Обучение менеджменту. Программы подготовки и переподготовки менеджеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Целостная система подготовки кадров обеспечивающая воспроизводство квалифицированных работников в соответствии с потребностями развития производства и его постоянного технического обновления, должна быть рассчитана на то, чтобы воздействовать на каждого работника в ходе всей его трудовой деятельности. Каждая ступень обучения призвана быть продолжением предыдущей и в наибольшей степени отвечать как способностям и возможностям менеджера, так и потребностям производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………..…………………52. САМООБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА……………………………………….……………………………103. РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ МЕНЕДЖЕРА……………………………………...15 4. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВА МЕНЕДЖЕРОВ……….18 5.ОБУЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТУ В ОАО «РЖД» ……………………………23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…28 ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………..………...….31 ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………….…...…..32 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....…...33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Менеджмент 1.docx

— 155.31 Кб (Скачать файл)

Работа по повышению квалификации является основной частью подготовки кадрового резерва и потому предусматривается коллективными договорами администрации с работниками предприятия, а сами мероприятия по повышению квалификации находят отражение в системе планирования на предприятии. Острой потребностью стало улучшение связей и координации деятельности специализированных учебных заведений и различных форм производственного обучения. Непрерывное образование решает задачи развития профессиональных навыков, обучение новым методам и приемам работы, переподготовки, ускорения внедрения в практику управленческих и научно-технических новшеств, повышение уровня управления и экономической работы.

Менеджер проходит несколько этапов подготовки. Первый этап – базовое обучение в высшем учебном заведении. Именно в рамках этой специализации готовятся будущие специалисты по управлению производством, финансами, маркетингу, планированию и другим функциональным дисциплинам.

Подготовка управляющих не замыкается на вузовских программах. Виды обучения руководителей среднего и высшего звена многообразны: самообразование, курсы различной продолжительности с отрывом и без отрыва от производства, семинары, симпозиумы, стажировки, аспирантура, переподготовка. В системе повышения квалификации на производстве существуют жесткие экономические критерии, она ориентируется на конечный практический результат, осуществляется тщательный контроль и обязательно оценивается эффективность каждой программы. Повышение квалификации осуществляется в двух основных формах тренировки профессиональных навыков и развития работников. В последнем случае обычно предполагается подготовка к следующей должности.

Рассматривая кадры как важнейший ресурс, фирмы ставят задачу оптимального его использования, прежде всего за счет повышения качества. Единая кадровая политика строится на базе тщательно разработанных стандартов устанавливающих требования к персоналу, подробной регламентации порядка работы с ними, введения типовых процедур работы с кадрами.

Переход к новым технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением знаний, переподготовкой работников. Считается, что переподготовить работника дешевле, чем заменить его.

Таким образом:

1.  Подготовка и повышение  квалификации работников в настоящее  время должны носить непрерывный  характер и проводиться в течение  всей трудовой жизни.

2.  Предприятия должны  рассматриваться затраты на подготовку  персонала как инвестиции в  основной капитал, которые позволят  наиболее эффективно

использовать новейшие технологии.

3.  Подготовка кадров  заключается в обучении их  трудовым навыкам, необходимым для  качественного выполнения работы. Для эффективности непрерывного  обучения необходимо, чтобы работники  были в нем заинтересованы. Администрации  необходимо создать климат, благоприятствующий  обучению.

4.  Обучение полезно  и нужно в трех случаях:

а) когда человек поступает на работу;

б) когда работника назначают на новую работу;

в) когда установлено, что у работника не хватает определенных навыков для работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ МЕНЕДЖЕРА

В течение своей профессиональной жизни человек, как правило, занимает не одну, а несколько должностей. Такая последовательность должностей называется  профессиональной карьерой. А последовательность должностей, занимаемых сотрудником в одной организации, называется его карьерой в организации. Для одних людей карьера становится результатом многолетних трудов и усилий. Однако для большинства, карьера – это набор случайностей. Понятно, что для успешного развития карьеры недостаточно одного желания человека. Для продвижения «вверх по карьерной лестнице» необходимы профессиональные навыки, знания, опыт, настойчивость и определённый элемент везения. Чтобы свести все эти компоненты воедино, человеку необходима внешняя помощь. А в современном мире важнейшим источником поддержки сотрудника в развитии карьеры становится организация, в которой он работает. Естественно, что планирование и управление развитием карьеры требует от менеджера и от организации дополнительных усилий, но в то же время даёт целый ряд преимуществ, как самому сотруднику, так и организации, в которой он работает.

