Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:27, курсовая работа
Актуальность данного исследования. Изучение понятия организационной культуры и ее национальных особенностей является важной проблемой в мировой экономике. В связи с развитием сотрудничества между странами и расширением международных экономических связей в общественной жизни и различных сферах экономики происходит сближение стран, увеличивается сходство в стратегии формирования организации, в развитии инновационных процессов, в технологии производства, а так же сохраняются культурные ценности различных стран и присущие им отличия в системе управления.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………...3-4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ………...…………………………….5
1.1. Понятие организационной культуры………………………………....5-6
1.2. Значимость организационной культуры и ее влияния……………....7-8
1.3. Истоки и этапы формирования организационной культуры .….... 8-10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ………………………………………11
2.1. Системный подход к анализу национальных особенностей организационной культуры ..…..………………………...….………..…11-14
2.2. Модель организации Г.Хофстеде….….……………....……………14-17
2.3. Модель организации Г.Лейн и Дж.Дистефано ……………………17-18
2.4. Модель организации «Z» У. Оучи…………………………….……18-20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...………………………………………………………21-23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………...……24-26
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...………… ...27
В первой главе работы были рассмотрены теоретические аспекты изучения и формирования организационной культуры и ее особенностей; понятие организационной культуры и ее влияние на организацию в целом; значение и основные этапы формирования эффективной организационной культуры.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
2.1. Системный подход к анализу национальных особенностей организационной культуры
Системный подход позволяет рассматривать организацию как систему, как целое, главным способом анализа объекта которого является разложение на подсистемы, вычленение элементов не из частей, а из целого.
Системный подход к исследованию организационной культуры отражает комплексный взгляд на объект исследования – организацию.
Национальные факторы находят воплощение в религии, языке, традициях обычаях, истории, в общепринятых нормах поведения и отображают национальную культуру страны. Серьезное влияние оказывают на организационную культуру национальные культурные ценности. В связи с этим особое внимание менеджеры уделяют изучению межкультурных различий, культурного окружения, а так же национальных особенностей различных культур. Сотрудничество с международными партнерами – это чаще всего столкновение деловых и национальных культур.
На организационную культуру компании оказывают влияниие такие особенности национальной культуры как:
1. Отношение к формальностям.
К соблюдению формальностей,
2. Религия. Преобладающим
3. Язык. Часто в деловом
общении языки образуют
4. Личное и социальное
Личному пространству отдается предпочтение в организационной культуре скандинавских стран, Северной Америки, Центральной и Восточной Европы, здесь индивидуальная дистанция 40-60 см является нормой, но иногда она может существенно различаться между странами, у англичан, например, дистанция значительно короче. Для представителей национальной культуры арабских стран, Латинской Америки, южноевропейских государств и некоторых стран Западной Европы характерна близкая индивидуальная дистанция, 20-35 см.
Если сократить индивидуальную дистанцию, то это может создать неудобство для партнера и вызвать в подсознании внутреннюю негативную реакцию. Но с другой стороны, если увеличить дистанцию, то может возникнуть ложное представление о том, что партнер тем самым проявляет превосходство, холодность и настороженность в отношениях и нежелание быстро сблизиться.
Среди остальных факторов, которые
учитываются в деловых
В настоящее время в сфере взаимодействия культур глобальной проблемой, с которой мы сталкиваемся является проблема взаимного непонимания. Пытаясь навязать представителю другой культуры некую модель поведения, существует риск оскорбить его. Работа многих совместных предприятий и объединений чаще всего оказывается неэффективной в связи с тем что руководство не способно осознать всю глубину существующего межкультурного взаимонепонимания. Основной задачей руководителя является его способность понять культуру и работать с ней. Лидеры не должны удивляться тому, что исполнению несходных функций свойственны различные языки, что менеджеры, работающие в географически изолированных организациях, могут интерпретировать послания высшего руководства достаточно вольно, что забота высшего руководства о всемерном повышении прибыли и снижении издержек совершенно не свойственна подчиненным. Построение эффективной организации, в конечном итоге, сводится к соединению различных субкультур путем разработки общих целей, общего языка и общих процедур принятия решений.
2.2. Модель Г. Хофстеде
Голландский ученый Герт Хофстеде реализовал большой исследовательский проект, в котором он изучал различия национальных культур в деятельности дочерних компаний многонациональной корпорации в 64 странах. Опросив более 160000 менеджеров и сотрудников организаций об удовлетворенности их своим трудом, руководством, коллегами, о восприятии проблем, возникающих в процессе работы, о профессиональных предпочтениях, о жизненных целях он обнаружил серьезные различия в поведении менеджеров и специалистов разных стран. В ходе опроса он понял, что большинство различий в рабочих ценностях и отношениях зависят от возраста и пола, профессии, места в организации и объясняются национальной культурой. В связи с этим Г. Хофстеде выделил пять аспектов, характеризующих менеджеров и специалистов и организацию в целом:
-дистанция власти,
-индивидуализм,
-мужественность,
-стремление избежать
-долгосрочность ориентации.
Под первой переменной, названной дистанцией власти (Приложение 1), понимается степень неравенства между людьми, допустимая для населения данной страны. При этом низкая степень неравенства отличается условным равенством в обществе, а высокая – наоборот.
