Организационно-экономическая характеристика ОАО «Нововоронеж-хлеб»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:59, дипломная работа

Краткое описание

Целями курсового проекта являются:
а) изучение рыночных механизмов деятельности предприятия, определение объема производства и цены, максимизирующих прибыль предприятия в краткосрочном периоде;
б) практическое уяснение сущности взаимозависимости категорий: график спроса, закон убывающей отдачи, валовой и предельный доходы, постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки, предельный продукт в денежном выражении.

Содержание

Введение
1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Нововоронеж-хлеб»
2 Определение объема производства и цены, максимизирующих прибыль ОАО «Нововоронежхлеб
2.1 Построение кривой индивидуального и рыночного спроса
2.2 Определение валового, предельного дохода и коэффициента эластичности
2.3 Определение объемов производства, предельной и средней производительности труда рабочих в краткосрочном периоде
2.4 Определение общего дохода и предельной производительности в денежном выражении
2.5 Определение постоянных и переменных издержек производства в базисном периоде
2.6 Определение объема производства и цены, максимизирующих прибыль предприятия
Выводы и рекомендации
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Итоговая курсовой проект по экономической теории.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

Среди последних новинок хлебобулочных изделий ОАО «Нововоронеж-хлеб» хочется особо отметить хлеб «Стрелецкий с морской капустой» и хлеб «С шиповником».

Хлеб «С шиповником» – это продукт повышенной пищевой ценности. В рецептуру включены: мука пшеничная высшего сорта, дрожжи, соль, сахар, маргарин, шиповник сушеный дробленый, смесь пектиновая. Постоянное употребление этого хлеба в пищу обогащает рацион питания человека, способствует улучшению обмена веществ в организме, снижению риска сердечнососудистых и онкологических заболеваний.

Хлеб «Стрелецкий с морской капустой» выпускается из муки пшеничной, муки ржаной, дрожжей, соли и смеси пектиновой с морской капустой. Пищевая добавка пектин – это пищевые волокна, которые очищают организм от радионуклеидов, тяжелых металлов, веществ, накапливаемых при приеме лекарств, холестерина, а также нормализует работу желудочно-кишечного тракта. Хлеб «Стрелецкий с морской капустой» рекомендуется для массового употребления населением, проживающим в районах с дефицитом йода в питьевой воде и продуктах питания, и в районах с повышенным уровнем радиации. Вот почему эта новинка стала пользоваться повышенным спросом среди жителей города Нововоронеж, являющегося городом энергетиков.

ОАО «Нововоронежхлеб» производит широкий ассортимент хлебобулочных изделий, обогащенных семенами льна, подсолнечника, кунжута, сои и другими ценными в пищевом отношении добавками. Все приготовленные изделия отличаются высоким качеством.

Особым спросом у потребителей пользуется хлеб «Дарницкий» за счет особых качеств и свойств, что обеспечивается введением карамельной патоки. Это позволяет витаминизировать хлеб, получить более светлоокрашенный мякиш, равномерную пористость готового продукта, что в итоге обеспечивает аромат и вкус русского хлеба.

ОАО «Нововоронежхлеб» обеспечивает поставку вырабатываемых изделий в широком ассортименте через обширную сеть торговых предприятий и предпринимателям согласно заключенным договорам на поставку, а также в бюджетные организации по городу Нововоронежу и Воронежской области.

Основными конкурентами ОАО «Нововоронежхлеб» на рынке хлебобулочных изделий являются ОАО «Тобус», хлебозаводы № 2 и № 7 г. Воронежа, а также местная частная хлебопекарня.

Необходимо отменить, что ситуация, в которой оказалась предприятие, в связи со строительством новых энергоблоков АЭС, парадоксальна. С одной стороны зарплата вновь прибывающих работников на строительство достаточно высока и они могут себе позволить покупать дорогую кондитерскую и хлебобулочную продукцию, а с другой стороны – ОАО «Нововоронежхлеб» не готов предложить им такую продукцию в широком ассортиментном количестве и высокого качества. Дело в том, что на предприятии нет свободных производственных площадей для установки необходимого технологического оборудования. Решение данного вопроса позволило бы нарастить объемы производства, а соответственно и прибыли, повысило бы качество продукции, улучшило условия труда работников, появилась бы возможность повысить зарплату, что в свою очередь снизило бы коэффициент текучести кадров и в конечном счете позволило бы нормализовать работу предприятия в целом.

 

 

2 Определение  объема производства и цены, максимизирующих  прибыль ОАО «Нововоронежхлеб

2.1 Построение  кривой индивидуального и рыночного  спроса

 

Спрос на товар или услугу в повседневной жизни означает желание и возможность потребителя воспользоваться определенной услугой и приобрести определенный объем товара.

