Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:27, реферат
Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом, в то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Когда люди работают с меньшим энтузиазмом, когда наблюдаются напряженность во взаимодействии подразделений и существенные сбои в работе, руководители начинают понимать, что пришло время заниматься развитием персонала.
Введение …………………………………………………………… 3
1.Обучение и развитие персонала
1.1. Значение обучения персонала …………………………….… 5
1.2. Методы и формы обучения персонала …………………….. 8
1.3. Профессиональная компетенция …………………………... 14
2. Оценка эффективности персонала …………………………… 16
Заключение ………………………………………………………… 21
Список используемой литературы ……………………………… 23
Содержание
Введение …………………………………………………………… 3
1.Обучение и развитие персонала
1.1. Значение обучения персонала …………………………….… 5
1.2. Методы и формы обучения персонала …………………….. 8
1.3. Профессиональная компетенция …………………………... 14
2. Оценка эффективности персонала …………………………… 16
Заключение ………………………………………………………… 21
Список используемой литературы ……………………………… 23
Введение
Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом, в то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать.
Когда люди работают с меньшим энтузиазмом, когда наблюдаются напряженность во взаимодействии подразделений и существенные сбои в работе, руководители начинают понимать, что пришло время заниматься развитием персонала.
Вышеперечисленных симптомов можно избежать, если работать с персоналом на фоне стабильной динамики, ведь развитие персонала это лишний повод:
- вовлечь персонал в
систему изменений, повысить его
восприимчивость и открытость
к изменениям, что обеспечивает
его компетентность и
- в программах развития
персонала проявляются
- усилить мотивацию
- усилить приверженность
персонала своей компании - сотрудники,
вовлеченные в программы
- повысить качество выполнения
им своих должностных
- обеспечить компании
преимущества перед
- усилить командный дух и потенциал команды - в программах развития персонала развивает навыки командной работы и сплачивает сотрудников;
- разобраться в проблемных
ситуациях - в ходе программ есть
возможность отойти от
Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага всего персонала необходимо постоянно работать над всемерным повышением его потенциала.
Цель работы - изучение процесса развития и обучения персонала, характеристика методов и форм обучения.
1. Обучение и развитие персонала
1.1 Значение обучения персонала
В современной быстро меняющейся рыночной среде компании могут добиться успеха только в том случае, если им удастся поднять методы своей работы на качественно новый уровень. Получить высокие результаты в управлении организацией можно только в том случае, если люди обладают знаниями, умениями, соответствующим настроем, необходимым для того, чтобы их усилия были эффективными. Крупные организации наращивают инвестиции в подготовку кадров, поскольку внешний рынок и система подготовки все меньше удовлетворяют потребности высокотехнологичных производств. Этому также способствуют сокращающийся цикл производства и жизни товаров, их частое изменение, требующее новых квалификаций. Недаром многие организации считают увеличение вложений в развитие персонала главным фактором в конкурентной борьбе. И если компания решила, что персонал нужно обучать - это признак благополучно развивающейся организации, готовой вкладывать деньги в свое будущее. Крупные организации на Западе затрачивают на эти цели до 10% фонда заработной платы. Эти средства рассматриваются не как досадные дополнительные расходы, а как инвестиции, которые в будущем сулят немалую прибыль.
Развитие персонала - комплекс мер, включающих профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала организации. Цель развития персонала - обеспечение организации хорошо подготовленными работниками в соответствии с ее целями и стратегией развития. Система развития и обучения включает: профессиональное обучение и повышение квалификации сотрудников, в т.ч. обучение и развитие руководителей компании; формирование программ развития карьеры и кадрового резерва, отбор и обучение.
Под системой развития персонала следует понимать целенаправленный комплекс информационных, образовательных, привязанных к конкретным рабочим местам элементов, которые содействуют повышению квалификации работников данной организации в соответствии с задачами ее развития, потенциалом и склонностями сотрудников.
Переход к рыночным отношениям означает кроме всего прочего высокую динамику изменения требований к качественным параметрам рабочей силы. При этом выявляются важные сдвиги в отношении роли и значения отдельных компонентов ее качества. Весьма убедительным примером здесь может послужить место образовательного фактора в общих качественных характеристиках совокупного работника. В наши дни ситуация такова, что образование, и не столько общее, сколько профессиональное, становится определяющим элементом, формирующим качественные характеристики рабочей силы.