Для менеджера это означает:

· более высокую степень удовлетворённости от работы в организации, предоставляющей ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни;

· более чёткое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать другие аспекты собственной жизни;

·   возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности;

·    повышение конкурентоспособности на рынке труда.

Организация получает следующие преимущества:

· мотивированных и лояльных сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с данной организацией, что повышает производительность труда и снижает текучесть кадров;

·     возможность планировать профессиональное развитие работников и всей организации с учётом их личных интересов;

·  планы развития карьеры отдельных сотрудников в качестве важного источника определения потребностей в профессиональном обучении;

·  группу заинтересованных в профессиональном росте, подготовленных, мотивированных сотрудников для продвижения на ключевые должности.

Осознание этих и многих других преимуществ побудило руководство многих организаций задуматься над созданием системы управления развитием карьеры своих сотрудников.

Наиболее распространённой системой является система партнёрства по планированию и развитию карьеры. Партнёрство предполагает сотрудничество трёх сторон – работника, его руководителя и отдела человеческих ресурсов. Работник несёт ответственность за планирование и развитие собственной карьеры. Руководитель выступает в качестве наставника или спонсора сотрудника. А отдел человеческих ресурсов осуществляет общее управление процессом развития карьеры в организации. Специалисты этого отдела формируют заинтересованность сотрудника в развитии карьеры, и предоставляют инструменты для начала управления собственной карьерой. Сотрудник, со своей стороны, должен определить собственные профессиональные интересы и методы их реализации, и определить, является ли данный план развития карьеры реалистичным и сопоставимым с его возможностями. Многие организации, в таких случаях, проводят специальное тестирование для выявления сильных и слабых сторон своих сотрудников, а результаты оказывают существенную помощь в планировании карьеры.

Реализация плана развития карьеры зависит, прежде всего, от самого сотрудника. При этом необходимо иметь в виду весь набор условий, делающих это возможным:

·                   Результаты работы в занимаемой должности.

·                   Профессиональное и индивидуальное развитие.

·                   Эффективное партнёрство с руководителем.

·                   Заметное положение в организации.

Управление развитием карьеры является сложным, требующим значительных ресурсов процессом. К сожалению, само по себе наличие этого процесса не гарантирует реализации профессиональных амбиций всем сотрудникам организации. Однако его отсутствие вызывает неудовлетворённость работников, текучесть кадров, а так же ограничивает способность организации эффективно заполнять вакантные должности.

С другой стороны, многие сотрудники, менеджеры рассматривают свои отношения с организацией как временный союз. И пытаются планировать свою карьеру в глобальном масштабе, а работу в рамках одной организации рассматривают как один из шагов к конечной цели. Их интерес состоит в увеличении собственной ценности на внешнем рынке труда. Естественно, что долговременное планирование карьеры внутри организации в этом случае практически лишено смысла.

 

 

 

 

 

     4. ПЛАНИРОВАНИЕ  И ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВА МЕНЕДЖЕРОВ

Современные организации создают специальные системы подбора и перемещения, будущих руководителей и рассматривают управление ими как стратегически важную задачу. Система подготовки резерва руководителей объединяет три основных процесса:

1.Выявление сотрудников  организации, обладающих потенциалом  для занятия руководящей должности;

2. Подготовка этих сотрудников  к работе в руководящей должности;

3. Обеспечение плавного  замещения освободившейся должности  и утверждение в ней нового  сотрудника.

Большинство организаций при работе с резервом руководителей выделяют две группы – преемников или дублёров и молодых сотрудников с лидерским потенциалом.

Преемники или дублёры – это кандидаты на замещение определённых ключевых должностей компании, которые готовы к работе в этих должностях в настоящий момент или будут готовы к этому в ближайшее время. Но подготовка преемников представляет собой сложный процесс, и далеко не все современные организации эффективно управляют этим процессом, многие до сих пор решают проблему преемственности в момент освобождения ключевой должности.