Специфика рынка хлеба и хлебобулочных изделий состоит в том, что он делится на многочисленные сегменты, представленные определенными категориями покупателей со своими требованиями. Вкусами и запросами, традициями, культурными особенностями, границами платежеспособного спроса. В последнее время на данном рынке стали четко проявляться социально-демографические сегменты. Наиболее употребительными переменными данной сегментации являются размер семьи, ее доход, род занятий, принадлежность к общественному классу.

В плане мероприятий целевого маркетинга менеджер может производить разграничение между сегментами рынка, выбирая из них один или несколько и разрабатывая товарную политику и маркетинговые комплексы в расчете на каждый из отобранных сегментов. Например, некоторые производители хлебопродуктов создают такие виды хлебобулочных изделий, которые рассчитаны на потребителей, желающих похудеть, соблюдать диету или имеющие то или иное заболевание. К ним относятся диетические изделия, предназначенные для лечебно-профилактического питания. Учет контингента потребителей такого рода приводит к формированию целевых рынков, и для каждого в отдельности продуцент может разрабатывать нужный этому рынку товар. Сегментация рынка хлеба и хлебобулочных изделий состоит в разделении совокупности потребителей по индивидуальным требованиям к данной товарной группе, т.е. на узкие специфические группы потребителей в соответствии с избранным признаком (вкусы, предпочтения, медицинское назначение, национальные особенности). Последствием результатов сегментации для продукта является необходимость ориентироваться на конкретные сегменты рынка.

Для каждой из выделенных групп потребителей может потребоваться специальная ассортиментная разновидность товара: хлебобулочные изделия с заменой сахара на ксилит и сорбит для больных диабетом; цельнозернистые и грубого помола хлебопродукты для потребителей с желудочными заболеваниями; экологически чистые хлебобулочные продукты для потребителей с аллергическим синдромом; малокалорийный хлеб с высоким содержанием клетчатки в качестве балластового вещества и обработанный белый хлеб для стремящихся соблюдать диету и сохранять фигуру, а также хлебобулочные изделия в малой и мелкой расфасовке.

На основе маркетинговых исследований, проведенных в период написания данного курсового проекта, было выяснено, что около 50 % потребителей мучных кондитерских изделий составляют женщины после 30 лет, 30 % – дети и подростки в возрасте до 18 лет, оставшиеся 20 % – это мужчины, покупающие печенья, рулеты и кексы для семьи или чаепитий на работе.

Как подтвердил проведенный опрос, в структуре покупок хлебобулочных изделий с ростом доходов населения увеличивается доля сдобных (булочных изделий), диетических видов хлеба и высших сортов, а покупка ржаного и пшеничного хлеба 1 сорта меняется незначительно. В этой связи мы можем предположить, что покупательское поведение потребителей хлеба с высокими или низкими доходами, как правило, отличается от поведения потребителей со средними доходами. Поэтому, чтобы иметь возможность объяснять и предсказывать поведение покупателей на рынке хлеба и хлебобулочных изделий, приходится обращаться к его сегментации по доходам потребителей.

Кондитерские изделия не являются товарами первой необходимости. Спрос на эту группу продуктов эластичен по доходу, то есть рост доходов приводит к увеличению спроса. Разница в потреблении продуктов питания высокодоходных и малообеспеченных групп населения особенно заметна в расходах на покупку фруктов и кондитерских изделий. В структуре расходов на продукты питания малообеспеченные семьи особенно выделяют хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия. Тогда как обеспеченные группы населения предпочитают пшеничный хлеб и кондитерские изделия.

Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый конкурентным потребителям.

Кривая индивидуального спроса показывает то количество продукта (товара), которое потребители хотят купить по соответствующей цене в данный момент.

Геометрическая форма кривой (отрицательный наклон) отражает обратную зависимость объема спроса (Q) и цены (P), а также снижающейся предельной полезности каждой дополнительной единицы покупаемого товара, что объясняет падение его цены (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1 – Кривая спроса

 

На индивидуальный спрос влияют: цена товара, уровень дохода потребителя, количество человек в семье потребителя, его социальный уровень, система ценностей, уровень задолженности.

Движение по кривой спроса (D) показывает, как изменение цены (P) влияет на изменение объема спроса (Q). При этом положение кривой спроса D остается прежним, т.е. спрос на товар не изменился.

Определим фактическую цену по формуле:

 

Рф = Сб + НДС +Рн +Тн                                        (2.1)

где    Рф – цена фактическая;

Сб – себестоимость;

НДС – налог на добавленную стоимость (18 %);

Рн – рентабельность (3 %);

Тн – торговая наценка (5 %).

 

Рф = 25167,89 + 25167,89 * 0,18 + 25167,89 * 0,03 + 25167,89 * 0,05 =

= 25167,89 * 1,26 = 31711,541 руб./т

Фактический объем за декабрь 2012 года составил: Qф = 139,12 т.

