Организационные основы банковского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Однако серьезным недостатком этой реформы явилась медленная приватизация финансовой сферы, особенно коммерческих банков, в которых государственный капитал, организационные и административные связи с государственными структурами управления по прежнему играют определяющую роль. Критерии эффективности отходят на второй план. В частности в банковской практике имеет место недоверие к новым производственным и коммерческим структурам и готовность продолжать кредитование неплатежеспособных госпредприятий, с которыми имеются давние связи. Расчет делается на то, что задолженность госпредприятия банку будет рано или поздно погашена за счет госбюджета.

Содержание

Введение
Глава I. Сущность и основные тенденции развития
банковского менеджмента.
1.1. Развитие финансовой системы.
1.2. Сущность и основные этапы развития банковского
менеджмента.

Глава II. Организационные основы банковского менеджмента.
2.1. Выбор рациональной организационной структуры
коммерческого банка.
2.2. Развитие сети банковских филиалов.
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

bankman.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Продуманная денежно-кредитная политика в течение 1994-1995 годов позволила снизить процентную ставку по кредитам НБ, 80 процентов которых реализовывались на кредитных аукционах, с 377 процентов в феврале 1994 года до 21 процента в декабре 1995 года.

Понижение процентной ставки по рефинансированию кредитов НБ положительным образом сказалось на резком снижении уровня инфляции. По сравнению с 1994 годом, уровень инфляции в котором составлял 110 процентов, в 1995 году этот показатель едва превысил 20 процентов.

По словам представителя НБ, в текущем году уровень годовой инфляции составит не более 10 процентов. "Если ситуация в экономике Молдовы, которая наблюдалась в 1995 году будет сохраняться и в 1996 году, то не исключено укрепление молдавского лея по отношению к СКВ", - подчеркнул представитель НБ.

Межбанковские кредиты - важный источник формирования привлеченных средств коммерческих банков. Они становятся особенно привлекательными, поскольку не подлежат резервированию в Национальном банке. В итоге резко повысился спрос на межбанковский кредит, коммерческие банки практически прекратили выдачу не только долгосрочных, но и среднесрочных кредитов - на срок выше 6 месяцев. Наиболее распространено кредитование на 1-2 месяца.

Для решения этой проблемы, на наш взгляд, целесообразно:

1. Разграничивать политику банка и формы менеджмента по долгосрочным и краткосрочным инвестициям.

2. Стимулировать перераспределение кредитных ресурсов из сферы обращения в сферу производства, в частности, путем увеличения маржи на централизованные кредитные ресурсы.

3. Предоставлять долгосрочные централизованные инвестиции на реализацию государственных и региональных программ с жестким контролем за их целевым использованием и при обязательном участии внебюджетных источников и негусударственных инвесторов.

4. Средства, предусмотренные в бюджете на погашение коммерческим банкам разницы между рыночным и льготным уровнями процентных ставок, направлять в виде кредитных ресурсов на развитие производства.

Эффективность банковского менеджмента зависит от уровня инфляции. Денежные сбережения, размещенные в срочные депозиты, обесцениваются в том же темпе, в каком растут цены, что при высоких (более 5% в месяц) темпах инфляции исключает нормальные накопления денежного капитала и расширенное воспроизводство. При этом происходит обесценивание собственного капитала банков, а при существующих коэффициентах ликвидности - относительное сокращение кредитных возможностей банка, если только не увеличивается его уставный фонд. Спрос на кредиты растет пропорционально инфляции, а уставный фонд может увеличиваться либо по мере капитализации дохода, либо за счет привлечения новых взносов. Лишь при умеренной инфляции - до 20% в год и положительной процентной ставке капитализируемый банком доход позволяет обеспечивать принятые коэффициенты ликвидности и удерживать свои позиции в кредитной сфере.

Менеджмент, как система управления, состоит из двух подсистем: управляемой, или объекта управления, и управляющей, или субъекта управления. Касаясь финансового менеджмента, это важно представить следующим образом (рис.2).

