Организационная структура управления предприятием на примере ОАО "РЖД"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение организационных структур управления и тенденций их развития.
Для этого нужно выполнить следующие задачи:
рассмотреть общее понятие структуры управления и организационных полномочий.
дать характеристику основных видов структур управления, их преимуществ и недостатков.
рассмотреть организационную структуру на примере РЖД
изучить современные тенденции развития организационных структур управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы организационной структуры управления……….6
1.1. Понятие и формирование организационных структур управления……………………………………………………………………………..6
1.2. Виды организационных структур управления: Механистические бюрократические структуры………………………………………………………....10
1.3.Виды организационных структур управления: Адаптивные структуры……...17
Глава 2. Организационная структура управления эксплуатационно-ремонтным вагонным депо г.Рязань Московско-Рязанского отделения московской железной дороги филиала ОАО «РЖД»…………………………………………………….….23
2.1.История развития и функции эксплуатационно-ремонтного вагонного депо г.Рязань………………………………………………………………………………..23
2.2. Организационная структура управления эксплуатационно-ремонтного вагонного депо г.Рязань……………………………………………………………...28
2.3.Главные проблемы, пути их решения и развитие организационной
структуры эксплуатационно-ремонтным вагонным депо г.Рязань………….....32
Заключение………………………………………………………………………...….36
Список литературы………………………………………………………………...…39
Приложения…………………………………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

              

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы организационной структуры управления……….6

1.1. Понятие и  формирование организационных структур  управления……………………………………………………………………………..6

1.2. Виды организационных структур управления: Механистические бюрократические структуры………………………………………………………....10

1.3.Виды организационных структур управления: Адаптивные структуры……...17

Глава 2. Организационная структура управления эксплуатационно-ремонтным вагонным депо г.Рязань Московско-Рязанского отделения московской железной дороги филиала ОАО «РЖД»…………………………………………………….….23

2.1.История развития и функции эксплуатационно-ремонтного вагонного депо г.Рязань………………………………………………………………………………..23

2.2. Организационная структура управления эксплуатационно-ремонтного вагонного депо г.Рязань……………………………………………………………...28

2.3.Главные проблемы, пути их решения и развитие организационной

     структуры  эксплуатационно-ремонтным вагонным депо г.Рязань………….....32

Заключение………………………………………………………………………...….36

Список литературы………………………………………………………………...…39

Приложения…………………………………………………………………………...40 
Введение

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность  деятельности в условиях рыночных отношений  неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость  постоянного совершенствования  и адаптации организации. Это:

  • рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
  • рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
  • финансовый рынок;
  • рынок труда;
  • окружающая природная среда.

Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию  развития. Поэтому успех любого предприятия  или организации и возможность  их выживания зависят от способности  быстро адаптироваться к внешним  изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии  непрерывного развития, которое сегодня  невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.

Система управления организацией  должна отвечать современным рыночным условиям:

  • обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент товаров (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие и объем — больше;
  • быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
  • учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
  • учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;
  • учитывать изменение структуры издержек производства;
  • принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.

Развитие и совершенствование  предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

Любой вид управленческой деятельности связан с управлением  людьми, объединенными в рамках предприятия в отделы, подразделения, службы и т.д. Следовательно, управленческая деятельность — это, прежде всего, управление социальными коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы. В качестве социально управляемой системы может рассматриваться организация любого уровня: министерство, научно-производственное объединение, предприятие, цехи, холдинги и отдельные компании.

Актуальность  темы определяется тем, что в современном  менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, представляющих собой совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели или решения какой-либо задачи на основе принципов распределения обязанностей и разделения труда. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.

Организации создаются  для удовлетворения разнообразных  потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.

Любая организация, вне зависимости от ее конкретного  назначения, может быть описана с  помощью ряда параметров, среди которых  главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя  и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.

Каждая организация  имеет систему управления, которая  также является объектом исследования.

Целью данной курсовой работы является изучение организационных структур управления и тенденций их развития.

Для этого нужно выполнить  следующие задачи:

  1. рассмотреть общее понятие структуры управления и организационных полномочий.
  2. дать характеристику основных видов структур управления, их преимуществ и недостатков.
  3. рассмотреть организационную структуру на примере РЖД
  4. изучить современные тенденции развития организационных структур управления.

