Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 04:44, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования состоит в разработке путей систематизации и восстановление пробелов по данной теме. Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи: Определить сущность, типы, последствия, задачи и проблемы в определении данных средств коммункации. Рассмотреть вариации жестов, поз и тд у разных народов мира. Выделить основные понятия, гипотезы и предположения и подтвердить их или опровергнуть .
Содержание
Введение. ………………………………………………………..................................... 5 1. Понятие – невербальная коммуникация. …………………..…………………….. 7 2. Пространственные модели невербальной коммуникации. ………. 13 2.1. Коммуникативная проксемика. ………………………………………………….. 13 2.2. Расположение политика и его окружение. ………………………………. 18 2.3. Типы политиков. …………………………………………………………………………………. 21 3. Статистические модели коммуникации. …………………………………………… 24 4. Визуальный контакт. …………………………………………………………………………… 28 5. Жесты и позы. ………………………………………………………………………………. 30 5.1. План выражения кинесических и проксемических знаков. ………... 30 5.2. Поза и ее детали. …………………………………………………………………………… 38 6. Физиогномика. ……………………………………………………………………………….
39 7. Создание визуального образа. ………………………………………………….....
Уловить эмоции объекта (гнев
и печаль - легче, ревность и нервозность
- сложнее) позволяет ТОН его голоса.
В состоянии тревоги или нервного
напряжения у партнера несколько меняется
и голосовой ТЕМБР. Этот факт нашел достойное
применение в бесконтактных (т.е. всецело
незаметных для собеседника) образцах
«детектора лжи».
Расшифровывая сообщение, нужно
обращать внимание как на СИЛУ, так и на
ВЫСОТУ голоса:
явно
высокий - энтузиазм, радость, недоверие;
высокий,
в широком диапазоне силы, тональности
и высоты - гнев и страх;
чрезмерно
высокий, пронзительный - беспокойство;
мягкий
и приглушенный, с понижением интонации
к концу каждой фразы - горе, печаль, усталость;
форсирование
звука - напряжение, обман.
Значительно информативны невербальные
звуки:
свист
(явно не художественный) - неуверенность
или опасение;
несоответствующий
моменту хохот - напряжение;
неожиданные
спазмы голоса - напряжение;
постоянное
покашливание - лживость, неуверенность
в себе, обеспокоенность.
Более всего о внутреннем психоэмоциональном
состоянии человека может сообщить анализ
его связной речи: как в ней расставлены
логические ударения, как быстро произносятся
слова, как конструрируются фразы, какие
имеются отклонения от нормы (неуверенный
или неверный подбор слов, обрывание фраз
на полуслове, изменение слов, появление
слов-паразитов, исчезновение пауз).
При этом:
быстрая
речь - очевидная взволнованность или
обеспокоенность чем-то, страстное желание
убедить или уговорить кого-то, разговор
о личных трудностях;
медленная
речь - высокомерие, усталость, угнетенное
состояние, горе;
прерывистая
речь - неуверенность;
появление
особой «гладкости» речи - возбуждение;
лаконичность
и решительность речи - явная уверенность;
заикание
- напряженность или обман;
нерешительность
в подборе слов - неуверенность в себе
или намерение внезапно удивить чем-то;
появление
речевых недостатков (повторение или искажение
слов, обрывание фраз на полуслове) - несомненное
волнение, но иной раз и желание обмануть;
опускание
речевых пауз - напряжение;
слишком
удлиненные паузы - незаинтересованность
или несогласие;
появление
в речи пауз, заполняемых словами-паразитами
("ну…", "так сказать…", "э…")
- нерешительность и затруднение в выражении
мысли, поиск выхода из положения;
вклинивание
в произносимое слово уменьшительно-ласкательных
суффиксов ("ясненько") - эмоциональное
или физическое напряжение;
возрастание
числа тривиальных наборов слов, проговариваемых
быстрее, чем обычно - эмоциональное возбуждение,
напряжение;
умолкание
или скупость в словах - обида;
постоянное
прерывание других - напряжение;
переход
внутренней речи во внешнюю ("мысли
вслух") - чрезмерное волнение.
Создание визуального образа.
Визуальный имидж политика
формируется не только за счет психофизических
элементов, составляющих собственно структуру
невербального поведения, но и с помощью
атрибутивных компонентов невербальной
коммуникации - одежды, прически, макияжа,
аксессуаров, запахов.
