Нематериальное стимулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение мотивов и потребностей, на которые может опереться система мотивирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Социально - экономическая сущность понятия нематериальной мотивации персонала…………………………………………………………………………5

2. Виды нематериальной мотивации…………………………………………...9

3. Обоснование социального и экономического эффекта мероприятий, направленных на стимулирование нематериальной мотивации…………….18

4. Анализ нематериальной мотивации персонала на БМЗ…………………..25

Заключение……………………………………………………………………….29

Библиографический список…………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Нематер. стимул. 2 курс.docx

— 55.89 Кб (Скачать файл)

     С одной стороны, человек существо инертное и стремится к покою, с другой, в психике человека есть составляющая, позволяющая вызвать  активность организма, определить ее направленность.

     Сейчас - именно то время, когда руководители организаций и менеджеры по персоналу  всерьез задумываются о построении корпоративной системы, о повышении  уровня профессионализма сотрудников, активизации работоспособности.

     И к каким вопросам в сфере управления персоналом не обратится, так или  иначе, можно столкнутся с проблемой  стимулирования.

     Не  отменяя, а дополняя прямую, косвенная  экономическая мотивация включает мотивацию свободным временем в  таких ее формах, как: предоставление отгулов, сокращенный рабочий день, возможность надомной работы; скользящий или гибкий рабочий график, позволяющий  работнику дополнительно трудиться  на другом месте.

     Суть  нематериальных способов мотивации  кроется в ответе на вопрос: почему сотрудники работают именно в этой фирме при том, что другие компании платят столько же? Это происходит потому, что есть нечто необходимое, что нельзя купить за деньги. Если специалист получает это на вашем предприятии, то переманить его на соседнее будет очень нелегко [17; С. 238].

     Прежде  всего это признание. Современным  людям с детства внушили, что  просить признания нехорошо, его  нужно заслужить, и тогда окружающие безо всяких просьб признают ваши заслуги. Безусловно, это справедливо, так  как иначе можно легко стать  жертвой грубой лести. Но в глубине  души каждый ждет похвалы и хорошей  оценки своих поступков, слов и т.д.

     У сотрудника, который признан начальством  и коллегами, меньше поводов думать о смене работы. Способов выразить признание много, самый действенный - комплимент. Большинство руководителей  страдает тем, что похвалу и положительное  впечатление о подчиненном оставляет  при себе, считая нужным указывать  только на промахи. Шансов удержать хорошего специалиста у них гораздо  меньше, чем у тех, кто умеет  делать комплименты. Главное, не переборщить, так как частые и неискренние  похвалы очень скоро перестают действовать на человека [16; С. 145].

     Другой  вид нематериальной мотивации - это  замена части зарплаты соцпакетом. Правда, подходит он не для всех типов  сотрудников. Представим себе, что работодатель предлагает работнику на выбор три  схемы. Первая - производить в месяц 1500 условных единиц продукции и получать за это 1000 условных денежных единиц плюс социальный пакет стоимостью 500 единиц. Второй вариант - производить 1000 единиц продукции и зарабатывать 1000 денежных единиц, не получая пакета. Третий вариант  заключается в необходимости  производить 1500 условных продуктов  и получать 1500 условных денежных единиц без соцпакета.

     Как выяснилось, "обычные" сотрудники, как правило, отдают предпочтение первой схеме, на втором месте для них стоит вторая. А "звездочки", напротив, выбирают третью схему, а первую ставят на второе место. Объясняется это просто: у "обычных" людей плохо развит внутренний самоконтроль, поэтому они не уверены, что, получив много денег, смогут часть потратить на такие важные вещи, как медицинская страховка, посещение тренажерного зала и проч. Скорее всего, дополнительный заработок пойдет на развлечения, хотя человек понимает, что это неправильно. Получается, что, предлагая "обычному" работнику соцпакет, вы берете на себя роль контролера, не позволяющего тратить деньги без пользы. А "звездочки" уверены, что без посторонней помощи могут рационально распорядиться зарплатой, поэтому таким работникам лучше получать вознаграждение деньгами. Выбор схемы, наилучшим образом подходящей для того или иного подчиненного, есть не что иное, как применение нематериальной мотивации [4; С. 77-78].

