Научные школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Управленческую деятельность можно считать ровесницей
человечества. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний,
человечества тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

I. Развитие менеджмента в России и других странах 5
1.1. Донаучный и научный периоды менеджмента 5
1.2. Менеджмент в истории России 7
1.3. Современный менеджмент - явление ХХ в. 13

II. Разнообразие моделей менеджмента 15
2.1. Особенности Американской модели 15
2.2. Характеристика Японской модели 17
2.3. 3ападноевропейская модель менеджмента 19

III. Возникновение, формирование и управление различных школ
управления 22
3.1. Школа научного управления 22
3.2. Классическая (административная) школа в управлении 24
3.3. Школа психологии и человеческих отношений 27
3.4. Школа науки управления 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Сильнейшим средством мотивации в Японии являет­ся «корпоративный дух» фирмы. В осно­ве его лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников.

Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством.  Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Японская система управления качеством не дает сбо­ев. Это является результатом ее продуманности и простоты.

В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «Тоёта» Т. Оно предложил систему организации труда «Канбан». Суть ее заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции круп­ными партиями и создали непрерывно-поточное произ­водство.

В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху.

Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без уче­та ее специфических условий и, прежде всего, психоло­гических и социально-культурных факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.           Западноевропейская модель менеджмента

 

Заметное влияние на формирование менеджмента оказали английские исследователи.  Так, англичане  Р.Фэлк  и Л.Урвик занимались разработкой принципов управления.

Английские ученые внесли существенный вклад в разработку метода «исследования операций», ко­торый впервые зародился в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратеги­ческих и тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.

Во Франции вопросами научного управления занима­лись Анри Луи Ле Шателье Шарль Фремен-виль братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.

Проблемами научного управления производством в Германии занимался Вальтер Ратенау. Ог­ромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разра­ботавший «идеальный тип» административной организа­ции, названный им термином «бюрократия». Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Кароль Адамецкий. Западногерманские теоретики школы «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Япо­нии.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались также вопросы привлечения работников к «участию в управлении».

Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.

В 1929—1933 гг. передовые капиталистические стра­ны охватил мировой кризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирова­ния экономики. Кейнс обосновал необхо­димость государственного вмешательства в экономику.

Большое влияние на развитие всей Европы в после­военные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия доби­лась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:

      Усиление государственного регулирования во всех сферах      

          хозяйствования.

      Введение индикативного планирования, пришедшего на смену           директивного  планирования.   Индикативное   планирование предполагает установление планов и показателей, дости­жение которых является наиболее желательным.

Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимаю­щихся вопросами управления.

Определенный интерес представляет шведская модель социализма.   Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются, прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан уче­ным, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.

Большинство исследователей считают, что управление в США достигло значительно бо­лее высокого уровня развития, чем в других странах ми­ра. По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации про­изводства. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспо­сабливаясь к разным условиям на рынках. Именно от­ставанием в организации произ­водства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв меж­ду США и Европой. Одной из причин создавшегося по­ложения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.

         К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые обеспечили существенное развитие менеджмента: с позиций выделения различных школ, процессный, системный, ситуационный.

         Далее рассмотрим развитие менеджмента с позиции различных школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Возникновение, формирование и управление

различных школ управления

 

3.1. Школа научного управления

 

Возникновение современной науки управления относится к началу ХХ в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и
Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что
управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и
социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому
предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором, которого следует
считать основоположником научного управления производством.

Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г.      Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее
признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса
физического труда и его организации на составные части (труд
исполнительский и труд распорядительский)и последующем анализе этих
частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации
труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе
процессов физического труда и его организации.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами
рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял
лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку
предприятия и цехов.

Функции осуществления взаимодействия элементов производства
были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия,
которому в системе Тейлора отводилось центральное место.

Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по
управлению — это определенная специальность. Основной задачей
предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего
персонала предприятия.

Философскую основу системы Тейлора составила концепция так
называемого экономического человека, получившая в тот период широкое
распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что
единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда
можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный
принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства
экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были
достигнуты.

Идеи Тейлора были развиты его последователями, среди которых
в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его
ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами
рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения
выпуска продукции за счет роста производительности труда.

Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон.
Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к
любому производству независимо от рода его деятельности.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации
производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд.

Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в
развитии системы Тейлора.

 

 

 

 

3.2. Классическая (административная) школа в управлении

 

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители клас-сической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Он выделил совокупность общих принципов управления:

      Разделение труда посредством специализации работ.

      Власть — ответственность, т.е. сочетание наделение руководителя

властью с бременем ответственности за последствия применения им властных функций.

      Дисциплина — обязанность повиновения, проявления усердия в

работе, уважения руководителей, выполнения условий принятых соглашений между предприятием и работником.

      Единство распорядительства (единоначалие) — подчинение

работника распоряжениям одного руководителя, предотвращение дуализма, двойственности распорядительства.

      Единство руководства — наличие единого руководителя и единой

программы всех действий, преследующих общую цель.

      Подчинение частных интересов общим — приоритет интересов

организации над интересами ее отдельных членов групп.

      Вознаграждение персонала — справедливая оплата труда,

поощряющая усердие.

      Централизация — сосредоточение, концентрация ключевых функций

управления в едином центре в сочетании с делегированием части

управленческих полномочий на нижестоящие уровни.

      Иерархия — служебная лестница, многоуровневое управление,

образующее цепь, в которой каждый нижестоящий уровень подчинен вышестоящему.

      Порядок — соединение материального порядка, при котором каждая

вещь находится на своем месте, и социального порядка, согласно которому определенное рабочее место положено каждому работнику и каждое лицо должно находится в назначенном ему месте, т.е. определенное место для

каждого на своем, соответствующем его знаниям, опыту работы месте.

     Справедливость — сочетание благожелательного отношения к персоналу с правосудием, законностью.

      Постоянство состава персонала — устойчивость состава

руководящего персонала и служащих, предотвращение текучести

кадров, долговременные соглашения, контракты с работниками.

      Инициатива — предоставление работникам возможности создавать и

осуществлять собственные планы действий по достижению целей

организации и в ее интересах, свобода предложения и личной
инициативы.

      Единение персонала, характеризуемое девизом: «в единении сила»,

гармония помыслов, корпоративный дух, предотвращение разделения персонала на враждебные группы.

 

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

•   четкое функциональное разделение труда;

•   передача команд и распоряжений сверху вниз;

•   единство распорядительства («никто не работает более чем на                      одного босса»);

•  соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Информация о работе Научные школы менеджмента