Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:22, реферат
1.история создания СУП
2.разнообразие моделей корпаротивной культуры
3.КС в современной организации
Глава 1. Общие вопросы построения системы управления персоналом в компании.
Развитие
управления персоналом в России как
прикладного направления
В послереволюционной России функция управления персоналом экономических объектов носила достаточно формальный характер и выполнялась отделами кадров. В период нэпа был взят ориентир на научное управление производством и на основные постулаты теории Тейлора. В это время российские экономисты, специалисты по научной организации труда (А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н.А. Витке и др.), исследовали вопросы повышения производительности труда. Они полагали, что в этой области необходимо принимать во внимание некоторые принципы капиталистической экономики, в том числе, теории Тейлора. По их мнению, результативность хозяйственной деятельности должна увеличиваться не только за счет интенсификации трудовых усилий, механизации и рационализации производства, но и посредством «социализации трудового процесса», повышения культуры труда и творческой инициативы работников.
В период индустриализации наблюдалось форсирование производственных процессов на фоне централизованного директивного управления народным хозяйством и формирования плановой экономики. В таких условиях, прямо противоположных принципам рыночной экономики, предприятия и организации лишались хозяйственной самостоятельности, что накладывало характерный отпечаток на их кадровую политику. Кроме того, отсутствие конкурентной среды не способствовало самостоятельному развитию организаций, в том числе в области совершенствования методов управления персоналом.
В
советское время функция
мощная централизованная система управления персоналом, состоящая из отраслевых институтов повышения квалификации, в которых различные специалисты периодически были обязаны проходить обучение. В советское время также функционировала единая государственная система социальной защиты населения (медицинское обслуживание, образование, система льгот и т.д.), функции которой частично передавались на предприятия (решение жилищных вопросов, обеспечение отдыха работников и т.д.).
Период перехода России к рыночной экономике (1990-е годы) с точки зрения управления персоналом характеризовался распадом сложившейся в советское время системы подходов к работникам. Стремительное моральное устаревание инструментов государственной социальной политики в условиях высокой инфляции, с одной стороны, и неспособность вставших на рыночный путь организаций обеспечить своим сотрудникам необходимые социальные гарантии, обусловили необходимость пересмотра ряда методов управления персоналом, ориентируясь на опыт индустриально развитых стран. Прямым следствием сложившейся ситуации стало резкое возрастание уровня «утечки мозгов», начавшейся еще во второй половине 1980-х годов, на первоначальных этапах перестройки. Кроме того, острейшим вопросом являлась проблема высокого уровня увольнений, возрастание задолженностей предприятий перед сотрудниками, индексация заработных плат и т.д.
Со второй половины 1990-х г.г. наиболее прогрессивные отечественные предприятия начали строить кадровую работу в соответствии с теорией «развития человеческих ресурсов». Кроме того, на российском рынке появились региональные представительства и филиалы крупнейших лидеров мирового рынка, внедряя, таким образом, современную передовую практику менеджмента организации, в том числе управления персоналом. На данном этапе перед топ-менеджментом, а также перед кадровыми службами отечественных организаций стоят такие задачи, как совершенствование методов оценки, найма и увольнения персонала, формирование системы непрерывного развития персонала и управления знаниями организации, обеспечение и развитие системы выплат компенсаций и социальных пакетов, управление организационной культурой и т.д.
Человек участвует в производственной деятельности как ее многогранный субъект: экономический – производитель и потребитель благ; и биологический – носитель определенной телесной конструкции и физического здоровья; и социальный – член определенной группы.
Персонал
– наиболее сложный объект управления
в организации, поскольку в отличие
от вещественного фактора
Понятие «управление персоналом» по смыслу близко к понятию «управление человеческими ресурсами».1 И в том и в другом случае объект управленческого воздействия один и тот же, разница в специфическом подходе к работнику к его рабочей силе как ресурсу.
Не
случайно концепция управления персоналом
несколько лет назад стала
логически перерастать в
Ориентация на управление человеческими ресурсами меняет задачи управления, функции и структуру соответствующих служб на предприятии. Так, одной из важнейших функций управления персоналом в связи с возросшей ролью человеческого фактора в современном производстве становится развитие персонала, а не просто приведение его численного состава в соответствие с наличием рабочих мест.
Управление
производством осуществляется через
человека: через людей вносятся определенные
коррективы в техническую, технологическую
и организационную стороны
Объект управления – это отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады).
Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив.
В
качестве субъектов управления персоналом
выступают группа специалистов, выполняющих
соответствующие функции в
Управление
персоналом – управляемый процесс
создания и реализации условий труда
и трудового поведения
Сущность
управления персоналом заключается
в том, что люди рассматриваются
как конкурентное преимущество компании,
которое надо размещать, развивать,
мотивировать вместе с другими ресурсами,
чтобы достичь целей
Задачи специалистов по управлению персоналом сложны, многообразны и в большинстве случаев нуждаются в творческом подходе к их решению. Заслуживает внимание тот факт, что до 60-х годов нашего века функциональные задачи служб управления персоналом еще не имели предметной определенности. По словам Питера Друкера, работа в этой области являлась частично работой архивного клерка, частично работой по домоводству, частично работой социального служащего и частично работой по борьбе с "огнем" — "по успокоению профсоюзов".
Важно
отметить, что в настоящее время
процесс развития методологии управления
человеческими ресурсами далеко
не однозначен и несет в себе противоречивые
тенденции. Анализ международного опыта
управления выявляет регрессивные процессы,
связные, например, с массовым сокращением
персонала. Считается, что такая "оптимизация
штатов" позволяет быстро и просто
уменьшить производственные издержки,
повысить конкурентоспособность
Практика
современного менеджмента показывает
неэффективность шаблонных
Обзор мирового опыта в управлении персоналом.
|
Информация о работе Общие вопросы построения системы управления персоналом в компании