Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть организационную структуру предприятия и принципы управления им.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1.определить подходы к структуризации управления фирмой
2.рассмотреть типы организационных структур управления;
3.раскрыть развитие организационных структур управления фирмой в современных условиях
I. Теоретическая часть. Введение…………………………………………………………………………...3
1.Подходы к структуризации управления фирмой …………………………….4
2.Типы организационной структуры управления, их характеристика……….12
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...25
II. Практическая часть…………………………………………………………...27
Служба технического контроля качества продукции в условиях рынка имеет исключительное значение, поскольку в ее задачу входит создание на производстве таких условий, которые позволят, если не полностью исключить выпуск некачественной продукции, сведут ее количество к минимуму. Такой подход обеспечивает как снижение издержек производства, так и повышение конкурентоспособности продукта.
Построенные связи, установленные
цели и распределенная ответственность
обусловливают иерархичность
Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.
Организационная структура фирмы во многом зависит от отраслевых особенностей деятельности фирмы, ее размера и других объективных факторов (наличие достаточно развитой производственной и транспортной инфраструктуры в месте расположения фирмы). Организационную структуру фирмы любого профиля показывает модели общего вида, которые потом необходимо включить в основу оценок эффективности.
Проблема совершенствования
организационной структуры
Организационная структура направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются разные требования к совершенствованию систем управления, выражающие в тех или иных принципах.
Организационная структура фирмы и ее управление не являются застывшим, они регулярно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющими условиями.
При выборе организационной структуры управления фирмой необходимо установить уровень централизации управления с учетом отраслевых специфических условий производства, оптимальное число ступеней, количество звеньев управления, численность управленческого персонала, а также регламент взаимосвязи органов аппарата управления и должностных лиц. Централизация управления в фирме эффективна в пределах, при котором общее время передачи информации и выработки решения субъектом управления меньше того периода, в течение которого на производстве могут произойти необратимые изменения, т. е. когда указания руководителя не оказываются запоздалыми. Рациональный уровень централизации функций управления зависит от организационно-правовой формы предприятия, числа его подразделений и его масштаба, от уровня механизации и автоматизации управления.
Создание эффективной организационной структуры – одна из главных задач менеджеров в современности. От стройности и логичности структуры зависит и скорость, и качество работы организации. Если каждый человек будет знать свои должностные обязанности, и если будет существовать правила взаимодействия отделов между собой, то деятельность фирмы будет находиться в отлаженном механизме, которая работает с максимальным результатом и минимальными издержками.
Из всего вышесказанного можно сделать определенные выводы:
1.Организационная структура управления фирмой должна вся применяться, и совершенствоваться с учетом впереди стоящих целей и задач, всегда быть направленной на выполнение миссии.
2.Организационная структура управления фирмой должна быть такой, чтобы с меньшими затратами достичь запланированных целей.
2. Типы организационных структур управления, их характеристика
Организационная структура - это взаимное расположение отдельных частей организации, объединенных общей целью, которое, само по себе, основывает, налаживает, и упорядочивает деятельность этих частей и организации в целом для достижения поставленной цели.
Структуры управления во многих организациях сложились больше исторически, чем в результате целенаправленных усилий по их формированию и улучшению. Можно выделить два основных типа организационных структур управления, получившие наибольшее распространение. Первый — это формирование структуры управления исходя из внутреннего строения организаций, разделения работ и рационализации управления — иерархический тип. Второй исходит из необходимости постоянного приспособления структуры управления к условиям внешней среды - получил название органического.
При иерархическом типе главное внимание уделяется разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям.
Органический тип в отличие от иерархического характеризуется децентрализованной организацией управления, для которой характерны: сокращение числа иерархических уровней, отказ от бюрократизации и формализации процессов и отношений, высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом, ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность и самодисциплину.
Линейная организационная структура управления - это наиболее распространенный тип иерархической структуры.
Многоуровневая иерархическая система управления, в которой вышестоящий руководитель осуществляет единоличное руководство подчиненными ему нижестоящими руководителями, а нижестоящие руководители подчиняются только одному лицу - своему непосредственному вышестоящему руководителю (рис.1).
По такому принципу формируется иерархия служб, которая пронизывает всю организацию до самого низа.
