Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:59, курсовая работа
Стратегический менеджмент - это деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей предприятия на основе удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды.
Целью настоящей курсовой работы является исследовать, необходимость стратегического менеджмента. Для этого в первой главе предполагается освятить вопрос сущности стратегического менеджмента, раскрыть его необходимость. Затем рассмотреть в следующей главе основные составляющие, решения и принципы стратегического менеджмента. В третьей главе рассматриваются особенности и научный подход к стратегическому менеджменту.
Распространенность долгосрочного планирования, как ни странно, достаточно велика. Многие компании, долгое время работающие на рынке, приходят к необходимости применения этого метода управления. В определенном смысле этот этап — фундамент стратегического менеджмента. Там, где поняли необходимость долгосрочного планирования, есть шанс, что пусть эмпирически, но придут к стратегическому планированию.
3. Стратегическое планирование. Эволюционно необходимость этого этапа наступает в момент осознания менеджерами компании возникновения расхождений между показателями долгосрочного планирования и фактическими вследствие воздействия факторов внешней среды и жесткой конкуренции. Компания, пришедшая к пониманию такого рода явлений, становится открытой для позитивных изменений в менеджменте. С другой стороны, достаточно примеров того, как недальновидные менеджеры склонны интерпретировать отклонения в результатах деятельности через внутренние факторы, что приводит к негативным последствиям и препятствует развитию.
Также существенным препятствием к развитию является признание «неуправляемости» внешних факторов, некий рыночный фатализм.
В стратегическом планировании во главу угла ставится анализ, как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики компании. Основная цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции компании на динамику рынка и поведение конкурентов.
Руководителям компаний, выросших до уровня стратегического планирования, самим приходится пересматривать «непогрешимость» наиболее распространенных суждений. Такой пересмотр бывает зачастую трудным, проходит весьма травматично для всей структуры в целом, так как подразделения-«эксперты» (коммерческие) имеют выраженное и убедительное лобби «приносящих деньги» (то есть у них существует явный признак связи с источником денежных средств). В отличие от сугубо аналитических подразделений (аналогичный признак является косвенным, так как поступление денег связано с их деятельностью гораздо более сложным образом). Отсюда возникают высокие требования к профессионализму высшего менеджмента, который должен не только сам «дозреть» до понимания необходимости объективного анализа, но и организовать работу всех структур соответствующим образом.
Применительно к российскому рынку стоит признать, что до этого уровня эволюции доросли буквально единицы.
4. Стратегический менеджмент. Большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту уже к 90-м годам прошлого века. Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие компании, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотра целей и коррективы общего направления развития. По И. Ансоффу, стратегическое управление состоит из двух подсистем:
-анализа и выбора стратегической позиции;
-оперативного управления в реальном масштабе времени.
Таким образом, стратегический менеджмент в отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем осуществление стратегии — это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией.
Российские
реалии существенно отстают от мировой
практики. Стоит добавить, что в
силу объективной молодости
Этап
стратегического менеджмента
Нужно
понимать, что компания, пришедшая
к пониманию и внедрению
5. Интерактивный стратегический менеджмент — современное достижение, авторство которого числится за Р. Л. Акоффом, основная идея которого состоит в умении разрабатывать стратегии с опорой на творческий потенциал всего коллектива, втянутого в формирование желательного будущего и изыскание путей его построения. Планируя, люди готовят свое будущее и желают его больше, чем в случае, когда планирование им навязывается директивно. Важно, чтобы планы не мешали их творчеству. По образному выражению Р. Л. Акоффа: «Если победа важнее игры, то игра превращается в работу. Если же работа интереснее победы, она становится игрой...» творческих сил человека.
Интерактивный подход лучше других позволяет справиться с ускоряющимися изменениями, возрастающей организационной сложностью и непредсказуемой изменяемостью окружения. Такая ориентация повышает индивидуальный, организационный и общественный уровни развития и качество жизни.
Как
видно, этот этап больше похож на утопию.
