Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:10, реферат
В данной работе поставлена цель охарактеризовать особенности организационной культуры в России и её влияние на эффективность организации.
Введение 3
1. Понятие организационной культуры 4
2. Особенности организационной культуры российских предприятий 7
3. Влияние организационной культуры на эффективность организации 12
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Философия фирмы связана с философией руководства, так как именно руководителей, владеющий полным спектром полномочий, создает внутренний и внешний имидж предприятий. В России периода перестройки имидж компаний складывался хаотично, по сравнению с современным продуманным образом фирм и компаний. С самого начала руководителю необходимо отдавать отчет, что идеальный имидж любой организации должен исходить из ее задач. Руководство предприятия обязано не только создавать кредо своей фирмы, но и нести ответственность за него, чего в России пока не наблюдается.
Принято считать, что основным критерием наличия или отсутствия организационной культуры в компании является текучесть кадров. Атмосфера, царящая в компании, складывается из множества объективных и субъективных компонентов, но принципиально их принято разделять на четыре группы:
Одним из самых важных моментов является то, что сотрудник должен рассматривать цели фирмы как собственные цели и быть полностью вовлеченным в деятельность предприятия, а также видеть свои профессиональные перспективы и ощущать заботу о себе со стороны руководства. Позитивное отношение со стороны руководства, объективная оценка достижений сотрудника, предоставление возможности профессионального и карьерного роста, здоровый психологический климат в коллективе, ощущение важности выполняемой работы и собственной значимости в ее реализации, взаимопонимание с руководством и коллегами.
Хороший
психологический климат и доброжелательное
отношение позволяют людям более сплоченно
добиваться поставленных целей для себя,
а не для кого-то. Чем сложнее ситуация,
тем более конкурентоспособны компании
с сильной корпоративной культурой, с
традициями, с людьми, готовыми поддержать
в трудный момент друг друга и свою фирму.
Влияние культуры на организационную эффективность определяется прежде всего ее соответствием общей стратегии организации. Выделяется четыре основных подхода к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации:
1)
игнорируется культура, серьезным
образом препятствующая
2)
система управления
3)
делаются попытки изменить
подходила для выбранной стратегии. Это
наиболее сложный подход, занимающий много
времени и требующий значительных ресурсов.
Однако бывают такие ситуации, когда он
может быть главным для достижения долговременного
успеха фирмы;
4)
изменяется стратегия с целью
ее подстраивания под
В
целом можно выделить два пути
влияния организационной
Первый, как это было показано выше, — культура и поведение взаимно влияют друг на друга.
Второй
— культура влияет не столько на
то, что люди делают, сколько
на то, как они это делают.
Существуют
различные подходы к выделению
набора переменных, посредством которых
прослеживается влияние культуры на
организацию. Обычно эти переменные служат
основой анкет и вопросников, которые
используются для описания культуры той
или иной организации.
Набор переменных, выбираемых руководством
для анализа организации, может быть связан
непосредственно с уровнем организационного
взаимодействия: организация — внешняя
среда; группа — группа; индивид — организация.
При этом для каждого уровня (индивид,
группа, организация) могут измеряться
как эффективность их функционирования
с точки зрения интересов организации,
так и удовлетворенность. Кроме того, каждая
из указанных групп переменных может рассматриваться
во временном аспекте, т.е. быть преимущественно
ориентированной на краткосрочную или
долгосрочную перспективу.
Модель В.Сате. В. Сате выделил семь процессов,
посредством которых культура влияет
на организационную деятельность:
1) кооперация между индивидами и частями организации;
2) принятие решений;
3) контроль;
4) коммуникации;
5) лояльность организации;
6)
восприятие организационной
7) оправдание своего поведения.
При этом первые три процесса корреспондируют с первым, поверхностным уровнем организационной культуры или образцами организационного поведения, а следующие четыре — со вторым, внутренним уровнем, имеющим «ценностную» основу. От того, как эти процессы протекают, зависит эффективность функционирования организации.
Кооперацию
как образец поведения в
Влияние
культуры на принятие решений осуществляется
через разделяемые верования
и ценности, формирующие у членов
организации устойчивый набор базовых
предположений и предпочтений. Так
как организационная культура может
способствовать сведению к минимуму разногласий,
то процесс принятия решений становится
более эффективным.
Сущность процесса контроля заключается
в стимулировании действий в направлении
достижения поставленных целей. В природе
управления существуют три механизма
контроля: рынок, администрирование, клановость.
Обычно в организациях присутствуют все
три механизма сразу, но в разной степени.
При
рыночном механизме контроля полагаются
в основном на цены. Лежащее в
основе этого предположение
Влияние культуры на коммуникации происходит
по двум направлениям. Первое — это отсутствие
необходимости коммуницировать в делах,
по которым имеются разделяемые предположения.
