Государственное казенное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ
АКАДЕМИЯ»
Владивостокский филиал
Кафедра управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Таможенный
менеджмент»
на тему: «Организационное
планирование в таможенных органах в современных
условиях»
Выполнил: Карьяланен Виктор
Александрович
студент 3-го курса очной формы
обучения
факультета Таможенного дела,
группа 131
Подпись ________________
Научный руководитель:
Зырянова Анна Владимировна
Старший преподаватель
Подпись ________________
Владивосток
2015
Оглавление:
Введение
Планирование является одной
из важнейших функций управления деятельностью
таможенных органов. Степень эффективности
деятельности таможенных органов определяется
достижением установленных плановых значений
контрольных показателей эффективности
деятельности таможенных органов.
Потребность в планировании возникает
тогда, когда достижение цели организации
зависит от целого ряда факторов: 1. факторы,
обусловленные спецификой организации,
например концентрация капитала, уровень
механизации и автоматизации управления
фирмой, географическое расположение
организации и т.п.; 2. факторы внешней среды,
например характер государственного регулирования
экономики, уровень и характер конкуренции;
3. критерии, обусловленные спецификой
самого процесса планирования, например
полнота, детализация, точность, ясность,
эластичность и гибкость, экономичность
и полезность планирования и т.п., по каждому
из которых принимаются самостоятельные
решения, требующие взаимоувязки. Именно
в такой взаимоувязке порой перечащих
друг другу подходов и состоит основной
смысл планирования. Планирование способствует
предотвращению ошибочных действий, снижению
фактора неопределенности, установлению
конкретных целей организации, а также
ее процветание.
Планирование - это процесс,
ориентированный на будущее, в ходе которого
организация пытается определить ее состояние
в настоящее время и определить направление
будущей деятельности с целью улучшения
ее функционирования. Это заблаговременное
принятие решения о том, что, как и когда
делать, и кто должен будет делать это.
В каждой организации ответственность
за планирование возложена на руководителей
высшего и среднего звена. Планирование
осуществляется на долгосрочную, среднесрочную
и краткосрочную перспективу. Осуществляя
разработку планов руководством организации
должно соотнести плановые показатели
с возможностями и ресурсами необходимыми
на их выполнение.
На более низких уровнях, внутри
организации, руководители среднего звена
планируют решение задач, помогающих достижению
целей всей организации. Сюда относятся
составление графика работ, прогнозирование
требований материально-технического
снабжения и т.д.
Цель данной работы состоит
в изучении теоретических аспектов организационного
планирования как фактор повышения эффективности
функционирования таможенных органов.
Для достижения цели в работе
определены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты организационного планирования;
- ознакомиться с особенностями применения планирования в таможенных органах;
- рассмотреть проблемы организационного планирования в таможенных органах на современном этапе.
Объект исследования является
организационное планирование в таможенных
органах.
Предмет исследования в представленной
работе – организационное планирование
в таможенных органах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Понятия и роль планирования
в деятельности организации
Планирование - это одна из функций
управления, которая представляет собой
процесс выбора целей организации и путей
их достижения. Именно посредством планирования
руководство организации стремится установить
основные направления усилий и принятия
решений, которые обеспечат единство целей
для всех ее членов. В управлении планирование
занимает основное место, воплощая в себе
организующее начало всего процесса реализации
целей организации [6, c.43].
Планирование - процесс формирования
целей, определения приоритетов, средств
и методов их достижения.
Сущность планирования состоит
в обосновании целей и способов их достижения
на основе выявления комплекса задач и
работ, а также определения эффективных
методов и способов, ресурсов всех видов,
необходимых для выполнения этих задач
и установления их взаимодействия.
Планирование направлено на
оптимальное использование возможностей
предприятия и предотвращение ошибочных
действий, что способствует повышению
эффективности деятельности предприятия,
потере клиентов.
Основная цель планирования
- интеграция всех членов организации
для решения комплекса задач и выполнения
работ, обеспечивающих эффективное достижение
конечных результатов [1, c.76].
Сущность планирования проявляется
в конкретизации целей развития всей организации
и каждого ее подразделения в отдельности
на установленный период времени, определении
финансовых ресурсов, необходимых для
решения поставленных задач.
К задачам организационного
планирования как к процессу практической
деятельности относятся:
- формулирование состава предстоящих плановых
проблем, определение системы ожидаемых
опасностей или предполагаемых возможностей
развития предприятия;
- обоснование выдвигаемых стратегий, целей
и задач, которые планирует осуществить
предприятие в предстоящий период;
- планирование основных средств достижения
поставленных целей и задач, выбор или
создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
- определение потребности ресурсов, планирование
объемов и структуры необходимых ресурсов
и сроков их поступления;
- проектирование внедрения разработанных планов
и контроль за их выполнением
Процесс организационного планирования
состоит из следующих этапов:
1. Сбор, оценка и анализ
информации, которая включает экономические,
правовые, социальные и политические
факторы; перспективы роста и
конкуренции на существующих
и потенциальных рынках; финансовые
перспективы в основных секторах
экономики; слабые и сильные стороны
организации.
2. Формулирование основной
цели деятельности организации и
конкретных задач, которые охватывают
общие направления продвижения на рынке,
корпоративные финансовые результаты,
методы управления организации.
3. Принятие решения и
формулирование программы действий:
установление конкретных количественных
показателей - доходы, расходы, структура
активных операций, и т.п.; конкретизация
путей решения их достижения; перечень
необходимых мероприятий; принятие решений
относительно приобретения и использование
ресурсов, расширение или изменения организационной
структуры; кадровое обеспечение.
