Обучение и развитие персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:27, реферат

Краткое описание

Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом, в то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Когда люди работают с меньшим энтузиазмом, когда наблюдаются напряженность во взаимодействии подразделений и существенные сбои в работе, руководители начинают понимать, что пришло время заниматься развитием персонала.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3
1.Обучение и развитие персонала
1.1. Значение обучения персонала …………………………….… 5
1.2. Методы и формы обучения персонала …………………….. 8
1.3. Профессиональная компетенция …………………………... 14
2. Оценка эффективности персонала …………………………… 16
Заключение ………………………………………………………… 21
Список используемой литературы ……………………………… 23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Управление чел. ресурсами.docx

— 43.93 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение  …………………………………………………………… 3

1.Обучение и  развитие персонала

1.1. Значение обучения  персонала …………………………….… 5

1.2. Методы и формы обучения  персонала …………………….. 8

1.3. Профессиональная компетенция  …………………………... 14

2. Оценка эффективности  персонала …………………………… 16

Заключение ………………………………………………………… 21

Список используемой литературы ……………………………… 23

 

Введение

 

Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом, в то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать.

Когда люди работают с меньшим энтузиазмом, когда наблюдаются напряженность во взаимодействии подразделений и существенные сбои в работе, руководители начинают понимать, что пришло время заниматься развитием персонала.

Вышеперечисленных симптомов можно избежать, если работать с персоналом на фоне стабильной динамики, ведь развитие персонала это лишний повод:

- вовлечь персонал в  систему изменений, повысить его  восприимчивость и открытость  к изменениям, что обеспечивает  его компетентность и заинтересованность  во внедрении изменений;

- в программах развития  персонала проявляются наиболее  активные сотрудники, на которых  можно в дальнейшем опираться  в процессе внедрения изменений;

- усилить мотивацию деятельности  персонала - участвуя в развивающих  программах, сотрудники получают  четкие ориентиры в своей деятельности, работают в рамках поставленных  задач, что дает им уверенность  в своих силах и стимул к  работе;

- усилить приверженность  персонала своей компании - сотрудники, вовлеченные в программы развития  персонала, проявляют к компании  большую лояльность;

- повысить качество выполнения  им своих должностных обязанностей;

- обеспечить компании  преимущества перед конкурентами - обученный высоко квалифицированный персонал повышает преимущества компании в конкурентной борьбе;

- усилить командный дух  и потенциал команды - в программах  развития персонала развивает  навыки командной работы и  сплачивает сотрудников;

- разобраться в проблемных  ситуациях - в ходе программ есть  возможность отойти от повседневности, разобраться в накопившихся вопросах  и принять нужные решения.

Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага всего персонала необходимо постоянно работать над всемерным повышением его потенциала.

Цель работы - изучение процесса развития и обучения персонала, характеристика методов и форм обучения.

 

1. Обучение и  развитие персонала

 

1.1 Значение обучения  персонала

 

В современной быстро меняющейся рыночной среде компании могут добиться успеха только в том случае, если им удастся поднять методы своей работы на качественно новый уровень. Получить высокие результаты в управлении организацией можно только в том случае, если люди обладают знаниями, умениями, соответствующим настроем, необходимым для того, чтобы их усилия были эффективными. Крупные организации наращивают инвестиции в подготовку кадров, поскольку внешний рынок и система подготовки все меньше удовлетворяют потребности высокотехнологичных производств. Этому также способствуют сокращающийся цикл производства и жизни товаров, их частое изменение, требующее новых квалификаций. Недаром многие организации считают увеличение вложений в развитие персонала главным фактором в конкурентной борьбе. И если компания решила, что персонал нужно обучать - это признак благополучно развивающейся организации, готовой вкладывать деньги в свое будущее. Крупные организации на Западе затрачивают на эти цели до 10% фонда заработной платы. Эти средства рассматриваются не как досадные дополнительные расходы, а как инвестиции, которые в будущем сулят немалую прибыль.

Развитие персонала - комплекс мер, включающих профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала организации. Цель развития персонала - обеспечение организации хорошо подготовленными работниками в соответствии с ее целями и стратегией развития. Система развития и обучения включает: профессиональное обучение и повышение квалификации сотрудников, в т.ч. обучение и развитие руководителей компании; формирование программ развития карьеры и кадрового резерва, отбор и обучение.

Под системой развития персонала следует понимать целенаправленный комплекс информационных, образовательных, привязанных к конкретным рабочим местам элементов, которые содействуют повышению квалификации работников данной организации в соответствии с задачами ее развития, потенциалом и склонностями сотрудников.

Переход к рыночным отношениям означает кроме всего прочего высокую динамику изменения требований к качественным параметрам рабочей силы. При этом выявляются важные сдвиги в отношении роли и значения отдельных компонентов ее качества. Весьма убедительным примером здесь может послужить место образовательного фактора в общих качественных характеристиках совокупного работника. В наши дни ситуация такова, что образование, и не столько общее, сколько профессиональное, становится определяющим элементом, формирующим качественные характеристики рабочей силы.

Программа развития персонала способствует формированию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это ведет к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации. Мероприятия по развитию персонала следует рассматривать как инвестиции в нематериальное достояние организации.