В том случае определенные действия совершаются
как бы без слов. Второе – разделяемые
предположения обеспечивают направленность
и оказывают помощь в интерпретации получаемых
сообщений. Так, если в компании работник
не считается придатком машины, то и известие
о предстоящей автоматизации или роботизации
не вызовет в нем шока.
Содержание культуры влияет также на содержание коммуникации. В одних организациях ценится открытость коммуникаций, а в других — наоборот.
Индивид чувствует себя посвященным организации тогда, когда он отождествляет себя с последней и испытывает некоторую эмоциональную связь с ней. Сильная культура делает сильным отождествление и чувства индивида по отношению к организации. Также работники могут активизировать свои действия в, стремлении помочь организации.
Восприятие
индивидом организационной
Культура помогает людям в организации действовать осмысленно, обеспечивая оправдание их поведению. В компаниях, где ценится риск, человек идет на него, зная, что в случае неудачи он не будет наказан и что из неудачи будут извлечены уроки на будущее. Оправдываемые таким образом действия усиливают существующее поведение, особенно когда оно вписывается в ситуацию. Данный процесс является источником средств для изменения самой культуры. Поскольку люди используют культуру для оправдания поведения, то можно изменять культуру через изменение в поведении. Однако для успеха этого процесса необходимо обеспечить, чтобы люди не могли бы оправдывать свое новое поведение "старой" культурой.
Модель Т. Питерса - Р. Уотермана. Авторы известного бестселлера "В поисках успешного управления" Т. Питерс и Р. Уотерман обнаружили связь между культурой и успехом в работе организации. Взяв за образец успешные американские фирмы и описав управленческую практику, они "вывели" ряд верований и ценностей организационной культуры, приведших эти компании к успеху: 1) вера в действия; 2) связь с потребителем; 3) поощрение автономии и предприимчивости; 4) рассмотрение людей как главного источника производительности и эффективности; 5) знание того, чем управляешь; 6) не заниматься тем, чего не знаешь; 7) простая структура и немногочисленный штат управления; 8) одновременное сочетание гибкости и жесткости в организации.
Вера в действия. Согласно этой ценности, решения принимаются даже в условиях недостатка информации. Откладывание решений равносильно их непринятию.
Связь
с потребителем. Для успешно действующих
компаний потребитель представляет
фокус в их работе, так как именно
от него поступает главная информация
для организации. Удовлетворенность
потребителя составляет сердцевину
организационной культуры таких фирм.
Автономия и предприимчивость. Компании,
борющиеся с недостатком нововведений
и бюрократией, "делятся" на более
мелкие управляемые части и предоставляют
им, а также отдельным индивидам определенную
степень самостоятельности, необходимой
для проявления творчества и риска. Эта
культурная норма поддерживается через
распространение в организации легенд
и историй о своих собственных героях.
Производительность зависит от человека. Данная ценность провозглашает человека наиболее важным активом организации. При этом эффективность организации измеряется через удовлетворенность ее членов. Вера в то, что отношение к людям с уважением ведет к успеху, лежит в основе культуры подобных организаций.
Знай то, чем управляешь. В соответствии с этой глубоко укоренившейся культурной нормой успешных компаний считается, что они управляются не из-за закрытых дверей кабинетов руководителей, а через посещение руководителями управляемых ими объектов и через непосредственные контакты с подчиненными на местах их работы.
Не
занимайся тем, чего не знаешь. Данное
положение относится к разряду
одной из важных характеристик культуры
успешно действующих фирм. Эти
фирмы не признают диверсификации в
сторону от основного бизнеса.
Простые структуры и мало управленцев.
Типичным для успешно действующих компаний
является наличие небольшого числа уровней
управления и сравнительно небольшого
штата управленческих работников, особенно
в высшем эшелоне. Положение менеджера
в таких компаниях определяется не количеством
его подчиненных, а его влиянием на дела
организации и, главное, на ее результаты.
Согласно этой культурной ценности, менеджеры
больше ориентируются на уровень выполнения
подчиненными своей работы, а не на наращивание
своих штатов.
Одновременная гибкость и жесткость в организации. Парадокс этого атрибута организационной культуры успешных компаний разрешается следующим образом. Высокая организованность в них достигается за счет того, что все работники понимают и верят в ценности компании. Это их жестко связывает с компанией и интегрирует в нее. Гибкость обеспечивается посредством сведения к минимуму "руководящих" вмешательств и минимизации числа регламентирующих правил и процедур. (Поощряется новаторство и стремление брать на себя риск. В итоге жесткая структура разделяемых культурных ценностей делает возможной гибкую структуру административного контроля.