Необходимость стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Стратегический менеджмент - это деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей предприятия на основе удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды.
Целью настоящей курсовой работы является исследовать, необходимость стратегического менеджмента. Для этого в первой главе предполагается освятить вопрос сущности стратегического менеджмента, раскрыть его необходимость. Затем рассмотреть в следующей главе основные составляющие, решения и принципы стратегического менеджмента. В третьей главе рассматриваются особенности и научный подход к стратегическому менеджменту.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегический Менеджмент.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

     2.3.  Принципы и тенденции стратегического управления. 
 

 Содержанием стратегического менеджмента являются:

     - определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;

     - анализ внешней среды фирмы;

     - анализ ее внутренней обстановки;

     - выбор и разработка стратегии фирмы;

        - анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;

     - выбор степени интеграции и систем управления;

     - управление комплексом «стратегия - структура – контроль»;

         - определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;

     - обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;

     - совершенствование стратегии, структуры, управления.

     Можно выделить основные принципы и тенденции стратегического управления предприятиями в современных российских условиях.

     1. Разделение управления имуществом (функция собственника) и производством (компетенция директора, правления, менеджера). Согласно российскому законодательству в акционерном обществе только собрание акционеров-собственников может принимать решения об изменении уставного капитала, продаже, покупке, сдаче в аренду дорогостоящего (более 10% общих активов) имущества, распределении прибыли (после уплаты налогов), эмиссии ценных бумаг, реорганизации предприятий, открытии и закрытии филиалов и т.д. В то же время собственник (в том числе фонд государственного имущества) не вправе вмешиваться в управление производством (выбор поставщиков, сбыт продукции, набор и увольнение работников и т.д.). Арендодатель следит за изменением стоимости своего имущества, соотношением активов и пассивов, прибылей и убытков, внесением арендной платы, но не может указывать арендатору условия реализации продукции и распределения доходов.

     2. Основой стратегии предприятия  становится планирование доходов  и расходов, внимание руководителей  перемещается из снабженческо-производственной в финансово-сбытовую сферу. В условиях кризиса средства можно вкладывать лишь в наиболее надежные и перспективные проекты, которые не только обеспечат заданный уровень доходности, но и укрепят рыночные позиции фирмы. Высокий уровень риска (зависимость ожидаемой выручки от изменения цен на ресурсы, ссудного процента, темпов инфляции, валютного курса и других, независящих от предприятия факторов) может быть компенсирован повышенной эффективностью вложений.

     Оценка  эффективности производства, в конечном счете, характеризует результативность конкретных проектов и управления предприятием в целом.

     Она включает четыре основных этапа:

     1) исчисление производственных расходов;

     2) определение требуемых инвестиций (капиталовложений);

     3) прогнозирование ежегодных доходов с учетом износа активов;

     4) определение срока окупаемости  капиталовложений и его соответствия  нормативу. 

     3. Разделение функций стратегического  и оперативного управления производством.  Первые осуществляет руководитель (совет директоров) и штаб (консультативный совет, не имеющий права давать прямые указания исполнителям), вторые – правление, директора по производству, маркетингу и сбыту и т.д., подчиненные им отделы управления. К числу обязанностей руководителя относится определение общих целей на основе анализа и прогнозирования рыночных позиций фирмы. Утверждение соответствующих планов и программ, структуры управления, концепции маркетинга, основных направлений НИОКР, разработка кадровой, социальной, финансовой, инвестиционной, закупочной и производственной (что и как выпускать) политики, координация работы структурных единиц и служб управления, подбор непосредственно подчиненных сотрудников. Вмешательство генерального директора в оперативное управление поставками, запасами, календарное планирование и т.д. неприемлемо в рыночной экономике.

     4. Многообразие стратегий управления  в зависимости от рыночных  позиций фирмы и сфер деятельности, где она может рассчитывать  на успех. 

     5. Организация сотрудничества крупного  и малого бизнеса. 80-е годы XX века  стали во всем мире периодом возрождения малого бизнеса. Стратегический менеджмент учитывает развивающиеся в настоящее время виды кооперации, малого и крупного бизнеса. Во-первых, это предпринимательская сеть, то есть объединение большого числа малых предприятий для производства определенной конечной продукции, которую не под силу произвести одному малому предприятию. Заключается соглашение, разделяются функции между участниками, каждый специализируется на том виде деятельности, который может выполнить наиболее эффективно. Во-вторых, следует выделить франчайзинг – систему сотрудничества крупного и малого бизнеса, при которой крупная фирма имеет договоры с большим количеством (до 3 тысяч) малых компаний. При этом крупная корпорация предоставляет свой товарный знак, предоставляет свою технологию и оборудование, ведет обучение кадров, контролирует качество продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.  Особенности и научный подход к стратегическому  

    менеджменту. 
     
     

     3.1.  Особенности стратегического менеджмента в России. 
 

      Разговоры о стратегиях, достаточно распространенные у собственников и управляющих, как правило, не имеют под собой реальной основы. Существующая на сегодняшний день практика административно-командного внедрения стратегического менеджмента в коммерческих фирмах обычно не дает (в лучшем случае) никаких результатов. В худшем — наращивает бюрократию и ресурсные затраты.

     Сложность разработки и применения стратегического  управления (менеджмента) связана в  первую очередь с фактически полным отсутствием примеров успешной реализации концепции стратегического менеджмента на российском рынке как в обеих столицах, так и в регионах. Теоретические и практические изыскания наших зарубежных коллег, в отличие от нас, строятся на широчайшей научно-практической базе. Что же касается России, то говорить здесь просто не о чем.

