Научный менеджмент и их значение на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить этапы формирования научного менеджмента и рассмотреть основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить литературу используемую в работе.
- На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о предпосылках возникновения науки управления.
- Рассмотреть сущность и специфику краткой характеристике основных положений школы научного управления.
- Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 164.71 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

«Основные положения школы  научного управления и их значение на современном этапе» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема работы актуальна  потому, что в результате отделения  собственника предприятия от процесса управления производством, произошедшего  после распада фабричной системы  организации труда и возникновения  крупного машинного производства, появился специализированный аппарат управления, в задачи которого входили контроль за деятельностью рядовых членов организации и проведение мероприятий, способствующих повышению эффективности их работы.

Актуальность исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – изучить этапы формирования научного менеджмента и рассмотреть основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- Изучить литературу используемую в работе.

- На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о предпосылках возникновения науки управления.

- Рассмотреть сущность и специфику краткой характеристике основных положений школы научного управления.

- Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.

- Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура:

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.

 

  1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Понятие «менеджмент»  и его особенности.

Современные руководители ощущают  огромную потребность в новых  управленческих знаниях и, прежде всего знаниях менеджмента.

Патриарх американского  менеджмента Питер Друкер считает, что успехи нации на 80 % определяются не природными ресурсами, не экономическим базисом или технологиями и даже не талантом народа, а эффективностью управления. Альфред Маршалл, экономист мирового масштаба, организацию и управление производством выделил как самостоятельный фактор производства (наряду с такими факторами, как труд, земля, капитал).

Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в от ношении непредпринимательских организаций.

Понятие «менеджмент» трактуется в мировой литературе по управлению весьма широко. Поэтому любое его определение будет не полным. В Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умение и административные навыки; орган управления, административная единица. В одном из словарей иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык как: «управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности».

Наиболее часто в характеристике менеджмента используются подходы, которые трактуют его как науку  управления, процесс управления, искусство  управления, функцию управления, органы или аппарат управления, людей  управляющих организацией.

При определении сущности и содержания менеджмента подчеркивается, прежде всего, его процессный характер. Менеджмент характеризуется как  интегративный процесс, с помощью  которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации  и управляют ими посредством  постановки целей и разработки способов и методов их достижения. Менеджмент идентифицируется с менеджера ми, а также с органами или аппаратом  управления.

Во многих определениях менеджмента  делается акцент на то, что управление - это самостоятельная область знаний, наука, имеющая свой предмет, свои специфические проблемы, методы и способы их решения.

Понимание менеджмента как  искусства базируется на том, что  хозяйственные организации представляют сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней  и внутренней среды. Поэтому умение управлять столь сложным механизмом требует более серьезной профессиональной подготовки.

Современный менеджмент не может быть представлен в виде чет ко сформулированных правил, рецептов деятельности. В нем находит отражение понимание того, что мы живем в очень сложном и быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым этот мир существует и развивается. Поэтому современный менеджмент это скорее система наиболее общих представлений об организациях, новая "управленческая философия", нежели свод готовых рекомендаций.

Конечной целью менеджмента  является обеспечение прибыльности, доходности предприятия. Важнейшая  задача менеджмента - производство товаров  и услуг с учетом интересов  потребителей и обеспечение стабильного  положения фирмы на рынке. Это  предполагает разработку стратегии  фирмы, поиск ресурсов, способность  к инновациям и умение развивать  работоспособность персонала, его  потенциал и лояльность. Таким  образом, менеджмент - это профессиональная деятельность, предполагающая определенные знания и умение управлять людьми.

Главный элемент, лежащий  в основе менеджмента, профессиональный характер управленческой деятельности. Английский термин "manager" подразумевает наемных профессиональных управляющих. Менеджер -- наемный управляющий, специалист по менеджменту.

Управленческий труд - это  специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в ходе разделения и кооперации труда. В  чем же специфика управления как  особого вида деятельности? Сущность управления составляет координирование  деятельности рабочей группы. На многих фирмах организацией и координацией труда занято в 4-5 раз больше людей, чем собственно в производстве. По сравнению с другими видами труда  управленческий труд имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах  и при меняемых средствах. Специфика  решаемых задач предопределяет преимущественно  умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация и координация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, относимых к управленческому персоналу.