 Определение ключевых  должностей. Это первый этап в  работе с резервом. Как правило, ключевыми являются должности  руководителей организации, но иногда  ключевые должности могут оказаться  и на более низких ступенях  организационной иерархии. Их число  и конкретный состав зависит  от размеров и специфики организации. Так же руководству необходимо  представлять, как ситуация изменится  в течении следующих лет. Это особенно актуально в современных условиях быстрых организационных изменений, вызванных конкуренцией и ускорившимся технологическим прогрессом. И последнее, что нужно сделать на этом этапе – подготовить план освобождения ключевых должностей. Для этого отдел кадров совместно с руководителем должны проанализировать сложившуюся ситуацию с учётом возраста, перспектив продвижения, личных интересов, состояния здоровья сотрудников, занимающих ключевые должности, и определить сроки освобождения каждой из них. Подготовленный план ляжет в основу управления подготовкой преемников.

Определение характеристик будущих руководителей. Этот этап играет исключительно важную роль во всём процессе подготовки резерва. Без понимания того, какими качествами должны обладать занимающие ключевые должности руководители, организация не может эффективно определить потенциальных преемников, подготовить планы их развития и оценить готовность занять планируемую должность.

При планировании резерва портрет менеджера складывается из множества характеристик. Очень важно учитывать такие положительные черты руководителей как: стратегическое мышление; организованность; коммуникабельность; умение выступать перед публикой, управлять конфликтами и деловыми взаимоотношениями; способность адаптироваться; а так же лидерство и многое другое. И каждая организация должна составить свой портрет «идеального руководителя», который наиболее соответствует её особенностям. Помощь в решении этой проблемы могут оказать консультанты, специализирующиеся в области подготовки менеджеров  и специально занимающиеся вопросами управленческого прогнозирования.

    Отбор кандидатов. Отбор производится применительно  к конкретной ключевой должности  с учётом трёх основных критериев:

1   Соответствия индивидуальных  характеристик кандидата профилю  идеального сотрудника для данной  должности. Наиболее простым методом  определения соответствия является  метод экспертных оценок;

2  Результатов работы  в занимаемой в данный момент  должности и занимаемых ранее  должностях;

3    Степени готовности  кандидата. Определение степени  готовности является наиболее  трудным моментом в отборе  кандидатов. Часто здесь требуется  особое чутьё, которое вырабатывается  многолетним опытом работы.

Общий список преемников, как правило, является конфиденциальным, доступ к нему имеют только руководитель организации и директор по человеческим ресурсам. Подготовка планов развития производится на основе сопоставления характеристик каждого резервиста с портретом идеального сотрудника для данной должности.

Существуют два основных метода проведения подобной оценки – тестирование и экспертные оценки. Тестирование позволяет провести всестороннюю и достаточно объективную оценку преемников, однако требует разработки специальных тестов.

Второй метод заключается в оценке экспертами индивидуальных характеристик кандидата по каждой из составляющих портрет идеального сотрудника. В качестве экспертов выступают хорошо знающие преемника сотрудники организации: его непосредственный руководитель, коллеги, директор по человеческим ресурсам.

План развития должен содержать конкретные мероприятия, направленные на ликвидацию показателей по которым кандидат не соответствует стандартам «идеала», а так же сроки их реализации Реализация планов подготовки преемников требует участия всех трёх сторон – самого сотрудника, отдела человеческих ресурсов и высшего руководства организации. Без активного участия самого преемника, без его мотивации и усилий самый совершенный план подготовки обречён на неудачу. А руководство должно мотивировать его на активное участие, так как реализация плана требует от приемника дополнительных затрат времени, интеллектуальных и физических усилий. Так же руководители располагают необходимыми для развития ресурсами, принимают решение о назначении на должность. Роль отдела человеческих ресурсов состоит в осуществлении общего контроля за процессом подготовки преемников и привлечении внимания высших руководителей к этому стратегически важному для организации процессу.

Информация о работе Обучение менеджменту. Программы подготовки и переподготовки менеджеров