Организационное планирование в таможенных органах в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2015 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении теоретических аспектов организационного планирования как фактор повышения эффективности функционирования таможенных органов.
Для достижения цели в работе определены следующие задачи:
 изучить теоретические аспекты организационного планирования;
 ознакомиться с особенностями применения планирования в таможенных органах;
 рассмотреть проблемы организационного планирования в таможенных органах на современном этапе.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1. Понятия и роль планирования в деятельности организации 5
1.2. Виды планирования и их характеристика 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 12
2.1. Формирование и реализация функций планирования 12
2.2. Анализ и контроль планирования 18
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ. 22
Заключение 24
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

33__33__33_Planivarovanie_33__33__33 (1).docx

— 62.47 Кб (Скачать файл)

Рабочее планирование осуществляется в виде разработки календарных (месячных, квартальных, полугодовых, годовых), а также целевых и личных планов работы. Рабочее планирование охватывает все уровни управления и направления работы. С помощью рабочих планов последовательно и целенаправленно обеспечивается выполнение задач, предусматриваются перспективными планами.

Важным элементом системы планов таможенной службы является типовые планы. Возможность разработки стандартных (типовых) решений и соответствующих им планов повышает надежность системы таможенной службы. Планы расстановки сил и средств в различных чрезвычайных обстоятельствах, во время розыска и задержания контрабанды и т.д. предусмотренные действующими ведомственными нормативными актами. Ценность таких специальных планов обусловлена тем, что они дают возможность не только заранее, в спокойной обстановке разработать расчет и расстановку сил и средств, но и подготовить личный состав к выполнению этих планов путем проведения учебных занятий и тренировок. Кроме того, типовые решения требуют меньше времени на их принятие и реализацию, а время на подготовку решения потраченное заранее.

Комплексные планы. Специфика системы таможенной службы требует постоянного соединения отраслевых и территориальных задач осуществления таможенного дела, что обусловливает необходимость комплексного планирования этой работы в рамках региона (области, города, района).

В таможенной службе концепции разрабатываются постоянно, но большинство из них так и остаются проектами, что не соответствует важности и значению этого вида планов для развития.

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

2.1. Формирование и реализация функций планирования

Формирование и реализация функций планирования в таможенных органах обеспечивается на основании Приказа ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации». Этот документ является основным при  реализации планировании деятельности в таможенных органах.

Планирование деятельности таможенного органа включает в себя:

  • оценку оперативной обстановки в регионе деятельности, ее изменения и динамику;
  • оценку результатов ранее запланированных и проведенных мероприятий;
  • определение основных направлений и задач таможенного органа на планируемый период;
  • определение основных организационных, оперативных и иных мер, необходимых для решения основных задач, рациональное распределение и использование имеющихся сил и средств;
  • определение форм взаимодействия отдельных подразделений при выполнении планируемых мероприятий;
  • установление конкретных сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение. 

Исходя из представленного документа при разработке плана одним из основных критериев, которое должно соблюдаться это, прежде всего соответствие целевой установки. Одна из основных целей, которая на сегодняшний день ставит перед собой ФТС России остается пополнение доходной части. В настоящее время более 50% бюджета страны пополняются силами таможенных органов РФ[1, c.20].

План должен быть реальным, равномерно распределенным по полугодиям, кварталам, предусматривать резерв времени для решения внеплановых вопросов.

Планы таможенных органов должны охватывать все структурные подразделения и содержать следующие разделы [5, c.32]:

  • организационные мероприятия;
  • мероприятия по обеспечению действенного таможенного контроля и исполнению доходной части Федерального бюджета;
  • правоохранительная деятельность;
  • кадровая работа и социальное обеспечение;
  • тыловое обеспечение.