На наших глазах федеральные
и региональные выборы постепенно превращались
в хорошо поставленное шоу, и к их участникам
стали предъявляться новые требования
по созданию имиджа.
Примером этому служит описание
инагуарации В. Путина. Она происходила
в роскоши Андреевского зала Большого
Кремлевского дворца. Кремлевская гвардия
была наряжена в царские мундиры, которые
знатоки окрестили опереточными голливудскими
имитациями; чтобы однако церемония не
напоминала коронацию царя, царский трон,
стоящий в Андреевском зале, на время торжеств
был закрыт голубым драпом (Car I Premier // Gazeta
Wyborcza 8. O5. 2000). Церемония как репрезентация
имеет множество аспектов. В ней структурировалось
бытие человека через социальную игру
памяти и социальной инициативы. Церемония
утвердила индивида в общественных структурах,
способствовала его идентичности с группой,
коллективом себе равных. Примером похожей
на инагуарацию Путина церемонию может
быть ритуал въезда короля Франции. Он
уходит корнями в практику встречи сеньора
вассальным городом. В этом есть определенный
смысл: это была идентификация индивида
с группой и групп между собой. Она была
своего рода игрой в верность со стороны
горожан, которые получали в обмен от короля
гарантии своих привилегий. Парижане встречали
монарха у ворот Сен-Дени после коронации
в Реймсе. Вручалась петиция, после чего
этевены поднимали над головой короля
балдахин. В этом символическим акте можно
отметить несколько уровней интеракции:
король оказывал доверие своим поданным,
вставая под их протекцию, тем самым поднимается
статус городской общины; право нести
балдахин отмечало роль элиты города,
ее особый правящий статус. Отчетливо
процесс идентификации индивида и группы
проявляется во "встречах" короля
с отдельными корпорациями, представителями
элиты, Парижского университета; произносили
речи, устраивали празднества и т.д. Все
это было призвано подчеркнуть единство
поданных и единство нации. Таким образом,
церемония королевского въезда являла
собой форму диалога власти и народа. Установленная
связь (приобретение прав в обмен на обещание
верности) способствовала идентичности
горожан с общиной и отдельными корпорациями
через противоборство, соревнование социальных
групп (кто больше верен власти, получит
больше прав). Вместе с тем статус общины
и корпораций признавался на общенациональном
уровне. Подобную картину или подобные
символические акты можно наблюдать хотя
бы в организации пресс-конференций. Ведь
конференции - это своеобразные спектакли,
которые устраиваются для поддержания
упавшего рейтинга главы государства
или для того, чтобы показать, что президент
находится в хорошей форме, владеет ситуацией
и у него "крепкое рукопожатие". Все
конечно же зависит от характера президента
(Б. Ельцин - актер, а В. Путин - критик, инструментальный
лидер, для него важны не театральные жесты,
а то, что за ними стоит). Многое в таком
спектакле решает место - зал, обстановка,
передний и задний планы. Зал Президиума
Верховного Совета крайне неудобен для
проведения такого рода мероприятий. Сцена
находится внизу и сверху президент кажется
маленьким. Сидящие на верхних рядах журналисты
видят макушку президента. К тому же там
очень плохое освещение, и чтобы телекартинка
была хорошей, приходится устанавливать
мощные софиты, которые слепят. Но они
тоже могут помочь. Во время визита в Москву
Ф. Миттеран плохо чувствовал и был очень
бледен. Консультанты так установили свет,
что французский президент помолодел
аж на двадцать лет. Такие световые эффекты
помогают скрыть морщины и сохранить репутацию
президента53.
Таким образом, мы рассмотрели символический
аспект церемоний как театральных постановок
и вполне очевидно, что основная их цель
состоит в имитации естественности политического
процесса, привлечении внимания к нему,
на более глобальном уровне - мобилизации
народного духа, создания обстановки "общности
интересов и настроений".
Отвечая этим запросам, имиджмейкеры
для создания благоприятного образа политика
поставили на службу весь арсенал имеющихся
в наличие средств: одежда, макияж, цветовой
дизайн и т. д.
Традиционно политический лидер
связывается электоратом с опрятным, безупречным
видом, элегантной одеждой. Тем не менее
это не является универсальным правилом.