Такова наша объективная российская реальность:
сотрудники и собственники компании находятся
по разные стороны баррикад. Имитации
и навязываемые сотрудникам корпоративные
псевдокультуры такого результата, естественно,
не дадут. Остается надеяться, что мы доживем
хотя бы зарождения интерактивного стратегического
менеджмента в нашей стране.
3.2.
Научный подход
к стратегическому
менеджменту и
внутрифирменному
планированию.
Эффективность управления определяется обоснованностью методологии решения проблемы, т.е. подходов, принципов, методов. К стратегическому менеджменту и внутрифирменному планированию применяются следующие подходы:
системный подход - рассмотрение системы (предприятия) как совокупности взаимосвязанных элементов имеющей вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь;
ситуационный подход - использование методов, наиболее отвечающих данной ситуации и адаптированных к ней;
комплексный подход - учет технических, экономических, организационных, экологических, социальных, психологических аспектов менеджмента в их взаимосвязи;
интеграционный подход - нацеленность на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали; между субъектами управления по горизонтали;
маркетинговый подход - ориентация управляющей подсистемы на потребителя;
функциональный подход - рассмотрение потребности как совокупности функций, необходимых для ее удовлетворения;
динамический подход - рассмотрение объекта управления в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности;
воспроизводственный подход - ориентация на постоянное возобновление производства товара для потребностей конкретного рынка с наименьшими совокупными затратами;
процессный подход - рассмотрение функций управления как серии непрерывных взаимосвязанных действий;
нормативный подход - установление нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента по важнейшим элементам;
количественный подход - переход от качественных оценок к количественным при помощи математических и статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов;
административный подход - регламентация функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах;
поведенческий подход - оказание помощи работнику в осознании его возможностей и способностей на основе применения концепций поведенческих наук.
Планирование базируется на ряде принципов, т.е. правил, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления:
научность - разработка планов с учетом достижений научно-технического прогресса (экономико-математических методов и вычислительной техники);
оптимальность - выбор наиболее эффективного (наилучшего) варианта плана из нескольких;
непрерывность - взаимосвязь перспективного и текущего планирования на основе требования непрерывности производства;
всесторонность - учет принципа системности развития предприятия - рассмотрение всего множества прямых и обратных связей в единстве;
гибкость (динамичность) - возможность постоянного внесения коррективов в ранее принятые решения или их пересмотр в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
многовариантный ситуационный характер планирования, предполагает разработку нескольких вариантов планов;
экономичность - минимизация затрат, связанных с реализацией плана;
надежность планирования зависит от точности показателей предыдущего периода;
планирование базируется на неполных данных (не поддающихся планированию аспектов);
-планы должны строиться на основе учета имеющихся ресурсов (т.е. при наличии системы контроля и корректировки);
-планы должны содержать резервы безопасности, чтобы избежать неточности или частых изменений плана;
-планирование должно отталкиваться от таких факторов, как сбыт, финансы, рабочая сила;
-составление бюджетов должно охватывать все стороны деятельности предприятия;
-концепция планирования должна быть понятна
всем работникам предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе показана необходимость стратегического менеджмента, определены элементы принятие и выполнение стратегических решений. Так же был рассмотрен комплекс процессов, явлений и характеристик, отражающих приоритетность целей и динамики развития, своевременность решений и действий.
На основе проведенной мной работы было сделано следующие заключение:
Стратегический менеджмент дает возможность
развить широту управленческого мышления
руководителей, делает их более полезными
для организации. Руководители, имеющие
знания и навыки в области стратегического
менеджмента, имеют больше шансов добиться
быстрого роста по служебной лестнице,
определять миссию и цели, находить варианты
реализации принятых стратегических решений.
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
-где сейчас находится
-в каком направлении, по мнению высшего, руководства она должна развиваться в будущем;
-как она собирается попасть в то положение, где ее хочет видеть руководство.
Ответы на эти вопросы дают стратегический анализ, стратегический выбор (или собственно стратегическое планирование) и реализация стратегии (принятого стратегического решения).
Во время принятия стратегических решений необходимо учитывать все факторы, которые оказывают значительное влияние на деятельность предприятия.
Информация о работе Необходимость стратегического менеджмента