Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 18:04, дипломная работа
Целью исследовательской работы является оптимизация структуры персонала организации.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
• Изучить теоретические основы структуры персонала;
• Описать организационно-экономическую характеристику Кармаскалинского Райпо;
• Исследовать структуру персонала Кармаскалинского РайПО;
• Разработать рекомендации по оптимизации структуры персонала.
Введение 4
1. Теоретические аспекты структуры персонала организации 7
1.1. Сущность и понятия структуры персонала 7
1.2. Виды структуры персонала 9
1.3. Российский и зарубежный опыт оптимизации структуры персонала 23
2. Анализ структуры персонала Кармаскалинского РайПО 33
2.1. Организационная характеристика Кармаскалинского
РайПО 33
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Кармаскалинского РайПО 36
2.3. Оптимизация структуры персонала Кармаскалинского РайПО 42
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Досрочные льготные пенсионные программы направлены на снижение численности сотрудников предпенсионного возраста. Принцип заключается в том, что такому сотруднику предлагают соглашение, согласно которому сотруднику будут выплачивать часть (допустим, 75%) его средней заработной платы в течение срока, оставшегося до достижения пенсионного возраста, но он при этом не должен работать ни на самом предприятии, ни где-либо еще.
Хороший способ реструктуризации бизнеса, одним из результатов которого является как раз оптимизация численности персонала — это выделение непрофильных видов деятельности в дочерние предприятия головной компании7. Как правило, выделяются различные сервисные службы: ремонтные, транспортные и т.п. подразделения. Соответствующий персонал переводится в эти дочерние компании. Тем самым можно существенно снизить численность персонала головной компании. Обычно головная компания первое время поддерживает свою «дочку», обеспечивая ей определенный объем заказов. Однако важно, чтобы «дочка» работала в условиях конкурентной борьбы и была вынуждена снижать цены на свои услуги для материнской компании. В противном случае издержки материнской компании будут даже возрастать, поскольку в цену своих услуг «дочка» закладывает все свои расходы, которые с учетом выделения увеличиваются.
Стимулирование увольнений по собственному желанию за счет привлекательной системы компенсаций и помощи в дальнейшем трудоустройстве (т.н. outplacement) — особенно актуален для градообразующих предприятий. Сейчас принято много говорить о социальной ответственности бизнеса, и это как раз тот случай, когда социальная ответственность должна обязательно присутствовать. Как один из вариантов — сотруднику предлагается компенсация больше, чем была бы положена ему при увольнении по сокращению штатов. Это может стимулировать сотрудника уволиться самостоятельно.
Поддержка в дальнейшем трудоустройстве связана с инвестициями в создание новых рабочих мест в регионе. Подобные программы создаются в тесном взаимодействии с местной администрацией для стимулирования развития малого бизнеса. Например, предприятие может предложить беспроцентную ссуду высвобождаемым работникам, для того чтобы они могли заняться предпринимательской деятельностью.
Предприятия также могут сдавать свои неиспользуемые помещения в аренду предпринимателям, которые также создают дополнительные рабочие места. Например, можно создать цех по пошиву спецодежды (как отдельную компанию), и принять в него на работу сокращенный ранее вспомогательный персонал. И подобных вариантов может быть много.
Управление численностью и расходами на персонал без проведения сокращений — наиболее перспективный путь для того, чтобы избежать необходимости увольнения по инициативе администрации. Например, для временных или сезонных работ лучше использовать срочные трудовые договора. Разумеется, пользоваться этим инструментом следует очень аккуратно — надо быть готовым при необходимости обосновать, что работы действительно носят временный характер.
В случае внезапного наступления кризиса, когда требуется резко сократить издержки, можно перевести персонал на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Однако опыт применения такого способа в середине 90-х годов на российских предприятиях говорит о том, что это действительно крайняя мера, в перспективе не очень эффективная. Неполный рабочий день или неделя по сути своей означает скрытую безработицу со всеми сопутствующими ей недостатками.