Во внимание приходится принимать менталитет
и традиции народа (щегольство может вызвать
раздражение и истолковываться как оторванность
от нужд простых людей), особенности аудитории
и места общения (в шахту не полезешь в
смокинге, а на выпускной бал не придешь
в спортивном костюме). Вот почему неадекватный
вид политика может стать провальным до
того, как он начнет произносить тщательно
подготовленную речь. И наоборот, одетый
"как надо", он уже снискал благосклонность
избирателей. В этой связи можно вспомнить,
что свою популярность у федеральных военных
В.Путин закрепил десантом в Чечню в новогоднюю
ночь 2000 г., куда он прибыл в куртке со свитером
да еще со своей женой, одетой подстать
мужу.
Не случайно, важность внешнего
вида политика является темой исследований
крупных научных трудов. Одним из таких
исследований является книга Дж. Моллой
"Одежда для успеха"54,
в которой предлагаются и анализируются
универсальные варианты одежды, разработанные
на основе массового изучения влияния
одежды на профессиональный успех, вне
зависимости от течения моды. Дж. Моллой,
суммируя данные своих исследований, подчеркивает,
что одежда - часть рабочей среды, она может
многое сказать о личности, положении
и конечно же должна способствовать формированию
авторитета. Схожую точку зрения имеет
на этот предмет Л.Браун, занимавшаяся
изучением влияния внешнего облика на
профессиональный успех. Она считает,
что облик, выбор одежды в существенной
степени оказывает влияние на то, что думают
о человеке другие и на то, что он думает
о себе сам55.
Емкая характеристика этой проблемы, как
это, может быть, ни звучит упрощенно, заложена
в известной русской пословице: "Встречают
по одежке…".
Классической униформой для
большинства кандидатов является деловой
костюм. В США и Европе произошел окончательный
переход к деловому костюму, выразившегося
в распространении стиля деловой одежды,
который "скорее подобен спокойной
реке, чем прихотливому потоку". Деловая
среда не подвержена случайным веяниям,
и поэтому деловая одежда несколько консервативна
. Человек во власти, с точки зрения избирателей,
должен быть одет в строгий костюм, который
должен быть в комплексе с галстуком и
портфелем (Мошкин С.В. «Политическая реклама:
пособие для начинающих политиков», Екатеринбург,
1994).
Несмотря на то, что политик
может позволить купить себе дорогой костюм,
имиджмейкеры советуют, чтобы костюм стоил
не больше среднемесячной зарплаты политического
лидера. Это объясняется тем, что одежда
отражает принадлежность к определенному
социальному слою. Более того, это может
вызвать диссонанс у большинства электората.
Как известно, Б.Ельцин, не проходивший
"университетов" по PR и политтехнологиям,
но тонко чувствовавший психологию масс,
еще на заре своей политической карьеры
в 1996 г. на своих знаменитых политконцертах
срывал бурю аплодисментов в зале своими
заявлениями, что ему противен номенклатурный
дух, и в подтверждение показывал, что
на его плечах не дорогой импортный костюм,
а "наш, советский", который он носит
вот уже четыре года, и столько же лет его
ботинкам продукции фабрики "Скороход".
Восприятие элегантности политика
в целом заключается в том, как он выглядит
в комплексе; насколько элегантно и непринужденно
он одет; расстегнуть или застегнуть пуговицу
пиджака в нужный момент; положить руку
в карман или прикоснуться к лацкану пиджака;
не морщинят ли пиджак и брюки; точно ли
подобраны цвета костюма, рубашки, галстука
и носков. Но истинного и многочисленного
среднего класса у нас еще нет, и это обстоятельство
надо непременно учитывать, дабы "не
дразнить гусей" своим внешним видом.
Как раз это обстоятельство называют одной
из причин поражения на губернаторских
выборах в Тульской области в марте 2001
г. представителя "Газпрома" В.Соколовского.
Его считали одним из реальных претендентов
на этот пост, но он занял только третье
место. Полагают, что его подвело позиционирование
как респектабельного, пышущего достатком,
роскошно одетого предпринимателя.
Для женщины-политика одежда
может иметь решающее значение. Ей не простят
слишком короткие юбки, облегчающей, прозрачной
или с глубоким вырезом блузки. Можно вспомнить,
сколько критики и издевок доставалось
на долю бывшего госсекретаря США М.Олбрайт
за пристрастие к почти мини-юбкам, и только
ее репутация, причем заслуженная, сверхжесткого
политика была для нее индульгенцией от
легкомысленности.