     При этом трудно винить российский менеджмент и российских маркетологов, в столь плачевной ситуации. Переход России к рынку был не только стремительным, но и — по большей части — эмпирическим, свободным от теоретических «излишеств». Поэтому большинство «ходов» осваивалось методом проб и ошибок. Более того, сложное российское законотворчество только способствовало усугублению ситуации.

     Существует  распространенное заблуждение, активно  стимулируемое организациями, которые занимаются, консалтингом, как в области управления, так и в области работы с персоналом. А также обучающими программами, основанными на западных матрицах (типа МВА), которое заключается в том, что можно директивно внедрить в компании тот или иной подход к планированию и управлению — достаточно понять, как это сделать. Увы, это не так. Процесс переходов между этапами имеет эволюционную природу и тесно связан с множеством аспектов восприятия и уровнями зрелости людей, которые будут вовлечены в него. Компания, не освоившая долгосрочное планирование, в принципе не сможет внедрить у себя стратегический менеджмент: бесполезно учить дифференциальному исчислению школьника, не освоившего таблицу умножения. Попытки форсирования событий ни к чему хорошему не приведут.

     Для понимания происходящего рассмотрим эволюционную лестницу развития стратегического мышления менеджеров.

      Эволюция систем управления в мировой практике                       Таблица   3.2.

                                   Критерии сравнения
    Основные сферы внимания Основное положение Характер Период использования  в мировой практике
Бюджетирование Контроль отклонений и управление сложностью Будущее повторяет  прошлое Периодический С первого десятилетия XX в.
Долгосрочное  планирование Прогнозирование роста и борьба со сложностью Будущее есть продолжение  прошлых тенденций развития С 50-х гг. XX в.
Стратегическое  планирование Изменение стратегического  направления и способностей Новые тенденции и нарушения последовательности можно прогнозировать С 70-х гг. XX в.
Стратегический  менеджмент Преодоление проблем, связанных со «стратегическими сюрпризами» и неожиданными угрозами     / возможностями Циклическое планирование неадекватно быстрым изменениям В реальном времени С 90-х гг. XX в.
Интерактивный стратегический менеджмент Включение творческого  потенциала персонала компании в  комплекс стратегического менеджмента Планируя, люди готовят свое будущее и желают его больше, чем в случае, когда  оно им навязывается С начала XXI в.

 
 

     1. Бюджетирование. Фактически планирование сводится к составлению бюджетов по статьям расходов на различные цели (важность которых оценивается на уровне «принятия решения» или функциональных лобби) и их освоению. Для российского бизнеса уже стало реальной действительностью составление финансовых планов на будущие периоды, в особенности, если компании достаточно крупные и имеют развитую функциональную структуру. К сожалению, следует признать, что освоение бюджетов в соответствии с заявленными и утвержденными планами оказывается для многих компаний недостижимым идеалом в силу того, что финансирование активно корректируется «на ходу», приоритеты пересматриваются, появляются непредусмотренные статьи финансирования и пр.

     Следует признать, что «бюджетирование» как подход имеет выраженную краткосрочную направленность и приоритетную ориентацию «внутрь» компании. Неудивительно, что незначительные изменения во внешней среде приводят к кардинальному перераспределению средств и множественным срывам финансирования запланированных задач, а следовательно, к сиюминутно-ситуационному управлению, создавая реальную преграду и угрозу долгосрочному развитию.

     Бюджетирование является на сегодня наиболее распространенным методом менеджмента в крупных городах России. Причем даже оно реально не освоено. Многие производственные подразделения крупнейших компаний испытывают значительные внутренние трудности с получением запланированных и внесенных в бюджет средств. В Петербурге этим грешит строительный комплекс.

     Очевидные недостатки бюджетирования не оцениваются  как таковые большинством собственников  и управляющих.

     В свою очередь, компании, освоившие бюджетирование как по части планирования, так и по части освоения, существенно минимизируют свои риски. Процесс управления финансовыми ресурсами становится осмысленным, появляется возможность и, что более важно, необходимость учета большого количества факторов при планировании. Следствием чего является формирование зародыша стратегического менеджмента, дающего компании шанс развиться в нечто большее.

     2. Долгосрочное планирование. Этот этап эволюции добавляет к финансовому планированию стержневую идею метода — составление прогноза продаж компании на несколько периодов (как правило, лет) вперед. Прогноз строится чаще всего методом экстраполяции данных по продажам за предыдущие периоды. Общепринятой практикой является включение в прогноз показателя, который с определенной степенью допущения можно назвать «индексом роста». По сути, этот показатель является неким интуитивно-предпринимательским видением перспектив развития компании ее руководством.

     Подобный  подход уже позволяет определить некие контрольные точки —  показатели входящего денежного  потока, с одной стороны, а с  другой — необходимые для обеспечения данного денежного потока затраты. На основании одновременного осмысления этих двух процессов и появлялся единый план.

     Главной задачей менеджеров на этом этапе  является выявление финансовых проблем, ограничивающих достижение желаемых результатов. Довольно распространенным названием этого метода является «планирование достигнутого». Долгосрочное планирование наиболее приемлемо в тех областях, где заранее задаются объемы производства. В сфере услуг его можно применять для небольших компаний или при планировании деятельности филиалов/представительств «на местах».

Информация о работе Необходимость стратегического менеджмента