Поскольку важными характеристиками культуры компании являются уровень образования персонала, его профессионализм и умение работать в команде, то профессиональная подготовка и переподготовка персонала приобретает стратегическое значение. Обучение персонала в таких условиях становится одним из главных ключей к успеху, поскольку позволяет переходить к профессиональным технологиям.

Процесс модернизации знаний и навыков должен носить постоянный характер, вот почему перед руководством компании встает задача создания обучающейся организации, умеющей использовать, полученный в процессе своей деятельности опыт, в целях корректировки методов работы для решения реальных проблем компании.

Обучение персонала - это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией компании. Благополучная, стабильная организация думает о своем будущем, готова вкладывать в него деньги.

Развитие или обучение персонала в организации может иметь три приоритетных области применения: при поступлении нового сотрудника на работу, при назначении уже работающего сотрудника на новую должность, по результатам аттестации персонала, выявившей недостаточную квалификацию сотрудника.

Работая в организации, сотрудник постоянно должен совершенствовать свое образование, осваивая теоретическую часть профессии и приобретая практические навыки. Сегодня уже трудно представить себе рабочие места не оснащенные компьютерами и оргтехникой, различными системами диагностики, станками с числовым управлением, электронной техникой, поэтому обучение персонала - это целенаправленно-организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения теоретическими знаниями, навыками и умениями под руководством опытных специалистов.

Организовать учебный процесс можно по-разному: привлечь специалистов и менеджеров фирмы, пригласить внешних преподавателей, тренеров, экспертов. Компании обычно используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают собственные учебные центры и корпоративные университеты. В зависимости от целей и возможностей конкретной организации обучение может быть узкоспециальным (профессиональным) и корпоративным, проходить в форме лекций, семинаров, тренингов.

Таким образом, главная задача развития и обучения персонала заключается в целенаправленном процессе повышения квалификации для специальной деятельности, в повышении внутрипроизводственной мобильности и занятости сотрудников.

 

1.2 Методы и  формы обучения персонала

 

Методы обучения персонала - способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся. Профессиональное обучение - процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения.

Методы обучения персонала могут классифицироваться по разным признакам (табл.1).

1. Пассивные и активные - различаются по степени активности, которую проявляют обучающиеся. Например, лекция, во время которой  слушатель может дремать, заниматься  своими делами, или деловая игра, требующая участия всех. Некоторые  из них являются переходными  к практическим занятиям и  самостоятельной работе. Бесспорно, к активным методам обучения  можно отнести разбор конкретных  ситуаций, занятия-дискуссии по проблемам  предприятия, а также учебно-практические  конференции по обмену опытом. Разновидностями активных методов  обучения со специальными возможностями  формирования и развития социально-психологических  качеств являются ролевой разбор  конкретной ситуации (инсценировка) и методы социально-психологического  тренинга.

2. Индивидуальные и групповые - при индивидуальном методе обучения. Проявляется возможность полностью  сосредоточиться на конкретных  знаниях и умениях одного человека; профессиональное обучение и  переобучение незанятых граждан  и безработных; групповое обучение  требует соответственно меньше  и финансовых затрат.

3. С отрывом и без  отрыва от производства - методы  обучения без отрыва от производства интегрированы с самим производственным процессом немедленно применяются на практике.

По видам обучение делится на: подготовку новых работников, переподготовку, повышение квалификации, развитие компетенции.

По длительности можно выделить долгосрочное и краткосрочное обучение.

По формам обучение бывает: групповое и индивидуальное обучение.

Также методы обучения персонала можно разделить на две группы:

- обучение на рабочем  месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места, направленное  приобретение опыта, производственный  инструктаж, метод делегирования  ответственности и другие методы;

- обучение вне рабочего  места: чтение лекций, проведение  деловых игр, разбор конкретных  производственных ситуаций, проведение  конференций и семинаров, формирование  групп по обмену опытом, создание  кружков качества и другие  методы.

Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.

Таблица 1 - Классификация форм обучения

Количество участников

Режим обучения

Место организации обучения

 
   

Внутри компании

Вне компании

 
   

Внутренний поставщик

Внешний поставщик

 

Групповое обучение

С отрывом от производства

Закрытые семинары, курсы

Закрытые семинары, курсы

Открытые семинары, курсы, конференции

 

Без отрыва от производства

Техническая учеба

Курсы

Курсы

Индивидуальное обучение

С отрывом от производства

   

Образовательные программы, стажировка

 

Без отрыва от производства

Техническая учеба, ротация, стажировка, наставничество, самообучение, в т.ч. с помощью компьютера, дистанционное обучение

Самообучение, в т.ч. с помощью компьютера, дистанционное обучение, консультирование

Образовательные программы


 

Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.

Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Такое обучение может осуществляться в различных формах. Определяющим признаком здесь является то, что обучение организовано и проводится специально для данной организации и только для ее сотрудников. Обучение в стенах организации может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении сотрудников организации и в стенах организации.

Существует несколько видов обучения на рабочем месте. Наиболее известный - метод инструктажа или дублирования. В этом случае работника обучает более опытный сотрудник или непосредственный руководитель. Этот метод относительно недорог; стажеры обучаются в процессе работы, отпадает необходимость в организации дорогостоящих классов или использовании программных средств обучения. Метод так же упрощает обучение, поскольку стажеры учатся, выполняя фактическую работу и получая быструю обратную связь.

Информация о работе Обучение и развитие персонала