Искусство выбора одежды заключается
в умелом сочетании цвета, линии, фактуры
и стиля. Нарушение баланса может сделать
внешность слишком блеклой или слишком
яркой, может придать карикатурность.
Профессиональная литература
фокусирует возможности выбора костюма,
рубашки, обуви и всех аксессуаров в зависимости
от возраста, роста и телосложения политика,
цвета его волос и глаз, неизменно подчеркивая,
что галстук может стать главным показателем
вкуса и статуса политика, хотя большинство
мужчин уделяют ему мало внимание.
Специалисты отмечают, что цвет
одежды настолько важен в создании визуального
образа, что не использовать его с целью
психотерапии и в качестве оружия воздействия
было бы большим упущением. Через рецепторы
кожи цвет одежды передает информацию
особой энергии. Человек реагирует на
цвета подсознательно и на уровне сознания.
Так, королева Великобритании Елизавета,
наряду с поп-певицей Шер, издавна вызывает
насмешки своими нарядами - по немыслимости
цветов и помпезности, и среди дам высшего
света занимает самый низкую строку в
рейтинге по одежде. Это, наряду с чередой
скандалов в монаршем семействе, наносит
дополнительный урон престижу королеве.
В то время как принцесса Диана, несмотря
на амурные похождения, благодаря, в том
числе, изысканности в одежде, осталась
кумиром миллионов.
Учитывая научные достижения
цветотерапии и психологии воздействия,
Моллой подчеркивает, что гармоничность
стиля легче всего получить, выбирая однотонные
компоненты одежды.
Продолжая эту тему, С.Мошкин
спроектировал "Таблицу элегантности"
в которой приведены основные вариации
цветовых сочетаний одежды политика -
мужчины. В ней также отражены особенности
префераций российского электората.
Цветовые комбинации элементов
одежды подчиняются законам классического
стиля. Акцент, как правило, делается на
выигрышности синего цвета для женского
делового костюма, который, по мнению специалистов,
просто необходим в гардеробе женщины-политика.
Его обычно сочетают с однотонной блузкой,
либо блузкой с размытым рисунком сероватых
тонов. Серый также находится среди предпочитаемых
цветов среди женщин - политиков, потому,
что костюм серых тонов не привлекает
к себе внимания, однако он выгодно оттеняет
внешность. Серый символизирует спокойствие,
доверие, успех, авторитет.
Некоторые специалисты по имиджу
не исключают также и деловые платье для
одежды женщины-политика. В таком случае
наиболее рекомендуют платье с длинным
рукавом. Самые оптимальные цвета - темно-синий,
рыжевато-коричневый, бежевый, темно-коричневый,
серый, умеренно-синий, светло-синий или
серый в мелкую полоску.
При подборе цвета для телевизионных
политических дебатов существуют особые
инструкции. Специалисты советуют не пользоваться
черным, который поглощает цвет, и белым,
обладающим большой яркостью и ослепляющим
человеческий глаз. Наиболее приемлемыми
цветами для телевидения, считаются цвета
в середине спектра.
Британские и американские
профессионалы в области имиджа едины
в одном: клиентам следует надевать носки
только темного цвета и длинные. Иная картинка
может рассеять внимание аудитории, перефокусировать
внимание публики на внешность выступающего.
В целом единая точка зрения
существует также на использование цветов
в одежде и различных аксессуаров. Так,
рекомендуется носить королевский синий,
темно-бордовый или темно-серый костюмы.
Недопустимо использование костюмов в
клетку, в горошек или других "изысканных"
расцветок. Феномен визуальной вибрации,
вызванный некоторыми цветами и расцветками
тканей, блестящим металлом в ювелирных
украшениях и оправах очков, гримом ярких
расцветок, может свести на нет все ухищрения
имиджмейкеров.
Особенности телеэфира требуют
отказа от больших серебряных или золотых
украшений, булавок для галстука, знаков
на лацкане пиджака, запонок с большими
камнями или большой металлической поверхностью,
которые могут отражать свет и создавать
эффект "бликовой поверхности". Впрочем
блестящая мишура таит и другие опасности
- в России поклонники массивной золотой
атрибутики прочно ассоциируются с криминальным
миром.
Важной деталью, конечно же,
являются карманы. Консультанты по имиджу
рекомендуют покупать костюмы именно
с карманами. В них можно спрятать необходимые
вещи - "шпаргалки", визитные карточки,
да и вообще они придают костюму солидный
вид.