     Действенным способом мотивации является разделение зарплаты на базовый оклад, вознаграждение и поощрение 

     Многие  руководители не делают комплименты  подчиненным, тем самым пренебрегая  нематериальной мотивацией. 

     Считается, что работа ради выгоды организации - задача любого ее сотрудника. На деле об этом нужно постоянно напоминать. В некоторых ситуациях это  стремление приходится стимулировать. Желание принести пользу компании необходимо вырастить. Для этого нужно доказать служащим, что их стремление к благу  фирмы - не бессмысленное занятие.

     Существуют  одаренные руководители, которым  удается создать команду, рабочую  атмосферу и вести людей за собой с помощью только нематериальных стимулов. К последним можно отнести:

     - обучение работе (любая дополнительная  нагрузка может быть преподнесена  как возможность получения бесценного  опыта и новой строчки в  списке достижений);

     - общественное признание заслуг  различными способами (отлично  действуют устная похвала, грамота,  доска почета, статья о сотруднике  в СМИ, настольный флаг и  т.д.);

     - расширение личного пространства (отдельный кабинет, большой стол);

     - демонстрация доверия (приглашение  на совещание, переговоры и  т.п.);

     - предоставление комфорта (новый  компьютер, кондиционер в отдел,  дорогие канцелярские принадлежности);

     - дополнительные льготы (они могут  быть бесплатны для компании, если договориться об обмене  льготами и товарами с партнерами) [10; С. 57-59].

     Конечно, это только некоторые действенные  виды мотивации. Дополнить список руководитель может самостоятельно, исходя из потребностей своих подчиненных.

     Не  стоит забывать и о банальной  вежливости. В российском менталитете  отсутствует фраза "дай (точка)". Есть "дай (выручи), потому что...". Также у нас не принято отказывать: "нет (точка)", как это любят  делать западные управляющие. Более  привычна формулировка "нет, потому что...". Если объяснить сотруднику "почему это необходимо", ему  будет труднее отказать в помощи фирме. Вполне возможно, что он даже станет активистом движения за экономию, так как осознает свою значимость для компании.

     Факторы, повышающие нематериальную мотивацию:

     - ответственные задачи, способные  увлечь сотрудников;

     - внимание и поддержка сотрудников;

     - вовлечение сотрудников в процесс  принятия решений;

     - делегирование полномочий и создание  условий для проявления инициативы;

     - обратная связь: поощрение успехов  и конструктивная критика;

     - способность вдохновлять и заражать  сотрудников своим энтузиазмом.

     Корпоративная культура также может играть важную роль в повышении нематериальной мотивации у сотрудников, а именно наличие:

     - системы взаимоотношений, принятой  в компании;

     - чувства причастности к компании;

     - командных ценностей;

     - корпоративных мероприятий;

     - эффективной системы внутрикорпоративных  коммуникаций

     К возможностям, предоставляемым компанией (которые может использовать руководитель как виды нематериальной мотивации), можно отнести:

     - возможности профессионального  роста и повышения квалификации;

     - возможности карьерного роста;

     - возможности для обучения и  развития;

     - хорошие условия труда;

     - наличие необходимых ресурсов;

     - удобный график работы.

     Раньше  работодатели, подбирая персонал, могли  рассматривать очень большое  количество кандидатов [2; С. 159-160]. В настоящее время уже потенциальные работники выбирают между организациями с подходящей заработной платой и условиями труда. Так, квалифицированные специалисты стремятся найти компанию, где смогут и получать соответствующие их профессиональным качествам суммы, и удовлетворять свои потребности в уважении, признании, комфорте и т.д. Окончательное решение при выборе места работы зачастую принимается под влиянием эмоций.

     Виды  нематериального стимулирования:

  1. Социальное (изменение соц. Статуса человека – административный рост, повышение квалификации, вовлечение в управление предприятием).
  2. Моральное (присуждение почетного звания, грамоты, доска почета).
  3. Организационное (изменение условий труда – улучшение, установление графика работы и т.д.).

