Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:57, реферат
Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношение друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.
11
Введение
Функции управления
Под организационной структурой управления
предприятием понимается состав (перечень)
отделов, служб и подразделений в аппарате
управления, системная их организация,
характер соподчиненности и подотчетности
друг другу и высшему органу управления
фирмы, а также набор координационных
и информационных связей, порядок распределения
функций управления по различным уровням
и подразделениям управленческой иерархии.
Базой для построения организационной
структуры управления предприятием является
организационная структура производства.
Многообразие функциональных связей и
возможных способов их распределения
между подразделениями и работниками
определяет разнообразие возможных видов
организационных структур управления
производством. Все эти виды сводятся
в основном к четырем типам организационных
структур: линейным, функциональным, дивизиональным
и адаптивным.
Организационная
структура управления — совокупность
отделов и служб, занимающихся построением
и координацией функционирования системы
управления, разработкой и реализацией
управленческих решений.
В рамках организационной структуры управления регламентируются такие функции, как выполнение бизнес-плана, инновационного проекта, разделение и кооперация управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления.
Структура управления должна отражать цели и задачи организации, функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления с учетом ограничений внутренней и внешней среды.
Построение организационной структуры базируется на функциях управления и определяется принципом первичности функций и вторичности органа управления, имея характер пирамиды, т.е. содержит несколько уровней управления. Чем выше уровень управления, занимаемый руководителем, тем меньше его работники заняты решением конкретных технических задач и тем больший удельный вес в структуре рабочего дня работников занимает решение вопросов по оценке перспектив развития производства, выработке тактики и стратегии управления.
Элементы организационной структуры управления:
- самостоятельное структурное подразделение — административно обособленная часть, выполняющая одну или несколько функций управления;
- звено управления — одно или несколько подразделений, которые необязательно обособлены административно, но выполняют определенную функцию управления;
- управляющая ячейка — отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, выполняющее одну или несколько специальных функций менеджмента.
Между элементами существуют
связи:
горизонтальные — носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми;
вертикальные — связи подчинения, которые возникают при наличии нескольких уровней управления, делятся на линейные и функциональные.
Все основные аспекты строения
и деятельности организации определяют
цель как главный системообразующий
фактор. Каждый элемент имеет свою
задачу, обладает ресурсом для ее решения
и выполняет свою строго определенную
функцию, структура же обеспечивает
порядок и взаимодействие элементов
для осуществления их функций. Элементы
единой системы выделяются в процессе
ее структуризации, при этом каждая
система допускает возможность
различных сечений в
Технологическая структура
— структура организации, определяющаяся
характером материально-энергетических
процессов, типом используемого
оборудования, специализацией используемых
мощностей. Производственная структура
— структура, показывающая упорядоченную
совокупность производственных подразделений,
элементов производственно-
Финансовая структура — структура, описывающая упорядоченную совокупность финансовых отношений в ходе осуществления хозяйственной деятельности организации, обеспечивающая ее эффективное функционирование и развитие. Финансовая структура является результатом реализации концепции управления по центрам ответственности.
Компоненты, определяющие типологию организационных структур:
- степень централизации-децентрализации механизма управления;
- степень сложности, характеризующаяся степенью горизонтальной и вертикальной дифференциации различных видов управленческой деятельности;
- степень формализации механизма управления.
Принцип необходимого разнообразия
организационной структуры. Этот принцип
вытекает из закона соответствия организации
внешней среде и закона соответствия
разнообразия управляющей системы
разнообразию управляемого объекта. В
соответствии с данным принципом
все действия по формированию, упорядочению
и регулированию системы
Принцип адекватности организационной
формы хозяйствования всей устойчивой
совокупности меж- и внутриорганизационных
связей и отношений хозяйственной
организации. Данный принцип вытекает
из закона композиции и предполагает
учет политических, экономических, социальных
и институциональных факторов внешней
и внутренней среды организации
в ее взаимоотношениях с системой
высшего порядка. Соблюдение этого
принципа способствует развитию интеграционных
процессов и функционированию организации
в рамках государственной законности.
На его основе устанавливается ее
организационно-экономический
Принцип замкнутости общего контура системы. Данный принцип предполагает, что система управления является логичным продолжением принципа адекватности и должна реализовываться формированием четких границ организации, закрепленных в ее внутрифирменных нормативных актах. Принцип замкнутости законодательно обоснован в Гражданском кодексе РФ и закреплен выбором организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, совокупностью корпоративных актов, которые могут охватывать жизненно важные аспекты функционирования предприятия.
Принцип рационального сочетания
централизации и
Принцип экономичности организационной
структуры. В соответствии с данным
принципом организационная
3. Структурно-функциональные
Структурно-функциональные принципы формирования
организационных структур определяют
максимально возможную согласованность
функций и всех относящихся к ним частных
процедур.
Принцип органической целостности объекта и субъекта управления. Данный принцип является следствием закона соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта. Он учитывает то обстоятельство, что система управления работает с информационным отображением тех процессов, которые протекают в производственной системе, вырабатывая решения по их корректировке для достижения главной цели системы. Поскольку основой любой производственной системы служит технология, ее влияние на организационную структуру признается главным фактором.
Принцип соответствия цели элемента выделенным для ее реализации ресурсам. Этот принцип предполагает закрепление за каждой подсистемой (элементом) управления такого набора ресурсов, который обеспечивает достижение цели (задачи) системы.
Принцип соответствия элементов
и функций друг другу. Сущность данного
принципа состоит в том, что внешняя
и внутренняя среда организации
влияют на функциональную структуру
управления. Другими словами, структура
и функции управления постоянно
находятся между собой в
Принцип рационального сочетания
специализации и
Принцип структурной гибкости.
Его основой служат принципы нейтрализации
дисфункций. Он учитывает необходимость
создания в структуре управления
организации легко
Принцип структурного обеспечения
преемственности видов
Для того чтобы организационная структура была адекватной требованиям рынка, необходимо соблюдать следующие принципы (требования).
Принцип неизбежности организационных
изменений. В соответствии с данным
принципом считается, что структурные
изменения в организации
Принцип направленности организационных
преобразований. Учет данного принципа
должен показать устранение рассогласования
между структурой целей и структурой
организации, которое может быть
либо превентивным, либо оперативным.
Как правило, разработка мер организационного
сопровождения стратегических планов
развития организации уменьшает
возможность появления и
Принцип сочетаемости скачкообразных
и эволюционных процессов. Согласно
данному принципу возможность структурных
скачкообразных изменений в организации
как реакции на возникшую проблему
должна быть минимизирована. Это достигается
путем повышения качества целеполагания
и мерами по организационной поддержке
концепции развития предприятия. Применение
гибких организационных структур, позволяющих
нейтрализовать скачкообразные процессы,
уменьшает скорость распространения
дисфункций в жестких структурах.
Разработка проектов организационного
сопровождения стратегических планов
хозяйственной организации с
учетом возможностей и угроз внешнего
окружения делает процесс организационно-