Программа развития персонала способствует формированию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это ведет к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации. Мероприятия по развитию персонала следует рассматривать как инвестиции в нематериальное достояние организации.
Поскольку важными характеристиками культуры компании являются уровень образования персонала, его профессионализм и умение работать в команде, то профессиональная подготовка и переподготовка персонала приобретает стратегическое значение. Обучение персонала в таких условиях становится одним из главных ключей к успеху, поскольку позволяет переходить к профессиональным технологиям.
Процесс модернизации знаний и навыков должен носить постоянный характер, вот почему перед руководством компании встает задача создания обучающейся организации, умеющей использовать, полученный в процессе своей деятельности опыт, в целях корректировки методов работы для решения реальных проблем компании.
Обучение персонала - это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией компании. Благополучная, стабильная организация думает о своем будущем, готова вкладывать в него деньги.
Развитие или обучение персонала в организации может иметь три приоритетных области применения: при поступлении нового сотрудника на работу, при назначении уже работающего сотрудника на новую должность, по результатам аттестации персонала, выявившей недостаточную квалификацию сотрудника.
Работая в организации, сотрудник
постоянно должен совершенствовать свое
образование, осваивая теоретическую
часть профессии и приобретая практические
навыки. Сегодня уже трудно представить
себе рабочие места не оснащенные компьютерами
и оргтехникой, различными системами диагностики,
станками с числовым управлением, электронной
техникой, поэтому обучение персонала
- это целенаправленно-
Организовать учебный процесс можно по-разному: привлечь специалистов и менеджеров фирмы, пригласить внешних преподавателей, тренеров, экспертов. Компании обычно используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают собственные учебные центры и корпоративные университеты. В зависимости от целей и возможностей конкретной организации обучение может быть узкоспециальным (профессиональным) и корпоративным, проходить в форме лекций, семинаров, тренингов.
Таким образом, главная задача развития и обучения персонала заключается в целенаправленном процессе повышения квалификации для специальной деятельности, в повышении внутрипроизводственной мобильности и занятости сотрудников.
1.2 Методы и формы обучения персонала
Методы обучения персонала - способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся. Профессиональное обучение - процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения.
Методы обучения персонала могут классифицироваться по разным признакам (табл.1).
1. Пассивные и активные
- различаются по степени
2. Индивидуальные и групповые
- при индивидуальном методе
3. С отрывом и без отрыва от производства - методы обучения без отрыва от производства интегрированы с самим производственным процессом немедленно применяются на практике.
По видам обучение делится на: подготовку новых работников, переподготовку, повышение квалификации, развитие компетенции.
По длительности можно выделить долгосрочное и краткосрочное обучение.
По формам обучение бывает: групповое и индивидуальное обучение.
Также методы обучения персонала можно разделить на две группы:
- обучение на рабочем
месте: метод усложняющихся заданий,
смена рабочего места, направленное
приобретение опыта, производственный
инструктаж, метод делегирования
ответственности и другие
- обучение вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы.
Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.
Таблица 1 - Классификация форм обучения
Количество участников |
Режим обучения |
Место организации обучения |
||
Внутри компании |
Вне компании |
|||
Внутренний поставщик |
Внешний поставщик |
|||
Групповое обучение |
С отрывом от производства |
Закрытые семинары, курсы |
Закрытые семинары, курсы |
Открытые семинары, курсы, конференции |
Без отрыва от производства |
Техническая учеба |
Курсы |
Курсы | |
Индивидуальное обучение |
С отрывом от производства |
Образовательные программы, стажировка | ||
Без отрыва от производства |
Техническая учеба, ротация, стажировка, наставничество, самообучение, в т.ч. с помощью компьютера, дистанционное обучение |
Самообучение, в т.ч. с помощью компьютера, дистанционное обучение, консультирование |
Образовательные программы |
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.
Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Такое обучение может осуществляться в различных формах. Определяющим признаком здесь является то, что обучение организовано и проводится специально для данной организации и только для ее сотрудников. Обучение в стенах организации может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении сотрудников организации и в стенах организации.
Существует несколько видов обучения на рабочем месте. Наиболее известный - метод инструктажа или дублирования. В этом случае работника обучает более опытный сотрудник или непосредственный руководитель. Этот метод относительно недорог; стажеры обучаются в процессе работы, отпадает необходимость в организации дорогостоящих классов или использовании программных средств обучения. Метод так же упрощает обучение, поскольку стажеры учатся, выполняя фактическую работу и получая быструю обратную связь.