     Реализация  потенциала человека зависит от его  желания выполнить конкретную задачу. Поэтому необходимо обучить сотрудника, хорошо его подготовить и мотивировать, чтобы он занимался конкретной деятельностью  именно на этом предприятии, понимая, что  со временем возможен служебный рост, большее вознаграждение и признание [1; С. 163].

     Существуют  и другие виды нематериальной мотивации.

  1. Тренинги. Чтобы они имели мотивирующее значение, необходимо выполнить такие условия:

     - тренинг адресуется именно тем, кому он нужен реально;

     - работники заранее предупреждены о тренинге;

     - работники понимают, что их развитие необходимо компании;

     - работники понимают, что тренинг - это не принудительное мероприятие, а поощрение;

     - тренинг вызывает удивление и интерес;

     - исключены карательные меры и упреки (иногда руководители во время тренингов оценивают участников, после чего следует наказание или увольнение);

     - на тренингах предусмотрены подсказки, как можно выполнить задание лучше [12; С. 277].

     При соблюдении всех или большинства  этих условий можно "одним выстрелом  убить двух зайцев": привить людям  необходимые навыки и мотивировать. Даже если персонал достаточно обучен и квалифицирован (это характерно для компаний, где много давно  работающих сотрудников), то главная  цель тренинга - отвлечь от повседневной рутины, дать заряд энергии.

     Конференции, корпоративные праздники. Такие  мероприятия позволяют собрать  всех членов коллектива, совместить выполнение рабочих и информационных задач  с отдыхом и празднованием  торжественных событий. Планируются  и проводятся они по-разному, в  зависимости от бюджета и традиций организации, но несколько факторов стоит учитывать, чтобы добиться мотивационного эффекта:

     - должны быть одинаковые условия  для всех, независимо от должности  (отдельные столы и меню для  начальства могут внести раскол  в коллектив);

     - нужно заранее определить и  донести до сведения сотрудников  правила (поведение, стиль одежды  и т.п.), чтобы не ставить их  в неловкое положение. Для подобных  мероприятий больше подходит  неофициальный стиль одежды: люди  чувствуют себя более комфортно;

     - в выездных мероприятиях стоит  соблюдать соотношение между  работой и отдыхом, развлечениями  50:50 или 60:40, большее смещение в  сторону работы вызывает у  участников разочарование и недоумение - ведь трудиться можно и в  офисе;

     - если в мероприятии участвует  более 30 - 40 человек, то для составления  сценария, подготовки программы  лучше привлекать профессионалов  из специальных агентств.

     2. Информационные источники. Например, газета, которая будет выходить один раз в квартал или в год, в зависимости от потребностей компании, тем более что современные технические возможности печати позволяют издавать газету собственными силами, без привлечения типографий. В газете можно публиковать новости компании, достигнутые результаты, поздравления сотрудникам, приветствовать новичков и тех, кто получил повышение. Сотрудники будут с интересом читать и хранить такую газету. Другой вариант - внутренний корпоративный сайт. На нем можно разместить фотографии работников с указанием вопросов, по которым можно к ним обратиться, последние новости, локальные нормативные акты, фотографии с корпоративных мероприятий.

     3. Награды. Данный инструмент мотивации известен достаточно давно и эффективен в отношении большинства работников. Критерии награждения могут быть количественными (отдел продаж) и качественными (опрос мнения), объективными (число проголосовавших) и субъективными (мнение руководителя).

     Стоит особое внимание обратить на организацию  вручения награждения. Это можно  сделать серьезной или шутливой форме, но лучше всего - на корпоративных  мероприятиях: чем публичнее награждение, тем оно имеет больший эффект. Чем награждать, компания решает исходя из возможностей своего бюджета и  уровня дохода работника. Бывает, что  награждают вроде бы ценным подарком, но ненужным или не подходящим конкретному  человеку. Это вызовет только разочарование. Многие организации в настоящее  время практикуют подарочные сертификаты. Такой подарок нельзя назвать  стандартным, и каждый получает возможность  приобрести нужную ему вещь. Можно  закупить сертификаты разного номинала [6; С. 265].

Информация о работе Нематериальное стимулирование