Рис. 1. Линейная структура
Руководитель в такой структуре называется линейным, и берет на себя как административные, так и другие функции. Причем обратная связь, информирующая руководителя о ходе выполнения работ, может отсутствовать. Административные функции процедуры могут делегироваться основными руководителями на более низкие уровни иерархии. Члены каждой из низших ступеней управления находятся в непосредственном линейном подчинении у руководителя следующего, более высокого уровня. Применение данной структуры целесообразно на производстве небольшой численности персонала и незначительными объемами и номенклатурой производства.
Преимуществами линейной структуры могут быть:
- четкая система взаимных
связей функций и
- четкая система единоначалия
- один руководитель
- быстрая реакция
Помимо линейной структуры управления существует функциональная, которую схематично можно представить в следующем виде.
Рис. 2. Функциональная структура
Функциональная структура управления ориентирована на создании подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят производство, сбыт, исследования, маркетинг. В данном случае с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархические нижние звенья управления с различными высокими звеньями. Передача указаний, сообщений и поручений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.
Функциональная структура ориентируется на отдельные функции маркетинговой деятельности. Отношения в таких отделах базируется на прямых вертикальных связях типа «Руководства-подчинения». Такая структура наиболее распространенная и простая. В подчинении вице-президента по маркетингу находится аппарат, осуществляющий следующие функции: изучение рынка, планирование производства новых товаров, рекламирование и продажа новых товаров, обслуживание и др.
В данной структуре руководители не вмешиваются в дела друг друга. Каждый руководитель замыкает на себя только часть функции. Обратная связь может присутствовать.
Характерной чертой функционально структуры управления является углубление функционального разделения управленческого труда, обособление функций и специализация подразделений управления. Практически не используется, т.к. нарушается принцип единства управления, снижается ответственность исполнителей.
Главное преимущество функциональной структуры состоит в высокой статической эффективности, которая обеспечивается увеличением масштабов производства и относительным сокращением накладных расходов.
Преимуществами функциональной структуры управления можно назвать:
-сокращение звеньев согласования;
-укрепление вертикальных связей и усиление контроля над деятельностью нижестоящих уровней;
-уменьшение дублирования работ;
-высокая компетентность специалистов, которые отвечают за выполнение конкретных функций.
Линейно-функциональная структура реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обсуждение решений производятся коллективно (коллегиально), а принятие решения и ответственность за его выполнение возложены на первого руководителя. Такая структура объединяет лучшие свойства линейной (четкие связи подчиненности, централизация управления в одних руках) и функциональной (разделение труда, квалифицированная подготовка решений) структур.
Основами линейно-функциональны
Рис.3. Линейно-функциональная структура
Преимуществами линейно-функциональной структуры являются:
-возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников;
-определить точно места и необходимые ресурсы;
-способствует формализации, стандартизации и программированию процесса;
Одной из наиболее сложных структур управления считается матричная структура. Сначала она была разработана в космической отрасли, которая применялась в электронной промышленности и в области высоких технологий.
Матричная структура как реакция на необходимость проведения быстрых технологических изменений возникла при максимально эффективном использовании высококвалифицированной рабочей силы.
Матричная структура показывает закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства, двух организационных альтернатив. Вертикальное направление – это управление функциональными и линейными структурными подразделениями компании. Горизонтальное направление – это управление отдельными проектами, продуктами, для реализации которых привлекаются человеческие и иные ресурсы различных подразделений компании.
При такой структуре устанавливается разделение прав менеджеров, которые осуществляют управление подразделениями, и менеджеров, руководящих выполнением проекта, и важнейшей задачей высшего руководящего состава компании в этих условиях является поддержание баланса между двумя организационными альтернативами.
Отличительной чертой организационной структуры управления матричного типа является наличие у работников одновременно двух руководителей, обладающих равными правами. С одной стороны, исполнитель подчиняется непосредственному руководителю функциональной службы, которая наделен необходимыми проектными полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, выделенными ресурсами и требуемым качеством. Возникает система двойного подчинения, которая базируется на сочетании двух принципов — функционального и проектного.
Матричную структуру специалисты считают наиболее гибкой, способной к внутренней перестройке в условиях новых задач . Это обусловлено рядом особенностей ее построения, и функционирования, поскольку она состоит из двух структур: функциональной и проектной, когда наряду с функциональными отделами имеются временные проектные группы, создаваемые для решения конкретных задач (к работе могут привлекаться специалисты из соответствующих функциональных отделов).
Матричные структуры
управления, дополнившие линейно-
Информация о работе Организационная структура управления фирмой