Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:05, курсовая работа
Цель работы – изучить этапы формирования научного менеджмента и рассмотреть основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить литературу используемую в работе.
- На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о предпосылках возникновения науки управления.
- Рассмотреть сущность и специфику краткой характеристике основных положений школы научного управления.
- Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.
«Основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема работы актуальна
потому, что в результате отделения
собственника предприятия от процесса
управления производством, произошедшего
после распада фабричной
Актуальность исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – изучить этапы формирования научного менеджмента и рассмотреть основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить литературу используемую в работе.
- На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о предпосылках возникновения науки управления.
- Рассмотреть сущность и специфику краткой характеристике основных положений школы научного управления.
- Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.
- Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура:
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
Современные руководители ощущают огромную потребность в новых управленческих знаниях и, прежде всего знаниях менеджмента.
Патриарх американского менеджмента Питер Друкер считает, что успехи нации на 80 % определяются не природными ресурсами, не экономическим базисом или технологиями и даже не талантом народа, а эффективностью управления. Альфред Маршалл, экономист мирового масштаба, организацию и управление производством выделил как самостоятельный фактор производства (наряду с такими факторами, как труд, земля, капитал).
Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в от ношении непредпринимательских организаций.
Понятие «менеджмент» трактуется в мировой литературе по управлению весьма широко. Поэтому любое его определение будет не полным. В Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умение и административные навыки; орган управления, административная единица. В одном из словарей иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык как: «управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности».
Наиболее часто в
При определении сущности
и содержания менеджмента подчеркивается,
прежде всего, его процессный характер.
Менеджмент характеризуется как
интегративный процесс, с помощью
которого профессионально подготовленные
специалисты формируют
Во многих определениях менеджмента делается акцент на то, что управление - это самостоятельная область знаний, наука, имеющая свой предмет, свои специфические проблемы, методы и способы их решения.
Понимание менеджмента как
искусства базируется на том, что
хозяйственные организации
Современный менеджмент не может быть представлен в виде чет ко сформулированных правил, рецептов деятельности. В нем находит отражение понимание того, что мы живем в очень сложном и быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым этот мир существует и развивается. Поэтому современный менеджмент это скорее система наиболее общих представлений об организациях, новая "управленческая философия", нежели свод готовых рекомендаций.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, доходности предприятия. Важнейшая задача менеджмента - производство товаров и услуг с учетом интересов потребителей и обеспечение стабильного положения фирмы на рынке. Это предполагает разработку стратегии фирмы, поиск ресурсов, способность к инновациям и умение развивать работоспособность персонала, его потенциал и лояльность. Таким образом, менеджмент - это профессиональная деятельность, предполагающая определенные знания и умение управлять людьми.
Главный элемент, лежащий в основе менеджмента, профессиональный характер управленческой деятельности. Английский термин "manager" подразумевает наемных профессиональных управляющих. Менеджер -- наемный управляющий, специалист по менеджменту.
Управленческий труд - это специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в ходе разделения и кооперации труда. В чем же специфика управления как особого вида деятельности? Сущность управления составляет координирование деятельности рабочей группы. На многих фирмах организацией и координацией труда занято в 4-5 раз больше людей, чем собственно в производстве. По сравнению с другими видами труда управленческий труд имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и при меняемых средствах. Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация и координация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, относимых к управленческому персоналу.
Для менеджера информация, преобразуя которую он принимает решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта, представляет собой предмет труда. Поэтому орудиями труда в менеджменте являются, прежде всего, средства работы с информацией. Результат деятельности оценивается по достижению поставленных целей.
В целях повышения качества
управленческого труда
В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
- к организатору конкретных
видов работ в рамках
- к руководителю предприятия в целом или его подразделений;
- к руководителю по отношению к подчиненным;
- к администратору любого
уровня управления, организующего
работу в соответствии с
Являясь субъектом осуществления
управленческой деятельности, менеджеры
играют в организации ряд
Во-первых, это роли по принятию решений, выражающиеся в том, что менеджер определяет направление движение организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т. п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Он должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении.
Во-вторых, это информационные роли, состоящие в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации.
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, на конец, выступающего в качестве представителя организации.
В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.
Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации, от размеров организации, от сферы ее деятельности, от уровня в управленческой иерархии и еще от многих факторов. Однако, несмотря на все разнообразие, для всех процессов управления в организации характерно наличие, в общем-то, однородных видов деятельности. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основных функции управления:
1) планирование, заключающееся
в выборе целей и плана
2) распределение задач
между отдельными
3) мотивация исполнителей
к осуществлению
4) контроль, заключающийся
в соотнесении реально
Несмотря на то, что руководители
выполняют определенные функции
и играют определенные роли, это
не означает, что многие руководители
в крупных организациях заняты выполнением
одинаковой работы. Объем управленческой
работы настолько велик и
К менеджеру любого уровня
предъявляются высокие
- наличие общих знаний
в области управления
- компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности;
- владение навыками не
только администрирования, но
и предпринимательства, умение
владеть ситуацией на рынках,
проявлять инициативу и
- принятие обоснованных
и компетентных решений на
основе согласования с
- наличие практического
опыта и знаний в области
анализа экономической
- умение анализировать
деятельность и действия фирм-
Информация о работе Научный менеджмент и их значение на современном этапе