Незаслуженно забыт метод перевода отдельных подразделений и бригад на внутренний хозрасчет8. Этот метод активно пропагандировался в период перестройки. Бригаде устанавливается определенный фонд оплаты труда за установленный объем работ, и бригада самостоятельно распределяет этот фонд между своими работниками. Тем самым бригада мотивируется на избавление от неэффективных работников. Важно при этом не урезать фонд оплаты труда бригады, потому что в противном случае этом метод не будет работать.
Применяя «мягкие» методы сокращения численности, компания решает две задачи — сокращает издержки на персонал, и одновременно обеспечивает лояльность как оставшихся, так и бывших сотрудников. Разумеется, часть этих методов бывает связана с дополнительными издержками на осуществление программы сокращений (по сравнению с «жестким» сокращением), но зато позволяет избежать недостатков, присущих сокращению штатов по инициативе администрации.
Оптимизация численности персонала — это непростой и болезненный инструмент сокращения издержек компании. Если применять его взвешенно, после всестороннего анализа текущей ситуации и прогноза последствий — он будет эффективно работать и давать ожидаемые результаты. Но еще лучше было бы выстраивать организационную структуру и систему управления компанией таким образом, чтобы можно было предупреждать ситуации, когда требуется сокращать численность персонала.
2. Анализ структуры персонала Кармаскалинского РайПО
2.1. Организационная харакеристика Кармаскалинского РайПО
Кармаскалинское РайПО является одним из крупнейших потребительских обществ, так же является неоднократным победителем всероссийских и республиканских конкурсов по торговому обслуживанию сельского населения. Основная отрасль – торговля, доля которой в районе занимает 11 %.
Кармаскалинское РайПО обеспечивает сельских жителей в основном товарами первой необходимости и продуктами питания. Численность населения района 52197 человек, в т.ч. обслуживаемое п/к 23300 человек, процент охвата 44,1 %.
В районе кроме предприятий Рай
В Кармаскалинском РайПО функционирует 74 магазинов с торговой площадью 7520 кв. м. Из них действуют 42 магазина с торговой площадью 2216 кв.м., складская площадь 2400 кв.м. 28 магазинов с торговой площадью 2126 м2 отданы в аренду.
Из 42 действующих магазинов 13 магазинов работают с удлиненным режимом работы, т.е. дежурные магазины. С конца 2006 года реконструированы и переведены магазины по методу самообслуживания 13 магазинов, их доля в общем товарообороте составляет 60%. Товарооборот, переведенных по методу самообслуживания увеличился с 3 до 10 раз.
В 14 магазинах организованы чайные столы, народные библиотечки. На сегодняшний день 3 ПО, 4 сельпо, 1 ЗСПО (заготовительно-сбытовое потребительское общество).
В магазинах РайПО жители приобретают в основном товары первой необходимости, прежде всего продукты питания. Доля продовольственных товаров в общем товарообороте РайПО составляет 86,4%.
Преимущество предлагаемых товаров РайПО по сравнению с конкурентами состоит в том, что они надежны т.к. всегда имеются сертификаты качества, условия хранения сравнительно лучше, чем у коммерсантов.
Для примера: С открытием
сетей магазинов «супермаркет»
большинство покупателей с
Основные конкуренты Кармаскалинского РайПО:
- розничная сеть «Полушка»;
- розничная сеть «Пятерочка»;
- специализированный магазин «
- местные предприниматели.