Разработанный проект плана должен отвечать следующим основным требованиям:

  1. Обоснованность и реальность плана - это учет анализа обстановки и конкретных задач, стоящих перед таможенным органом, его структурным подразделением, конкретным сотрудником, вытекающих из особенностей основных функций, а также требований нормативных и иных документов ФТС России.
  2. Преемственность или непрерывность. План должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений.
  3. Стабильность плана. Устойчивость намечаемых мероприятий достигается, прежде всего, правильным определением задач установленных ФТС РФ, включающих необходимость разработки многочисленных планов и выполнение уже запланированных мероприятий. Отмена или перенос планового мероприятия является исключительной мерой. Корректировка плана может осуществляться только при наличии серьезных изменений обстановки в регионе деятельности или прямых предписаний вышестоящих таможенных органов.
  4. Конкретность плана. В плане должны содержаться четкие и ясные формулировки с определением точных сроков и конкретных ответственных лиц. Нельзя включать в план мероприятия, которые носят "дежурный" характер и выполнение которых известно заранее, а также механически переносить требования приказов и указаний вышестоящих таможенных органов. Руководители таможенных органов и структурных подразделений несут персональную ответственность за обеспечение действенного контроля и проверку фактического исполнения предусмотренных мероприятий.

Планирование представляет процесс взаимной увязки целей и задач деятельности таможни с имеющимися ресурсами, обеспечения единства и согласованности действий всех ее подразделений. Таможни и таможенные посты планируют свою деятельность поквартально.

В целом система планов деятельности таможенных органов РФ приведена на рис. 1.

 

Годовой план работы

Квартальный план работы

Федеральная таможенная служба

Таможня

   

Региональное таможенное управление

Таможенный пост


 

 

Рис. 1. Система планов деятельности таможенных органов

Российской Федерации

 

Составления годового плана работы Регионального таможенного управления также определён Приказом ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации» [1, c.55].

Работа Регионального таможенного управления строится в соответствии с планом работы на календарный год.

Проект плана разрабатывается на основе предложений, поступающих от таможен и структурных подразделений аппарата управления, с учетом сложившейся обстановки во внешнеэкономической деятельности региона, результатов анализа и прогнозирования работы таможенных органов РТУ, на основе разработанных методик.

Предложения таможен, подразделений аппарата управления, согласованные с курирующими заместителями начальника управления, до 1 декабря предшествующего года представляются в Организационно-инспекторскую службу РТУ для обобщения, анализа и внесения в проект плана работы РТУ.

После письменного согласования заместителями начальника управления доработанный с учетом внесенных поправок и замечаний проект плана, не позднее 20 декабря предшествующего года, представляется на утверждение начальнику управления.

Общий контроль за выполнением плана работы РТУ возлагается на Организационно-инспекторскую службу РТУ, который информирует начальника управления о ходе выполнения пунктов плана с представлением своих предложений по итогам работы за квартал, полугодие и в целом за истекший год.

Изменения в годовой план вносятся по итогам квартала начальниками таможен и руководителями подразделений аппаратов управления в виде мотивированных письменных предложений, которые направляются для рассмотрения и оценки с точки зрения целесообразности и обоснованности в Организационно-инспекционную службу РТУ. После изучения Организационно-инспекторская служба направляет материалы на утверждение начальнику РТУ.

В основу формирования годового и квартальных планов деятельности таможенных органов положен индикативный подход. Его суть состоит в установлении перечня параметров, характеризующих управляемый процесс, установлении их плановых значений, достижение которых составляет цель деятельности таможенных органов в планируемый период и установления мер обеспечивающих достижение цели.

Основу каждого из планов работы таможенных органов составляют плановые значения контрольных показателей эффективности деятельности соответствующего таможенного органа [2, c.41].

В настоящее время система показателей эффективности деятельности таможенных органов введена Приказом ФТС России «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России», на соответствующий год.

Совокупность введенных этим приказом показателей целесообразно классифицировать согласно видам деятельности, которые осуществляют таможенные органы, выделяя показатели:

  • фискальной  деятельности;
  • правоохранительной деятельности;
  • деятельности по организации таможенного оформления и таможенного контроля.

Результаты деятельности таможенных органов характеризуется совокупностью данных показателей. При этом эффективность определяется степенью достижения плановых значений этих показателей и, следовательно, в существенной степени зависит от точности установления их плановых значений.

