Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 14:14, курсовая работа
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение мотивов и потребностей, на которые может опереться система мотивирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социально - экономическая сущность понятия нематериальной мотивации персонала…………………………………………………………………………5
2. Виды нематериальной мотивации…………………………………………...9
3. Обоснование социального и экономического эффекта мероприятий, направленных на стимулирование нематериальной мотивации…………….18
4. Анализ нематериальной мотивации персонала на БМЗ…………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список…………………………………………………….32
-
труд становится для человека
не только средством получения
заработка, но самовыражения
-
у работников предприятия
-
обеспечивается активное
-
происходит процесс
-
повышается корпоративная
-
повышается эффективность
-
как следствие
4.
Анализ нематериальной
мотивации персонала
на БМЗ
Сегодня все больше специалистов и руководителей компаний убеждены в том, что заработная плата не стимулирует сотрудников к достижению успеха, как это было в недавнем прошлом. А в списке предпочтений работников, как зарубежных, так и отечественных компаний, материальные выгоды стоят далеко не на первом месте и все чаще уступают первенство социальным льготам.
По данным Бугульминского механического завода ОАО «Татнефть» основными факторами мотивации являются: заработная плата (причем как для руководящего персонала, так и для рядовых служащих) в списке предпочтений из 18 факторов стоит на 9-м и 4-м местах соответственно. Среди самых необходимых элементов мотивации в компании назвали такие составляющие, которые принято относить к социальному пакету (бесплатные обеды, оплата транспортных расходов, удобный график работы и другое). Интересен тот факт, что материальные методы стимулирования (премия за выслугу лет, премия от прибыли в конце года) были менее значительны в рейтинге предпочтений у сотрудников компании, чем социальные льготы.
По мнению большинства консультантов по персоналу и руководителей российских компаний, социальный пакет сегодня необходим даже при самом высоком уровне оплаты труда. Кроме того, его желательно постоянно пересматривать и расширять. Если руководство заботится о подчиненных, предоставляя им льготы, то и репутация такой компании значительно выше. С помощью социального пакета могут решаться ряд задач: контроль текучести кадров, повышение мотивации сотрудников, увеличение показателя производительности труда, привлечение в компанию нужных сотрудников, обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективе, формирование у сотрудников лояльности к компании, создание положительного имиджа фирмы на рынке и многое другое. Несомненно, социальный пакет сегодня является сильным конкурентным преимуществом, а набор возможных социальных льгот растет в российских фирмах год от года.
Сегодня руководители каждой компании, работающей на территории Российской Федерации, в том числе ОАО «Татнефть», обязаны предоставить своим сотрудникам так называемый обязательный социальный пакет, к которому относят: ежегодный оплачиваемый отпуск, оплата листков временной нетрудоспособности (больничных), отчисления в пенсионный фонд, обязательное медицинское страхование. Социальный пакет компании ОАО «Татнефть» можно разделить на две части: базовый и дополнительный. К первой относят медицинское страхование, пенсионное страхование, оплату транспортных расходов (предоставление вахтовых автобусов), ко второй -- оплату обучения, отдыха, предоставление кредитов и ссуд на личные нужды, покупку жилья и т. п.
Изменение
отношения российского
Компания ОАО «Татнефть» предоставляет своим работникам ссуды на приобретение жилья, что является мощным фактором стимулирующим работника.
Больше всего из составляющих социального пакета работники, отдают предпочтение бесплатным обедам, оплачиваемым транспортным расходам, удобному графику работы и медицинскому страхованию, менее всего - оплатам услуг мобильной связи, возможности получения кредита.
Мужчинам, работающим на БМЗ, важнее бесплатные обеды, удобный график работы и оплачиваемые транспортные расходы. Менее важными мужчины считают оплату услуг мобильной связи, прохождение обучения и повышение квалификации за счет компании, возможность получить кредит на покупку продукции компании и выделение отдельного кабинета. Женщины считают самым необходимым оплату транспортных расходов, бесплатные обеды, удобный график работы и медицинское страхование, а менее всего они заинтересованы в оплате услуг мобильной связи и возможности выполнения работы на дому.
Мотивация персонала на крупных промышленных предприятиях, таких как Бугульминский механический завод имеет определенные особенности. Ниже представлены некоторые из выявленных исследованиями и наблюдениями особенностей, которые, для удобства, сведены в восемь категорий.
Таким образом, на БМЗ существует нематериальная мотивация как таковая, а именно:
-
создание благоприятной
- культурные мероприятия;
-
предоставление ссуд для
- предоставление транспорта (вахта) и др.
Однако, ее необходимо постоянно совершенствовать. Для этого необходимо разрабатывать и внедрять новые для организации виды мотивации.
В
объединении ОАО «Татнефть» и
в частности на Бугульминском
механическом заводе люди желают трудиться
и стать сотрудником
Заключение
Формирование и внедрение систем мотивации сотрудников не является одномоментным делом, это достаточно длительный, рассчитанный не на один год, процесс внесения существенных изменений в действующие системы стимулирования, постепенного их изменения. Отсюда целесообразность разработки перспективного плана проведения такой работы. План должен основываться на обстоятельном анализе, потребностей в стимулировании поведения, оценке необходимых средств на внедрение систем. Если окажется, что желательно было бы пойти на широкое применение систем мотивации поведения, то, ориентируясь на возможные объемы средств на эти цели, следует определить приоритеты по преобразованию действующих систем, т.е. с каких участков, каких групп работников целесообразно начинать работу, на какие целесообразно переносить работу дальше и т.д.
Наряду
с перспективным планом по каждой,
планируемой к задействованию системе
мотивации поведения, должны разрабатываться
свои планы или мероприятия. В
этих планах должен быть определен
весь комплекс мероприятий и работ,
который необходим для
В
работе раскрыта сущность теоретических
аспектов нематериальной мотивации, а
именно: социально-экономическая
На основе теоретического анализа системы мотивации Бугульминского механического завода ОАО «Татнефть» можно сделать вывод, что система нематериальной мотивации требует доработки. Можно предложить рекомендации по совершенствованию нематериальной мотивации:
- развивать личность работника;
-
постоянно улучшать сферу
-
в определенных границах вести
мониторинг внерабочей среды
с целью выявления степени
активности работника в
-
расширить социальный пакет в
учетом возможностей
- улучшить качество мероприятий по досугу персонала;
-
дать возможность воплощать
- планировать карьерный рост.
В работе дано обоснование социального и экономического эффекта мероприятий, направленных на стимулирование нематериальной мотивации, а именно:
-
труд становится для человека
не только средством получения
заработка, но самовыражения
-
у работников предприятия
-
обеспечивается активное
-
происходит процесс
-
повышается корпоративная
-
повышается эффективность
-
как следствие
Библиографический
список
1. Веснин, В. Р. Практический менеджмент персонала. - М.: ЮРИСТЬ, 1998. 2. Бюллетень Госкомтруда СССР. 1985. №11 с дополнениями и изменениями от 30.04.98 г.
3. Авдеев,
В. В. Управление персоналом: технология
формирования. М., 2002 4. Алехина, О.Е.
Стимулирование развития
5. Алехсеевский, B.C. - Менеджмент и синергетика устойчивого развития. М., 2003.
6. Андреев,
В. В. Проблемы мотивации
7. Блинов,
А. Мотивация персонала
8. Бовыкин, В. И. Новый менеджмент. - М.: Экономика, 1997.
9. Бурлаков,
Г.Р. Мотивационный климат
10. Бурмистров А. Управление персоналом, 2002.
11. Варнеке,
Х.Ю. Революция в
12. Волгин,
Н.А., Николаев С.В. Доходы