 

 

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

 

                               Вход

                               ______________________________

                                                        ф

                                                        ф

 

Управляющая подсистема (субъект)

 
 

Финансовая дирекция и ее подразделения

Финансовый менеджер

 

                                                         ф

                                                         ф

 

Управляемая подсистема (объект)

 
 

Денежный оборот

Кругооборот стоимости (капитала)

Финансовые ресурсы и их источники

Финансовые отношения

 

                                                         ф

                                                         ф Выход


 

     Рис.2. Общая схема финансового  менеджмента.

 

 

Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе.

Субъект управления - это специальная группа людей (финансовая дирекция, как аппарат управления, финансовый менеджмент, как управляющий), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Любое решение банковского менеджмента включает учет трех важных факторов: 1) денег, 2) времени, 3) риска.

Теория финансов рассматривает проблемы оценки альтернативных будущих потоков наличности. Поскольку будущее, обычно, неопределенно, то эта проблема превращается в проблему оценки риска денежных потоков на протяжении конкретного периода времени.

Финансовому менеджеру необходимо принимать решения трех видов:

1. Решение об инвестировании (И -investment decision, I). Это решение - сколько инвестировать и в какие именно активы. Они определяют размер и структуру активов фирмы.

2. Решение о финансировании (Ф - finansing decision, F), решения о том, как привлечь необходимые для инвестирования средства.

3. Решения о дивидендах (Д - dividend decision, D). Эти решения касаются нормы выплаты дивидендов, т.е. отношения дивидендов на акции к доходу на акцию.

Эти решения определяют, максимизируется ли ценность фирмы Ц (благосотояние акционеров). В символах целевую функцию финансового менеджмента можно определить следующим образом:

                 Мах Ц # f(И,Ф,Д).

Некоторые финансовые теоретики считают малосущественными решения о финансировании и о дивидендах, в связи с чем ключевыми для максимизации оказываются решения об инвестировании. Более того, исследованиями в области финансов установлено, что величина акционерного капитала максимизируется, когда реализуются все инвестиционные возможности, при которых доходы выше, чем ценность используемых финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Управление активами (операции с финансовыми активами)

 

Управления пассивами и решения относительно капитала (операции с фи-нансовыми пассивами)

 
 
 
 

 

Операции фирмы

  2

  Ю

  3

Ь

 

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖЕР

    1

  Ь

    5   4

      Ю

Депозитные и денежные ры-нки и рынки капитала

 

 

   1. Приток наличности

   2. Инвестированная наличность

   3. Наличность от операций

   4. Наличность, возвращенная инвесторам (решения о   

      дивидендах)

   5. Рециклированная наличность (нераспределенных

      доходов)

 

 

    Рис.3. Роль финансового менеджера в фирме

            финансовых услуг.

 

 

Считается, что роль и цель деятельности менеджера финансовой фирмы (например, банка) ни коим образом не должна отличаться от роли и цели финансового менеджера нефинансовой фирмы.

Однако, как видно на рис.3, следует сделать небольшие поправки. Во-первых, чтобы быть ближе к банковской терминологии, И- , Ф- , Д-  решения должны быть, соответственно, переименованы в:

И - управление активами (assent management);

Ф - управление пассивами (liability management);

Д - управление капиталом/дивидендами (capital/dividend

     management).

Во-вторых, в точке 1 включаются потоки наличности с депозитных и денежных рынков в дополнение к притокам с рынков капитала. В точке 2 - банковские И - решения (управлление активами), главным образом, касаются операции с финансовыми, а не реальными активами.

Управление активами и пассивами банка (И - и Ф - решения) преимущественно представлено операциями с финансовыми активами. Описание решений в точках 3 и 5 без изменений применимо к финансовому менеджеру нефинансовой фирмы. Описание решений в точке 4 расширено за счет включения наличности (процентов), возвращенной депозиторам.

Целью финансового менеджера, конечно, является максимизация ценности фирмы.

Концептуальная схема осуществления принципов максимизации ценности представлена на рис. 4.

