управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка.

       Сократ (470-399гг. до нашей эры) был одним из первых, кто дал
характеристику управления как особой сферы деятельности. Он
проанализировал различные формы управления, на основе чего
провозгласил принцип универсальности управления.

       Платон (428-348 гг. до нашей эры) дал классификацию форм
государственного управления, сделал попытку разграничить функции
органов управления.

       А.Македонский (356-323гг. до нашей эры) развил теорию и
практику управления войсками.

Научный период — 1776г.— до нашего времени.

       Научный период подразделяется на индустриальный период, период систематизации и информационный.

       Индустриальный период (1776-1856гг.) наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А.Смиту. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

       Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени школ менеджмента оказало учение Р.Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а так же признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

       Первый переворот в управлении связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833г. английский математик Ч.Беббидж разработал проект «аналитической машины»- прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

      Период систематизации (1856-1950гг.). В этот период наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются взгляды исследователей.

      Информационный период 1950 - по настоящее время. Этот период характеризуется созданием таких подходов и теорий как "теория принятия решений" и "количественный подход" (появление ПК), "системный подход", "ситуационный подход" и "процессный подход".

      Более подробно проследить развитие истории науки управления можно в таблице 1.1. (Приложение 1).

 

 

 

1.2.           Менеджмент в истории России

 

Начало развитию менеджмента в России было положено в XVII
веке, когда начался процесс слияния областей, земель, княжеств.
Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый
общенациональный рынок.

        В развитии систем государственного управления важную роль
сыграл А.Л. Ордин - Нашокин (1605-1680гг.). Он считается одним из первых русских управленцев, поставивших вопрос о развитии не только
стратегического, но и тактического менеджмента.

Петровские реформы по совершенствованию управления экономикой - особая эпоха в развитии российского менеджмента. Круг его управленческий действий весьма широк - от изменения летоисчисления до
создания нового государственного управленческого аппарата. В период
правления Петра I, можно выделить следующие преобразования:

    • Развитие крупной промышленности и государственная

     поддержка ремесленных производств;

    • Содействие развитию сельского хозяйства;

   • Укрепление финансовой системы;

   • Активизация развития внешней и внутренней торговли.

       Издание указов, регламентов, инструкций и контроль за исполнением - не что иное, как государственный менеджмент эпохи

Петра I.

      Так же можно выделить появившиеся в этот период управленческие
идеи И.Т. Посашкова (1652-1726гг.). К оригинальным идеям И.Т. Посашкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства и народа, а под вторым — эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740гг.). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н.Татищев (1686-1750гг.).  Он считал, что государство должно не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.

      Во второй половине XVIII века управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по ее указанию было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».

      К началу XIX века сложилась невозможность управления Российским государством старыми методами. Основные преобразования в управлении экономикой в начале XIX века произошли в период царствования Александра I. В 1860 году был издан манифест об учреждении министерств, которые строились на принципах единоличной власти и ответственности.

Особую роль в развитии менеджмента в России отводится М.М.Сперанскому (1772-1839). Систему власти М.М.Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную, т.е. вопросы законодательства находились бы в ведении Государственной Думы, вопросы суда- в ведении Сената, управление государством- в ведении министерств, ответственных перед Думой.

       В 1864 году Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» которым утверждалось всесословное самоуправление.

      В начале ХХ века большая часть управленческих преобразований происходила под руководством С.Ю.Витте (1849-1915) и П.А.Столыпиным (1862-1911). Программа реформ П.А.Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана на двадцать лет. Речь шла в основном о децентрализации управления Россией.

           Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 года. В поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийских центральный исполнительный комитет осуществил ряд мер, основными из которых являются следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего Совета народного хозяйства; образование местных органов экономического управления.

            В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.

Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.

Информация о работе Научные школы менеджмента