Оперативное управление транспортным цехом предприятия. Оценка эффективности управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является изучения теоретических аспектов оперативного управления транспортным цехом предприятия.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1. изучить особенности организации, состав и структуру транспортного цеха;
2. изучить теоретические аспекты управления транспортным цехом;
3. изучить методы оценки эффективности управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Оперативное управление транспортным цехом предприятия. Оценка эффективности управления…………………………………………………………4
1.1. Методологические основы управления транспортным цехом предприятия. Особенность организации, состав и структура транспортного цеха…………………………………………………………………………………...4
1.2. Цели, задачи оперативного управления транспортным цехом………………8
1.3. Оценка эффективности управления. Эффективность как основополагающая категория управления………………………………………………………………14
1.4. Повышение эффективности оперативного управления……………………..18
1.5. Эффективность управления транспортным цехом…………………………..23
Глава 2. Практические аспекты работы транспортного цеха на примере ООО «Крона»……………………………………………………………………………...28
2.1 Краткая характеристика транспортного цеха ООО «Крона»………………..28
2.2 Анализ и оценка уровня использования автомобилей……………………….29
2.3 Анализ производительности подвижного состава…………………………...35
2.4 Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей в транспортном цехе ООО «Крона»…………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……………………………………………...41
Приложение…………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 891.00 Кб (Скачать файл)

Роль транспорта на современном предприятии отнюдь не ограничивается простым перемещением грузов, а имеет, особенно в поточном и автоматическом производстве, важное организующее значение.

Как я говорил ранее, вся совокупность транспортных работ на предприятии осуществляется при помощи трёх взаимосвязанных видов транспорта:

  1. внешнего;
  2. межцехового;
  3. внутрицехового.

Внешний транспорт обеспечивает связь площадки завода, его базисных, сырьевых и топливных складов, а  также складов готовой продукции  со станцией железной дороги, с пристанью, с местными предприятиями и складами контрагентов.

Межцеховой транспорт служит для перемещения грузов на территории завода между его отдельными цехами, а также между ними и складами.

Внутрицеховой (внутрискладской) транспорт предназначен для выполнения транспортных операций в пределах отдельных цехов и складов.

Управление внешним  и межцеховым транспортом, как правило, концентрируется в транспортном цехе (отделе) завода. На крупных предприятиях с развитым железнодорожным хозяйством последнее выделяется в особый цех железнодорожного транспорта.

Управление внутрицеховым  транспортом является функцией руководителей  соответствующих цехов либо участков и осуществляется через цеховую  диспетчерскую службу. 

В таблице №1 перечислены  основные транспортные средства, применяемые для внешнего, межцехового и внутрицехового транспорта. 

Выбор транспортных средств для  конкретных местных условий должен подчиняться следующим требованиям:

Выбранное транспортное средство должно отвечать всей совокупности показателей данного грузопотока. К их числу следует в первую очередь отнести:

  1. мощность грузопотока (т, шт., м3);
  2. расстояние и трассу перемещения;
  3. массу одной штуки, габаритные размеры;
  4. физико-механические свойства груза.

Рассмотрим, как эти  показатели влияют на выбор средств  для внешнего и межцехового транспорта. При наличии мощных потоков проката, угля, формовочной смеси и других грузов, доставляемых на завод железнодорожным транспортом, вполне обоснованно применение рельсового транспорта широкой колеи, связывающего станцию примыкания со складами завода.

Однако для межцеховых перевозок этот вид транспорта неудобен, так как он обладает плохой маневренностью, а так же требует значительного  времени на пробеги, обусловленные  угловыми заездами.

Поэтому рельсовый транспорт  применяется для межцеховой связи только на заводах тяжелого машиностроения с развитыми металлургическими цехами, где имеются мощные грузопотоки или где возникает необходимость перевозки тяжелых (8-10 тонн и выше) отливок и поковок, а также сварных металлоконструкций.

Во всех других случаях для межцеховых перевозок целесообразно применять оборудование безрельсового транспорта, монорельсовые пути, конвейеры и некоторые другие подъёмно-транспортные машины.

Однако и здесь выбор  оборудования во многом зависит от показателей грузопотока.

Например, автомобильные  перевозки между цехами оправдывают  себя только при больших пробегах, так как в обычных условиях, когда расстояния между цехами и  складами относительно малы, такое  важное преимущество как значительная скорость движения автомобиля, не может быть использовано полностью.

Поэтому для безрельсовых перевозок, характеризующихся относительно небольшими грузопотоками и короткими  маршрутами, широко используются электрокары  и автокары.

Транспортное средство в наибольшей мере должно отвечать технологическим и организационным особенностям обслуживаемого им производственного процесса.

Например, в условиях поточного производства наилучшие  результаты дают конвейеры, которые  работают в одном ритме с технологическим  оборудованием. Выбор мостовых кранов в литейных цехах по грузоподъёмности и рабочим скоростям должен быть согласован с особенностями технологического процесса формовки, сборки и заливки форм.

Транспортные средства должны обеспечить максимальную производительность труда на обслуживаемом участке или рабочем месте, а также наиболее благоприятные условия труда, в частности, условия минимальной утомляемости рабочих.

Необходимость согласования характеристик транспортных средств, которые работают на смежных участках, с целью комплексной механизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.

На каждом предприятии  обязательно должна быть разработана  единая транспортно-технологическая  схема производственного процесса, которая основана на взаимодействии подъёмно-транспортного и технологического оборудования.