Основные поставщики Кармаскалинского РайПО
№ |
Наименование поставщика |
Сумма |
Наименование товара |
1 |
Ишембайская чулочно-носочная фабрика |
250 т.р. |
Чулочно-носочные изделия |
2 |
Ишембайская трикотажная фабрика |
250 т.р. |
Бельевой трикотаж |
3 |
ООО «Инзер-инвест» |
1000 т.р. |
Хозяйств. товары |
4 |
«Башморозпродукт» |
10 млн. руб. |
Водка |
5 |
«Новое время» |
1,5 млн.руб. |
Вино |
6 |
«Мастер вин» |
1,5 млн.руб. |
Вино |
7 |
Затонский рынок |
2 млн.руб. |
Овощи, фрукты |
8 |
С-з Алексеевский |
400 т.р. |
Овощи |
9 |
Гурьевский рынок |
50 млн. руб. |
Табачные изделия, пиво, воды, кондитерские изд. |
10 |
Кристалл |
6 млн. руб. |
Мука, крупяные изделия, макаронные изд. |
11 |
Башбакалея |
300-500 т.р. |
Соль, специи |
12 |
Максимум |
500,0 |
Хоз. товары |
13 |
ООО Алко |
3 млн. руб. |
водка |
14 |
ЧП Файзуллина |
2 млн. руб. |
Продукты питания |
15 |
ИП Салихова |
1000 т. руб. |
Продукты питания. |
16 |
ООО «Карламанский сахар» |
600 тыс.руб. |
Молочные продукты |
17 |
ООО «Аладан» |
120 тыс.руб. |
Молочные продукты |
18 |
ООО «Кондитерский знак» |
2 млн.руб. |
Кондитерские изделия |
19 |
ООО «Витязь» |
1,5 млн.руб. |
Морепродукты |
20 |
ООО «Пинта Регион» |
3 млн.руб. |
Пиво |
21 |
ООО «Продлайнер» |
2,5 млн.руб. |
Пиво |
22 |
ООО «Кока кола» |
1,5 млн.руб. |
Безалкогольные напитки |
Рынок сбыта предлагается расширять за счет увеличения численности обслуживаемого населения, при этом используя различные способы привлечения клиентов.
Одним из реальных факторов увеличения объема продаж является поддерживать в магазинах ассортимент товаров и осуществлять бесперебойный завоз товаров, предусмотренный ассортиментным перечнем, чтобы покупатель уверенно пришел в данную торговую точку, чтобы обязательно купить необходимый себе товар.
В последние годы несколько удалось достичь положительного результата, т.е. цены в магазинах РайПО почти сравнялись с ценами в коммерческих магазинах.
Цель потребительского общества увеличить объем розничного товарооборота. Для чего необходимо в современных условиях привести торговые площади, внешний вид магазина в надлежащий вид. Так начиная с 2006 года отремонтированы и переоборудованы за счет собственных средств более 20 объектов, на что затрачено средств около 15млн.руб., из них 13 магазинов переведены на работу по методу самообслуживания (товарооборот прилагается). С открытием магазинов самообслуживания товарооборот увеличился от 3 до 10 раз.
Самый наибольший объем
Значительный прирост объема розничного товарооборота будет обеспечен за счет увеличения количества магазинов самообслуживания до 17 единиц в конце 2011 года, открытие магазинов «хозяйственные товары» в 2 населенных пунктах.
2.2. Анализ финансово-
Кармаскалинского РайПО
Потребительская кооперация района занимается торговой деятельностью, предоставлением услуг общественного питания, производственной, заготовительной деятельностью и сельским хозяйством.
Основная отрасль – торговля (товарооборот за 6 месяцев текущего года – 154 млн. 920 тыс. руб.), доля которой в районе занимает 8,5%.
Оборот общественного питания за 6 месяцев составил 20 млн. 523 тыс. руб. Доля оборота ООП Райпо в общем обороте ООП района – 27%.
Выработано 2291 тн хлебобулочных изделий, доля в масштабе района – 94,4%.
Заготовительный оборот составил 30 млн. 440 тыс. руб (см. Приложение 1).
Кармаскалинское районное потребительское общество имеет хорошую материально-техническую базу во всех отраслях. Торговая деятельность осуществляется в 57 магазинах с торговой площадью 7520 м2. Кроме того имеются склады с общей площадью 2400 м2. Продажа магазинов или иных объектов не производилась.
Информация о работе Оптимизация структуры торгового персонала предприятия