 

 

 

 

ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОБСТВЕННИКОВ


 

                                             Я

Управленческие установки и решения

 

_______

 

Цель банка

 

______

 

Общество


 

                                             Я

 

Стратегии достижения этой цели:


 

                                             Я

 

    1. Управление разницей между ценами, курсами,

       ставками ("спред")

    2. Контроль операционных издержек

    3. Управление ликвидностью

    4. Управление капиталом

    5. Управление налогами

    6. Управление внебалансовой деятельностью.

 

 

    Рис.4. Осуществление принципа максимизации

            ценности.

 

Теоретически целью банка должна быть максимизация его собственного капитала. Цели формируются под воздействием трех основных сил: 1) предпочтений собственников; 2) управленческих подходов и решений; 3) общественного выбора, проявляющегося в регулирующей и экономической сферах. Альтернативами максимизации богатства могли бы быть максимизация прибыли, максимизация объема деятельности и т.д.

Приняв за цель максимизацию ценности собственного капитала банка, получается шесть возможных стратегических направлений достижения этой цели. Эти направления формируются тремя факторами: 1) самой целью; 2) управленческими решениями и подходами; 3) обществом.

Шестью стратегическими направлениями являются1:

1. Управление "спредом" или "гэпом" ("спред" - разница между ценами, курсами, ставками; "гэп" - разрыв в сроках погашения активов и пассивов).

2. Контроль операционных издержек.

3. Управление ликвидностью.

4. Управление капиталом.

5. Управление налогами.

6. Управление внебалансовой деятельностью.

 

___________________

    1. Джозеф М.Синки, мл. Управление финансами в коммерческих банках. - М.: 1994.

 

Каждая из указанных стратегий или прямо или косвенно затрагивает итоговую строку баланса банка и его риск потенциальных убытков и, следовательно, воздействует на его поток наличности, величину фондов и их рыночную стоимость.

Чтобы проследить воздействие этой схемы (с шестью стратегическими направлениями) на реальную деятельность банка, рассмотрим, как получается суммарная балансовая прибыль банка. Для этой цели используем типичную форму отчета банка о прибылях и убытках, представленную в табл. 2.

Из таблицы 2 видно, что, например, управление "спредом" затрагивает выражение (ПД-ПР). Контроль операционных издержек и управление внебалансовой деятельностью относится к выражению (НД-НР), а управление налогами - к ПН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

Типичная форма отчета банка о прибылях, убытках

 

 

(1)

 

(2)

 

 

(3)#(1)-(2)

 

 

(4)

 

(5)#(3)-(4)

 

 

(6)

 

 

(7)

 

 

(8)#(6)-(7)

 

(9)#(5)-(8)

 

 

(10)

 

(11)#(9)-(10)

 

 

 

(12)

 

(13)#11@/-(12)

 

 

(14)

 

(15)#(13)-(14)

 

 

Процентный доход (ПД)

 

Затраты на выплату процентов (процентный расход) (ПР)

 

Чистый процентный доход ("разница", "разрыв") (ПД-ПР)

 

Резерв для покрытия потерь по ссудам (РПП)

 

Чистый процентный доход после создания

резервов для покрытия потерь по ссудам (ПД-ПР-РПП)

 

Непроцентный доход, например, комиссион-ные (НД)

 

Затраты, не связанные с выплатой процента, например, накладные расходы (НР)

 

Чистый доход, не связанный с процентом (НД-НР)

 

Доход от уплаты налогов и без учета убытков/ доходов от ценных бумаг (ПД-ПР)-РПП@(НД-НР)

 

Подоходный налог (ПН)

 

Чистый доход от операционной деятельности банка [(ПД-ПР)-РПП@(НД-НР)] – ПН

 

Доходы/убытки от ценных бумаг (@/-ДЦП)

 

Чистый доход (ЧД)

ЧД#[(ПД-ПР)-РПП@(НД-НР)] - НП @/- ДЦП

 

Дивиденды (Д)

 

Суммарная нераспределенная прибыль (Нпр)

(Нпр#ЧД-Д#[(ПД-ПР)-РПП@(НД-НР)]-ПН@/-ДЦП-Д

Информация о работе Организационные основы банковского менеджмента