Минимальную цену определим по формуле:

 

Pmin = Сб + НДС + Р + Тн                                         (2.2)

где    Pmin – цена минимальная;

Сб – себестоимость;

НДС – налог на добавленную стоимость (18 %);

Рн – рентабельность (2 %);

Тн – торговая наценка (3 %).

 

Pmin = 25167,89 + 25167,89 * 0,18 + 25167,89 * 0,02 + 25167,89 * 0,03 =

= 25167,89 * 1,23 = 30956,504 руб./т

Минимальный объем определим по формуле:

 

Qmin=                                                (2.3)

 

Qmin= т

Максимальный объем определим по формуле:

 

Qmax = Qф + 18 %                                               (2.4)

 

Qmax = 139,12 + 139,12 * 0,18 = 164,1616 т

Максимальная цена зависит от конкурентов и определяется по формуле:

 

Рmax= Сб + НДС + Р + Тн                                       (2.5)

где    Рmax – цена максимальная;

Сб – себестоимость;

НДС – налог на добавленную стоимость (18 %);

Рн – рентабельность (5 %);

Тн – торговая наценка (10 %).

 

Рmax= 25167,89 + 25167,89 * 0,18 + 25167,89 * 0,05 + 25167,89 * 0,1 =

= 25167,89 * 1,33 = 33473,293 руб./т

Результаты вычислений отразим в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Показатели цены и объема выпуска хлебобулочных изделий

Наименование показателя

Объем (Q), т

Цена (Р), руб./т

Минимум

6,956

33473,293

Факт

139,12

31711,541

Максимум

164,1616

30956,504


 

На основе данных таблицы 2.2 построим кривую индивидуального спроса на хлебобулочную продукцию.

 

Рис. 2.2 – Кривая индивидуального спроса на хлебобулочные изделия,

выпускаемые ОАО «Нововоронежхлеб»

 

Кривая индивидуального спроса имеет отрицательный наклон, который связан с реакцией поведения покупателя на изменении цены. Если цена на товар растет, то спрос на эти товары уменьшается, а если производство предлагает к продаже больше товаров, чем потребность в них, то они могут быть реализованы по более низким ценам. При повышении цены товара и неизменных прочих условиях спрос на товар будет сокращаться. Расширение рынка товара, т.е. увеличение его количества в продаже, вызовет необходимость снижения цены, поскольку в ином случае он не будет реализован.

Итак, в сложившейся рыночной ситуации спрос на продукт предприятия имеет вид нисходящей, отрицательной кривой и конкретная цена продукта зависит от объема продаж.

Механизм функционирования рынка обязывает анализировать ситуации, в которых действует множество потребителей и производителей.

Понятие спроса на определенный товар отражает поведение массового потребителя. Объем рыночного спроса на данный товар слагается из спроса множества субъектов, выступающих в качестве покупателей в определенный промежуток времени.

На рыночный спрос оказывают влияние: цена товара, доходы покупателей, число покупателей, предпочтения покупателей.

Кривая рыночного спроса показывает объем спроса всех потребителей при любой цене и представляет собой сумму кривых спроса всех рыночных субъектов (рис. 2.3).

Рис. 2.3 – Индивидуальный (а) и рыночный спрос (б)

Она может быть построена из кривых индивидуального спроса (по горизонтали) на данный продукт путем сложения его количеств (Qd1+ Qd2+ Qd3), на которые каждый покупатель предъявляет спрос при каждой возможной цене на единицу продукта. Как и кривая индивидуального спроса, кривая рыночного спроса будет иметь отрицательный наклон.

Отразим в таблице 2.2 отраслевой спрос на хлебобулочную продукцию.

Таблица 2.2

Общий отраслевой спрос

Наименование производителя

Объем (Q), т

Цена (Р), руб./т

Хлебопекарня (г.Нововоронеж)

20,73

32536,120

ОАО «Нововоронежхлеб»

139,12

31711,541

Хлебозавод № 2 (г. Воронеж)

168,64

30983,642

Хлебозавод № 7 (г. Воронеж)

170,50

30734,963

ОАО «Тобус» (г. Воронеж)

173,87

29937,548


 

Вывод: цена различна для всей совокупности товаропроизводителей на уровне отрасли. Цена на рынке данного продукта устанавливается и изменяется под влиянием поведения всех товаропроизводителей. Общее состояние спроса находит свое выражение в том, что кривая общего отраслевого спроса обладает эластичностью по цене. Кривая рыночного отраслевого спроса является нисходящей кривой, что указывает на зависимость объемов производства от цены, устанавливаемой в результате конкуренции всех предприятий, связанных с рынком данного вида продукта.

Информация о работе Организационно-экономическая характеристика ОАО «Нововоронеж-хлеб»