Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:43, доклад
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
1. Понятие и принципы построения управленческих структур
2. Типы структур управления организациями
3. Виды бюрократических структур управления организациями
4. Виды органических структур управления организациями
5.Тенденции эволюции организационных структур
Доклад по Менеджменту
тема: «Организационные структуры управления»
Выполнил: ст. 935гр.
Ткаченко Давид
1. Понятие и принципы построения управленческих структур
"Структура управления
организацией", или "организационная
структура управления" (ОСУ) - одно
из ключевых понятий
Под структурой управления
понимается упорядоченная совокупность
устойчиво взаимосвязанных
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ: а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
При двухуровневой структуре
создаются верхние звенья управления
(руководство организацией в целом)
и низовые звенья (менеджеры, непосредственно
руководящие работой
В структуре управления
организацией различаются линейные
и функциональные связи. Первые суть
отношения по поводу принятия и реализации
управленческих решений и движения
информации между так называемыми
линейными руководителями, то есть
лицами, полностью отвечающими за
деятельность организации или ее
структурных подразделений. Функциональные
связи сопрягаются с теми или
иными функциями менеджмента. Соответственно
используется такое понятие, как
полномочия: линейного персонала, штабного
персонала и функциональные. Полномочия
линейных руководителей дают право
решать все вопросы развития вверенных
им организаций и подразделений,
а также отдавать распоряжения, обязательные
для выполнения другими членами
организации (подразделений). Полномочия
штабного персонала ограничиваются
правом планировать, рекомендовать, советовать
или помогать, но не приказывать
другим членам организации выполнять
их распоряжения. Если тому или иному
работнику управленческого
Между всеми названными
выше составляющими ОСУ существуют
сложные отношения
Увеличение количества
элементов и уровней в ОСУ
неизбежно приводит к многократному
росту числа и сложности
К структуре управления
предъявляется множество
1. Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
2. Следует предусматривать
оптимальное разделение труда
между органами управления и
отдельными работниками,
3. Формирование структуры
управления надлежит связывать
с определением полномочий и
ответственности каждого
4. Между функциями
и обязанностями, с одной
5. Организационная структура
управления призвана быть
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.
Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.
Важно обратить внимание
на сопряжение структуры управления
с фазами жизненного цикла организации,
о чем, к сожалению, нередко забывают
проектанты и специалисты, решающие
задачу совершенствования
На формирование структуры
управления оказывают влияние изменения
организационных форм, в которых
функционируют предприятия. Так, при
вхождении фирмы в состав какого-либо
объединения, скажем, ассоциации, концерна
и т.п., происходит перераспределение
управленческих функций (часть функций,
естественно, централизуется), поэтому
меняется и структура управления
фирмы. Впрочем, даже если предприятие
остается самостоятельным и независимым,
но становится частью сетевой организации,
объединяющей на временной основе ряд
взаимосвязанных предприятий (чаще
всего для использования
Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится прежде всего к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.
В этом контексте стоит отметить, что современное развитие информационных систем приводит к формированию нового типа предприятий, которые в западной литературе получили название "виртуальных" компаний (организаций). Под ними понимают совокупности независимых (чаще всего небольших по размерам) предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети, обеспечивающей их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих фирм достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтому границы между входящими в них организациями становятся "прозрачными", и каждая из них может рассматриваться представителем компании в целом.
2. Типы структур управления организациями
В современной теории
менеджмента выделяются два типа
управления организациями: бюрократический
и органический. Они построены
на принципиально различных
Исторически первым сформировался
бюрократический тип. Соответствующую
концепцию подхода к построению
организационных структур разработал
в начале XX столетия немецкий социолог
Макс Вебер. Он предложил нормативную
модель рациональной бюрократии, кардинальным
образом менявшую ранее действовавшие
системы коммуникации, отчетности,
оплаты труда, структуры работы, отношений
на производстве. В основе этой модели
- представление о предприятиях как
об "организованных организациях",
предъявляющих жесткие
Главные понятия бюрократического
типа структуры управления - рациональность,
ответственность и
Бюрократические структуры
управления показали свою эффективность,
особенно в крупных и сверхкрупных
организациях, в которых необходимо
обеспечивать слаженную четкую работу
больших коллективов людей, работающих
на единую цель. Эти структуры позволяют
мобилизовать человеческую энергию
и кооперировать труд людей при
решении сложных проектов, в массовом
и крупносерийном производстве. Однако
им присущи недостатки, особенно заметные
в контексте современных