Планирование  перевозок

Весь комплекс работ  по планированию перевозок состоит  из трёх разделов или этапов:

  1. технико-экономическое планирование;
  2. календарное планирование;
  3. диспетчирование;
  4. логистика

Технико-экономическое  планирование заключается в составлении комплексных годовых или квартальных планов работы заводского транспорта.

Эти планы должны предусматривать  грузооборот, потребное число транспортных средств и механизмов, объём погрузочно-разгрузочных работ, штаты рабочих, необходимые для эксплуатационных и ремонтных нужд, фонды заработной платы и другие данные, характеризующие работу транспорта завода в планируемом периоде.

Календарные планы перевозок охватывают месячные и более короткие отрезки времени, вплоть до отдельных суток и смен. Сменно-суточные планы необходимо составлять для отдельных маршрутов с указанием рода грузов, пунктов их отправления и приема, времени начала и окончания перевозок.

В условиях стабильных грузопотоков, характерных для массового и  крупносерийного производства, сменно-суточные планы являются длительно действующими планами-шаблонами.

При переменных грузопотоках эти планы должны отражать текущую  потребность завода в перевозках, и поэтому их следует составлять на основании заявок, поступающих  от цехов-отправителей грузов.

Диспетчирование, или оперативное регулирование заключается в текущем оперативном руководстве ходом транспортных работ на основе и с целью выполнения соответствующих планов и графиков.

Логистика, или совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок).

Сущность и задачи транспортной логистики:

    1. Выбор вида транспорта
    2. Организация внутренних перевозок
    3. Расчет количества транспортных средств
    4. Организация и планирование перевозок
    5. Терминальные перевозки

Транспорт - это отрасль  материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В  структуре общественного производства транспорт относится к сфере  производства материальных услуг.

Значительная часть  логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Изменение местонахождения  товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов.

Транспортировка является частью логистического процесса и относится  к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком  в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.

Транспортная логистика  решает следующие задачи:

  1. создание транспортных систем;
  2. совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
  3. обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  4. выбор способа транспортировки и транспортного средства;
  5. определение рациональных маршрутов доставки.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения - сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

 

 

 

1.3. Оценка эффективности  управления. Эффективность как основополагающая  категория управления.

Эффективность – это достижение каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объема продукции из данного количества ресурсов.

Любой управленец всегда мечтает о том, чтоб его предприятие работало эффективно. Однако, наверняка, не многие задумывались о том, что оценить эту самую эффективность управления не так то уж просто, поскольку единого взгляда на критерии эффективности пока не существует. И даже само понятие «эффективности» видоизменяется в зависимости от выбранного подхода к ее оценке. Итак, прежде чем измерить «эффективность управления», стоит вспомнить, что управление – это приведение системы в желаемое состояние.

Целью управления предприятием, подразделением, цехом является обеспечение устойчивого функционирования предприятия во внешней среде в течение длительного (в идеале – неограниченного) периода времени. А при оценке эффективности управления всегда следует учитывать, что управление подразумевает как определение целей, так и обеспечение их достижения.

Как правило, в литературе понятие «эффективности» сводится к «рентабельности» и «прибыльности» предприятия, определить которую можно различными способами, например вычислив различные показатели, для примера:

  1. Уровень рентабельности = Балансовая прибыль / Выручка от реализации
  2. Оборачиваемость активов = Выручка от реализации / Общая стоимость активов
  3. Ставка доходности активов = Чистая прибыль / Общая стоимость активов

Но, помимо вышеперечисленных  показателей рентабельности, существуют и другие подходы к оценке эффективности:

Эффективность как степень  достижения поставленных целей (иногда используется термин «результативность»). Например, эффективность автоматизированной информационной системы понимается как степень достижения целей, поставленных при ее создании.

Здесь нам хочется  отметить, что этот подход можно применять выборочно и ограниченно для оценки эффективности управления предприятием по ряду причин:

  1. цели предприятия как сложной социотехнической системы далеко не всегда сформулированы в явном виде (например, в виде стратегических целей), что делает невозможным оценку степени их достижения;
  2. если цели сформулированы, то их обычно много и они характеризуют желаемое состояние предприятия со многих сторон (рыночные, финансовые, организационные, инновационные цели), что делает процедуру «свертывания» оценок степени их достижения к единой оценке «эффективности управления» сложной и неоднозначной.
  3. формирование целей деятельности предприятия с учетом интересов заинтересованных групп и условий внешней среды есть одна из функций управления предприятием. От качества и «правильности» их постановки во многом зависит эффективность деятельности предприятия, т.е. предприятие может вполне успешно добиться поставленных руководством целей и погибнуть в конкурентной борьбе.

Например, в одном из предприятий, транспортному цеху  в начале 2011 года были поставлены такие цели на год:

 

Вид целей

Формулировка целей

Рыночные цели

Занять 25% своего рынка

Производственные цели

Улучшить технико-экономических  показателей работы транспортных цехов, механизировать транспортные и погрузочно-разгрузочных операций

Финансовые цели

Получить прибыль 120 млн.руб.


 

По результатам года была получена прибыль 123 млн. руб., была произведена механизация транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, однако при оценке доли рынка выяснилось, что данное предприятие охватило 23% рынка. Что можно сказать об эффективности управления данным предприятием в прошедшем году? Ведь часть целей достигнута, а часть – нет. А если хочется получить единую оценку? В этом случае необходимо провести «свертку» разнородных показателей. Методов такой «свертки» как и обобщенных показателей, в литературе предлагается великое множество. И, что интересно, у каждого есть как свои достоинства так и недостатки.

Информация о работе Оперативное управление транспортным цехом предприятия. Оценка эффективности управления