Вторая переменная характеризуется индивидуализмом (Приложение 2), или степенью, с которой люди данной страны предпочитают поступать не как члены какой-либо группы, а как индивиды. Эта переменная имеет два полюса: низкая степень индивидуализма или коллективизм, в таком обществе людям с детства прививается уважение к группам, к которым они принадлежат, члены группы уверены что группа их защитит и будет нести за них ответственность; и высокая степень индивидуализма, в таком обществе человек, находясь в условиях свободных социальных связей, сам несет полную ответственность за свои действия и самостоятельно заботится о себе и своих близких и, однажды, встав на ноги, индивид не получит защиты от своей группы, и она не будет нести за него ответственность.
Третья переменная также имеет два полюса: мужественность и женственность (Приложение 3), Она отражает то, как люди данной культуры относятся к таким ценностям как "настойчивость" и "самоуверенность", "высокий уровень работы", "успех и конкуренция", которые в основном ассоциируются с ролью мужчины. Эти ценности отличаются от "нежных" ценностей таких как "жизненные удобства", "поддержание теплых личных отношений", "забота о слабых и солидарность", ассоциируемых в основном с ролью женщины.
Четвертая переменная получила название "стремление избежать неопределенности" (Приложение 4). Данная переменная определяет степень, в которой люди чувствуют угрозу от неопределенных ситуаций, и степень, в которой они стараются такие ситуации избегать. Как правило, в организациях с высоким уровнем избегания неопределенности руководители не любят принимать рискованных решений и брать на себя ответственность, а в организациях с низким уровнем избегания неопределенности руководители готовы принимать рискованные решения и брать ответственность на себя.
Последняя, пятая переменная измеряется долгосрочной или краткосрочной ориентацией в поведении членов общества. Долгосрочную ориентацию можно охарактеризовать как взгляд в будущее, она проявляется в упорстве и настойчивости, в стремлении к сбережениям. Краткосрочную ориентацию можно охарактеризовать как взгляд в прошлое и настоящее, она проявляется через выполнение социальных обязательств, через уважение традиций и наследия. Для этого показателя, в отличие от предыдущих, таблица различий не составлялась в связи с тем что данная область недостаточно изучена.
На основе различных сочетаний данных параметров Г. Хофстеде упорядочил организации многих стран мира (Приложение 5). По его мнению для латинских, азиатских и африканских стран характерна наиболее высокая дистанция власти, а наиболее низкая дистанция власти характерна для германских стран. В свою очередь в развитых и западных странах преобладает индивидуализм, а в менее развитых и восточных - коллективизм; промежуточное положение занимает Япония. Для Японии, Германии, Австрии и Швейцарии характерен наиболее высокий показатель мужественности; для англоговорящих стран - умеренно высокий показатель; для скандинавских стран и Голландии - наиболее низкий; а для некоторых латинских и азиатских стран (например Таиланда), а также для Франции и Испании - умеренно низкий. В латинских странах, в Японии и странах, говорящих на немецком языке показатель стремления избегания неопределенности самый высокий , а в англоговорящих, скандинавских странах и китайской культуре самый низкий.
Наиболее ярко выражена долгосрочная ориентация в восточных азиатских странах, особенно в Китае, Гонконге, Тайване, Японии и Южной Корее. По параметрам «дистанция власти» и «индивидуализм - коллективизм» было выявлено, что Канада, США, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Дания, Австралия имеют тип культуры - низкая дистанция власти/индивидуализм. В таких странах как: Пакистан, Турция, Тайвань, Колумбия, Венесуэла, Португалия, Мексика, Греция, Югославия, Индия, Япония преобладает культура - высокая дистанция власти/коллективизм. Испания, Франция, Италия, Бельгия - высокая дистанция власти/индивидуализм.
2.3. Модель организации Г.Лейн и Дж.Дистефано
В 1980-х годах Г.Лэйн
и Дж.Дистефано разработали
К этим ценностным ориентациям их вариациям относятся:
•отношение человека к природе – вариации: подчинение человека природе, гармония с природой, господство над природой,
•ориентация во времени – вариации: жить прошлым, жить настоящим, жить будущим,
•представление о природе человека – вариации: человека изменить нельзя, человека можно изменить, человек изначально «плохой», человек изначально «нейтральный», человек изначально «хороший»,
•ориентация на деятельность – вариации: от работы важно получить удовлетворение, в работе важен процесс, в работе важен ее результат,
•отношения между людьми - вариации: отношения на основе иерархических связей, на основе групповых связей, на основе индивидуальных связей,
•ориентация в пространстве – вариации: человек это частичка общества или группы, это отдельное частное лицо, это смесь умеренного индивидуализма с принадлежностью к системе.
Модель предполагает, что каждая из указанных переменных и ее «национальная» вариация имеют непосредственную связь с теми или иными характеристиками и вариациями их состояния в рамках организационной культуры, преобладающей в данном обществе (Приложение 7).
Согласно модели в организации ценностные ориентации в отношении природы человека могут измеряться через систему контроля; стиль управления и организационный климат. Последние также имеют свои «вариации» для каждой из культур.
Система контроля является
наиболее очевидным фактором влияния
на организационную эффективность.
Основой жесткой системы
Информация о работе Национальные особенности в организационной культуре