Точный расчет эффективности фискальной деятельности таможенных органов – достаточно сложная задача. Сложность эта заключается в расчетах и установлении объемов планируемой величины таможенных платежей, о чем свидетельствует табл. 1[3, c.55].

Таблица 1

Данные о формировании доходной части федерального бюджета Дальневосточным таможенным управлением по состоянию на 01.04.2015

Таможня

март

нарастающий итог сначала 2015 года

план по импорту, млн. руб.

перечислено при импорте, млн. руб.

план январь-март, по импорту, млн. руб.

перечислено в январе-марте, при импорте, млн. руб.

1

2

3

4

5

Биробиджанская

60,74

66,10

164,78

211,90

Благовещенская

210,03

191,67

599,06

515,64

Ванинская

2,93

1,42

9,03

10,22

Владивостокская

5 899,11

6 549,74

15 850,50

18 566,00

Камчатская

46,21

70,67

133,91

204,84

Магаданская

8,50

73,63

150,60

173,13

Находкинская

3 647,07

2 579,59

8 384,07

8 767,66

Сахалинская

334,58

216,17

690,22

677,28

Уссурийская

605,52

715,04

1 500,89

1 748,02

Хабаровская

800,47

451,35

1 874,57

1 744,14

Хасанская

61,41

40,80

111,56

105,32

ДВОТ

 

0,00

 

0,00

ИТОГО по ДВТУ

11 676,57

10 956,18

29 469,19

32 724,15


 

 

Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно сделать вывод, что в общем по ДВТУ план по формированию доходной части бюджета не выполнен, не смотря на то, что некоторые таможни, находящиеся в регионе деятельности ДВТУ перевыполнили свой план. Из них лидирующее место занимают Магаданская, Камчатская и Владивостокская таможни.

 

2.2. Анализ и контроль планирования

Контроль за выполнением плановых показателей в первую очередь направлен на выявление отклонений в качественных и количественных показателях. Целью контроля является обеспечение безусловной и своевременной реализации запланированных мероприятий.

Начальники таможен региона через своих заместителей, а руководители структурных подразделений аппарата управления лично организуют полную, точную и своевременную реализацию планов. Для этого соответствующие руководители определяют исполнителей, формулируют им задания, устанавливают сроки исполнения; проводят оперативные совещания; создают необходимые условия исполнителям и обеспечивают контроль за ходом выполнения плановых мероприятий; определяют время и порядок информирования об исполнении планов. Указанные руководители должны организовать и лично осуществлять регулярный контроль за исполнением планов.

Непосредственное осуществление общего контроля за выполнением мероприятий годового плана работы РТУ и ежемесячных планов основных мероприятий РТУ, а также своевременное внесение соответствующим образом оформленных необходимых изменений осуществляется Организационно-инспекторской службой [7, c.155].

Контроль за выполнением планов позволит:

  • обеспечение выполнение задач и мероприятий плана по всем показателям всеми подразделениями таможенных органов региона;
  • выявление неиспользованных резервов совершенствования служебной деятельности и организации труда личного состава подразделений;
  • недопущение диспропорций в развитии отдельных подразделений, расстановке сил и средств;
  • устранение ошибок, допущенных при выполнении плана;
  • совершенствование планирования и управленческой деятельности.

Проверка выполнения планов начинается с определения своевременности и правильности доведения заданий до конкретных исполнителей. От этого, в первую очередь, зависит успех выполнения всех запланированных мероприятий.

Выполнение плана проверяется путем изучения отчетных материалов, а также путем непосредственного ознакомления с работой на местах. Проверка выполнения мероприятий плана должна осуществляться комплексно, то есть по всем разделам плана. При проведении проверки необходимо обращать основное внимание на решение основных задач планируемого периода, а также выполнение основных функций, возложенных на него в соответствии с предназначением. Еще одним важным направлением, на которое необходимо обращать внимание, - это изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, имеющиеся достижения в служебной деятельности таможенных органов и подразделений, отдельных руководителей и сотрудников.

Информация о работе Организационное планирование в таможенных органах в современных условиях