Теоретической и методологической основой данной работы послужили  работы отечественных и зарубежных экономистов.

 

Глава 1. Теоретические  основы организационной структуры  управления.

 

1.1. Понятие и формирование организационных структур управления

 

Организационная структура  управления – это упорядоченная  совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Такими элементами являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные, вертикальные, линейные и функциональные.

Горизонтальные связи  носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи, необходимость в них возникает при иерархичности управления (при наличии нескольких уровней управления). Линейные связи отражают движение управленческих решений между так называемыми линейными руководителями(лицами, полностью отвечающими за деятельность организации, её структурных подразделений). Функциональные связи отражают движение информации и управленческих решений по специальным вопросам (маркетинг, реклама, производство и т.д.).(1)

 

Требования к формированию организационной структуры управления:

          1) четко формулируется цель организации;

2) достигается максимальная  простота структуры. Чем проще  построена структура, тем легче  персоналу приспособиться к данной формы управления, активно участвовать в реализации целей организации;

3) обеспечивается четкая  передача информации и обратная связь;

4) устанавливается единая  подчиненность. Получение приказа  или распоряжения только от одного начальника;

5) ограничивается количество  подчиненных. Норма управления  определяется диапазоном контроля, который зависит от типа деятельноси, ее сложности;

6) ограничивается количество звеньев управления: чем их больше, тем дольше идет информация снизу вверх и распоряжения сверху вниз, чем больше возможностей искажения их в процессе передачи;

7) четко различаются  и координируются функции линейного  руководства и функциональных служб;

8) высшим руководством  координируется ответственность служб.(3)

 

Принципы формирования организационных структур управления:

Принципы

Описание

Системный подход.

Данный принцип определяет учёт всех видов деятельности предприятия, а также полной совокупности принимаемых управленческих решений.

Управляемость.

Предполагает фиксированное  соотношение руководителя и числа  подчинённых уме работников.

Адаптация.

Определяет порядок  взаимодействия элементов структуры  с внутренней и внешней средой предприятия.

Специализация.

Определяет деятельность элементов организационной структуры в соответствии с предназначением.

Централизация.

При проектировании структур необходимо объединять управленческие работы с повторяющимся характером.

Правовая регламентация.

Создание элементов  структуры в соответствии с уставом  предприятия


 

Методы проектирования организационных структур:

Метод – последовательность или способ решения конкретной задачи. Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих методов:

  1. аналогий;
  2. экспертно-аналитического;
  3. структуризации целей;
  4. организационного моделирования.

-Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологии, размером и т. п.), по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относятся выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.

-Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. Метод структуризации целей предполагает следующие этапы:

 

 

-Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации, проводимыми квалифицированными специалистами с привлечением ее руководителей и других работников, с целью выявить специфические особенности, проблемы в работе аппарата управления, а также выработать рекомендации по его формированию или перестройке, исходя из заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Данный метод имеет многообразные формы реализации: диагностический анализ особенностей, проблем; экспертные опросы руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами.

          -Метод организационного моделирования – разработка формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных.(6)

 

 

 

1.2. Виды организационных структур управления: Механистические бюрократические структуры

 

Организационные структуры  управления на многих предприятиях построены  в соответствии с общепринятыми  принципами управления, сформулированными в начале ХХ в.:

  • иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • соответствие полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
  • разделение процесса труда на отдельные функции и специализация работников по выполняемым функциям;
  • формализация и стандартизация деятельности, обеспечивающие однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность решения различных задач;
  • обезличенность выполнения работниками своих функций;
  • квалифицированный отбор (наем и увольнение с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными требованиями).

 

 


 

 

Механистические структуры

Механистические структуры управления основаны на том, что в структуре проблемы и задачи, с которыми сталкивается организация в целом, разбиваются на множество мелких составляющих по отдельным специальностям. Каждый специалист решает свою задачу как нечто обособленное от реальных задач, стоящих перед организацией в целом. Руководство должно решать, насколько частные задачи соответствуют задачам всей организации.

Информация о работе Организационная структура управления предприятием на примере ОАО "РЖД"