Овременнаямодель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:52, контрольная работа

Краткое описание

Конечная цель менеджмента – обеспечение прибыльности предприятия, эффективное использование кадрового потенциала, постоянное преодоление риска при работе на внутреннем и внешнем рынках.

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 40.69 Кб (Скачать файл)

                                                          Введение    

    

     Составляющие понятия «менеджмент»

Фундаментальный Оксфордский  словарь английского языка дает четыре определения термина «менеджмент»:

– способ, манера общения с людьми;

– власть и искусство управления;

– особого рода умение и административные навыки;

– орган управления, административная единица.

В Словаре иностранных  слов «менеджмент» толкуется как  «управление производством» и как  «совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством  с целью повышения его эффективности».

В современной теории и  практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным  работником, рабочей группой и  организацией в целом. Субъектом  данного процесса является менеджер.

Основные критерии современной  модели менеджмента – это эффективность  и конкурентоспособность (рис. 2.9, 2.10).

Современная система управления должна иметь следующие характеристики:

1) небольшие подразделения,  укомплектованные небольшим числом  высококвалифицированных людей;

2) небольшое число уровней  управления;

3) структура, основанная  на командах специалистов;

4) ассортимент и качество  продукции, ориентированные на  потребителя.

 

 

              

 

 

 

 

              Цели и задачи менеджмента

 

Конечная цель менеджмента  – обеспечение прибыльности предприятия, эффективное использование кадрового  потенциала, постоянное преодоление  риска при работе на внутреннем и  внешнем рынках (рис. 2.11).

Основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджмента  в российской экономике:

1) формирование рыночного  механизма и сочетание его  с государственным регулированием;

2) изменения в структуре  потребностей общества в продукции  и услугах, ориентация менеджмента  преимущественно на удовлетворение  потребностей в предметах потребления;

3) обострение внутренней  конкуренции вследствие ограниченности  ресурсов и снижения спроса  на традиционные отечественные  продукты и услуги;

      4) интернационализация  конкуренции и связанная с  этим принудительная адаптация  к международным стандартам;

5) усиление социальных  и экологических требований к  деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние  факторы эффективности организаций;

6) возрастающая степень  комплексности реализуемой продукции  и услуг, диверсификация и кооперация  организаций;

7) профессионализация менеджмента,  повышение общественной значимости  и оценки менеджмента, стремление  к обучению и повышению профессиональной  квалификации.

 

 

 

 

 

 

Деятельность  менеджера и его задачи

 

Задачи менеджмента решаются через деятельность особой категории  специалистов, которых принято называть менеджерами. Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.

Профессиональное занятие  означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии  и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.

Термин «менеджер» применяется  к достаточно широкой категории  сотрудников предприятия:

1) руководителям групп;

2) начальникам лабораторий,  отделов, функциональных служб  предприятий;

3) руководителям производственных  подразделений;

4) администраторам различного  уровня, координирующим деятельность  различных подразделений и внешних  партнеров;

5) руководителям предприятий,  фирм в целом.

Выделяют три категории  требований к профессиональной компетенции  менеджера:

• знания в области теории и умения в сфере практики управления;

• способность к коммуникации и умение работать с людьми;

• компетентность в области  специализации предприятия.

В структуре любого предприятия  можно выделить два вида разделения труда менеджеров – горизонтальное и вертикальное.

Горизонтальное  разделение труда связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. закреплению за ними одной или нескольких предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обусловливает создание на предприятии специальных служб стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов и управлений и т.д.

Вертикальное  разделение труда зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности, отраслевой принадлежности, выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента.

На предприятии выделяется три иерархических уровня менеджмента:

высший – руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности;

средний – руководители подразделений, служб и административных органов предприятия (до 60% всей численности менеджеров предприятия);

низший – руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков и т.д.

Чем выше иерархический уровень  менеджера, тем в большей степени  в его деятельности присутствуют функции определения целей стратегического  планирования и системной организации  инноваций.

Характерные черты эффективного менеджмента

В мировой  практике приняты следующие черты эффективного менеджмента:

1) ориентация  на энергичное и быстрое действие;

2) постоянный  контакт с потребителем;

3) предоставление  людям определенной автономии,  поощряющей их предприимчивость;

4) ориентация  на человека как главного источника  повышения производительности труда  и эффективности производства;

5) наличие  немногочисленного, но высококвалифицированного  штата сотрудников.

Эффективность менеджмента – результативность управленческой деятельности, критерии которой:

• действенность  – степень достижения целей организации (отношение результатов, которые  достигнуты, к результатам, которые  намечались);

• экономичность  – соотношение необходимого и  фактического расхода ресурсов;

• качество –  соответствие характеристик товара (услуг) стандартам и требованиям  потребителей;

• прибыльность – соотношение между доходами и суммарными издержками;

• продуктивность – соотношение объема товара (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях  и затрат ресурсов, соответствующих  данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и  др.);

• качество трудовой жизни – условия труда работников;

• инновационная  активность – результативность внедрения  новшеств в различных функциональных областях деятельности организации: техническое  переоснащение, производство, организация  и т.д.

Экономические показатели эффективности управления следующие.

1. Показатель эффективности управления

Эу = П : Зу,

где П – прибыль организации; Зу – затраты на управление.

2.Коэффициент численности управленческих работников

Кч = Чу : Ч,

где Чу – численность работников управления; Ч – общая численность работников организации.

3. Коэффициент затрат на управление

Кз = Зу : 3,

где 3 – общие  затраты организации.

4. Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции (оказываемых услуг)

Кзп = Зу : К,

где К – количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).

Функции менеджмента

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью  определенных функций.

Функции – виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

Функции управления бывают:

• общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;

• конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;

• специальные – подфункция конкретной функции.

При этом объективно необходимые функции – это:

kvvad организационно-техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства);

kvvad социально-экономическая (контроль за трудом, использованием машин и механизмов).

Любое предприятие  рассматривается как сложная  система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:

• ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт;

• содержание процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет;

• цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;

• стадии жизненного цикла продукта.

 

 

 

                                                      Планирование

 

Планирование – управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени.

Содержание планирования как функции менеджмента состоит  в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и  спроса на рынке.

Задачи планирования:

1) обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;

2) перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает состояние объекта, желаемое в будущем, и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных или сдерживание отрицательных тенденций развития;

3) координация деятельности структурных подразделений и сотрудников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов;

4) создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических и планируемых значений параметров по принципу «факт – план»;

5) стимул (мотивация) трудовой активности сотрудников. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, создающие действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников процесса управления;

6) информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника его реализации информацию в целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

В табл. 3.3 приводятся характеристики принципов современного планирования.

Необходимость планирования состоит в определении:

1) конечных и промежуточных целей;

2) задач, решение которых необходимо для достижения целей;

3) средств и способов решения задач;

4) требуемых ресурсов, их источников и способов распределения.

В эффективно функционирующих  организациях обычно достигается разумный компромисс между плановой директивой администрации и оперативной  импровизацией менеджера. Обеспечивается он, в частности, реализацией перечисленных  принципов в плановой деятельности менеджера.

Результатом процесса планирования в организации является система  взаимосвязанных плановых документов – планов.

План – основа деятельности организации любой формы собственности  и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Координация и мотивация

 

Координация – управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы различных производственных и функциональных подразделений предприятия в процессе выполнения плановых заданий.

Информация о работе Овременнаямодель менеджмента