Для менеджера информация, преобразуя которую он принимает  решения, необходимые для изменения  состояния управляемого объекта, представляет собой предмет труда. Поэтому  орудиями труда в менеджменте  являются, прежде всего, средства работы с информацией. Результат деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

В целях повышения качества управленческого труда произошло  его разделение. Разделение управления труда ведет к специализации  управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничении их полномочий, прав и сфер ответственности. Например, функциональное разделение управленческого труда, иерархическое разделение, технологическое, профессиональное, квалификационное и  должностное. Управленческих работников подразделяют на руководителей, специалистов и служащих. Руководитель - лицо, которое  возглавляет определенный коллектив  работников (менеджер). Специалист - лицо, выполняющее определенные функции  управления. Они готовят варианты решений для руководителя (экономисты, бухгалтера, юристы и т. п.). Служащие - лица, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей [6, c.24].

В современном понимании  менеджер - это руководитель или  управляющий, занимающий постоянную должность  и наделенный полномочиями в области  принятия решений по конкретным видам  деятельности фирмы, функционирующей  в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения  являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов  управления.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

- к организатору конкретных  видов работ в рамках отдельных  подразделений или программно-целевых  групп;

- к руководителю предприятия  в целом или его подразделений;

- к руководителю по  отношению к подчиненным;

- к администратору любого  уровня управления, организующего  работу в соответствии с современными  методами.

Являясь субъектом осуществления  управленческой деятельности, менеджеры  играют в организации ряд разнообразных  ролей. Среди них можно выделить три группы ролей.

Во-первых, это роли по принятию решений, выражающиеся в том, что  менеджер определяет направление движение организации, решает вопросы распределения  ресурсов, осуществляет текущие корректировки  и т. п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Он должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив  в определенном направлении.

Во-вторых, это информационные роли, состоящие в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и  внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок  и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации.

В-третьих, менеджер выступает  в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации  на достижение целей, координирующего  их усилия и, на конец, выступающего в  качестве представителя организации.

В зависимости от позиции  менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых  функций данные роли могут быть присущи  им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно  принимает решения, работает с информацией  и выступает руководителем по отношению к определенной организации.

Содержание и набор  действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации, от размеров организации, от сферы ее деятельности, от уровня в управленческой иерархии и еще от многих факторов. Однако, несмотря на все разнообразие, для всех процессов управления в организации характерно наличие, в общем-то, однородных видов деятельности. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основных функции управления:

1) планирование, заключающееся  в выборе целей и плана действий  по их достижению;

2) распределение задач  между отдельными подразделениями  или работниками и установление  взаимодействия между ними;

3) мотивация исполнителей  к осуществлению запланированных  действий и достижению поставленных  целей;

4) контроль, заключающийся  в соотнесении реально достигнутых  результатов с теми, которые были запланированы [1, c.29].

Несмотря на то, что руководители выполняют определенные функции  и играют определенные роли, это  не означает, что многие руководители в крупных организациях заняты выполнением  одинаковой работы. Объем управленческой работы настолько велик и разнообразен, что требует разделения. Одна из таких форм разделения носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей  во главе от дельных функциональных служб. Например, руководитель производственного  отдела, службы маркетинга, финансового  отдела и т. п. Горизонтально разделенная  управленческая работа должна быть скоординирована  руководителем более высокого уровня управления. В свою очередь, руководитель конкретной функциональной службы затрачивает  время на координацию работы руководителей  более низкого уровня управления. И, наконец, на низовом уровне руководитель координирует работу людей, непосредственно  производящих продукцию или оказывающих  услуги. Это вертикальное разделение труда, которое образует уровни управления.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности, следующие:

- наличие общих знаний  в области управления предприятием;

- компетентность в вопросах  технологии производства в той  отрасли, к которой относится  фирма по виду и характеру  деятельности;

- владение навыками не  только администрирования, но  и предпринимательства, умение  владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно  перераспределять ресурсы фирмы  в наиболее выгодных сферах  применения;

- принятие обоснованных  и компетентных решений на  основе согласования с нижестоящими  руководителями и работниками  и распределение участия каждого  в их исполнении;

- наличие практического  опыта и знаний в области  анализа экономической ситуации  на основных рынках или их  сегментах, на которых уже работает  или намеревается работать фирма;

- умение анализировать  деятельность и действия фирм-конкурентов;

Информация о работе Научный менеджмент и их значение на современном этапе