4. Документирование: письменное
оформление планов в такой
последовательности - стратегия, тактический
план, бюджет, финансовый отчет.
5. Координирование и утверждение
планов: общий обзор, переговоры, координация
отдельных планов, утверждение плана.
6. Контроль за выполнением планов:
анализ доходов, расходов, результатов
и эффективности планов; проверка соблюдения
сроков выполнения; в случае выявления
значительных расхождений - анализ причин
и разработку корректирующих мероприятий;
обеспечение руководства информацией
о ходе выполнения плана.
Организационное планирование
осуществляется на всех уровнях управления:
стратегическом (ФТС России); оперативном
(региональное таможенное управление);
тактическом (таможни, таможенные посты).
Под организацией понимается
основная функция управления, посредством
реализации которой и создаются условия
для выполнения разработанных в процессе
планирования планов.
Сущность этой функции состоит
в создании системы сил и средств, установлении
необходимых связей и отношений между
исполнителями, в определении рациональных
форм и методов их деятельности.
В процессе реализации данной
функции субъектом управления создаются
условия, необходимые для успешного проведения
в жизнь принятых решений, в том числе
утвержденных планов.
Функция управления "организация"
в таможенных органах реализуется посредством
выполнения таких управленческих работ
(операций) как постановка задач по выполнению
решений и разработанных планов; организация
взаимодействия; подготовка исполнителей,
включающая их обучение, а также проведение
других мероприятий по всестороннему
обеспечению выполнения планов.
Таким образом, назначение планирования
состоит в стремлении заблаговременно
учесть по возможности все внутренние
и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные
условия для нормального функционирования
и развития всей организации в целом.
1.2. Виды планирования
и их характеристика
Планирование можно
классифицировать по различным направлениям:
По продолжительности планового
периода планы делятся на долгосрочные
(от 5 лет и более), среднесрочные (от 1 года
до 5 лет) и текущие (до 1 года).
Разновидностью текущих планов
являются целевые планы, необходимые для
проведения специальной операции или
какого-либо конкретного мероприятия.
Целевые планы разрабатываются в необходимых
случаях для организации специальных
операций, конкретного мероприятия или
направления оперативно-служебной деятельности
на сроки, обусловленные необходимостью
достижения цели.
По масштабу и уровню (иерархии)
управления планы бывают стратегические
(Разрабатываются на высшем уровне), тактические
(разрабатываются на среднем уровне), оперативные
(разрабатываемые на низшем уровне).
Целью разработки и реализации
стратегических (долгосрочных) планов
является определение основных направлений
развития организации. Далее разрабатываются
более конкретные тактические(среднесрочные)
и оперативные (годовые, квартальные) планы.
К стратегическому планированию
относится разработка: а) долгосрочных
комплексных целевых программ, предусматривающих
решение проблем в сфере основных функций
организации, совершенствования функционирования
организации б) перспективных планов производственно-хозяйственной
деятельности и планов научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ.
Оперативное планирование включает
разработку специальных планов деятельности
организации, а также составление планов
индивидуальной работы сотрудников организации.
По виду проблемы существуют
три основных типа планов:
1. Планы-цели, представляющие
собой набор качественных и
количественных характеристик желаемого
состояния объекта управления
и его отдельных элементов. В рамках
плана эти характеристики согласовываются
и определенным образом ранжируются по
тому или иному критерию, однако они никогда
не связываются ни с конкретными способами
достижения цели, ни с необходимыми для
этого ресурсами. Планы-цели используются
там, где очень велика неопределенность
будущего.
2. Планы для повторяющихся
действий (типичные), определяющие сроки,
а также порядок их осуществления
в стандартных ситуациях. В них
обычно предусматриваются возможности,
обеспечивающих маневр в случае
возникновения типичных, стандартных
ситуаций.
3. Планы для неповторяющихся
действий, состоящие для решения
специфических проблем, возникающих
в процессе развития и функционирования
организации.
По направленности и характеру
решаемых задач планы делятся на перспективные
и рабочие.
Перспективное планирование
- наиболее сложный вид планировок, что
требует научных знаний и большого опыта
руководителей. Перспективное планирование
связано с разработкой планов, срок действия
которых превышает календарный год, т.е.
включает долгосрочное и среднесрочное
планирование. Отличительной чертой перспективного
планирования также постановка в них сложных
и больших целей и задач, для решения которых
нужно не только значительное время, но
и привлечения больших средств и сил. Мероприятия
перспективного плана имеют, как правило,
масштабный характер, является трудоемкими
и долгосрочными и, соответственно, требуют
для своего выполнения объединенных усилий
многих органов и подразделений. Основания
для перспективного планирования в таможенной
службе:
- Требования нормативных актов ФТС России;
- Задача долгосрочных планов ФТС России по совершенствованию таможенного
дела;
- Проблемы регионального характера
по таможенному делу.
Текущие и перспективные планы.
Планирование должно включать текущие
и перспективные вопросы деятельности
таможенной службы. Таможенная служба
при разработке текущих планов имеет учитывать
будущие изменения экономического и социального
характера, поскольку именно они обусловливают
возникновение причин, которые оказывают
положительное ибо негативное воздействие
на состояние таможенного дела. Органы
таможенной службы должны учитывать в
своих планах требования государственных
долгосрочных программ социального и
экономического развития.