Организационный конфликт-менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 10:22, реферат

Краткое описание

Для менеджера любого уровня умение эффективно разрешать и предупреждать производственные и трудовые конфликты является профессиональной компетенцией, а в передовых компаниях умение строить конструктивный конфликт и вовсе фигурирует среди корпоративных ценностей. Действительно, зная признаки возникновения конфликтной ситуации, закономерности развития конфликтов, выявляя мотивы и цели участников конфликта, осознавая свои истинные интересы в конкретной ситуации, владея методами анализа конфликтной ситуации и организации совместного поиска решений, менеджер гораздо эффективнее справляется со сложными управленческими проблемами.

Вложенные файлы: 1 файл

кофликтменеджмент.docx

— 601.19 Кб (Скачать файл)

Организационный конфликт-менеджмент.

Для менеджера любого уровня умение эффективно разрешать и предупреждать  производственные и трудовые конфликты  является профессиональной компетенцией, а в передовых компаниях умение строить конструктивный конфликт и  вовсе фигурирует среди корпоративных  ценностей. Действительно, зная признаки возникновения конфликтной ситуации, закономерности развития конфликтов, выявляя мотивы и цели участников конфликта, осознавая свои истинные интересы в конкретной ситуации, владея методами анализа конфликтной ситуации и организации совместного поиска решений, менеджер гораздо эффективнее  справляется со сложными управленческими  проблемами.

Для многих конфликт в организации  ассоциируется с нарушением взаимоотношений, потерей психологического равновесия, эмоциональным дисбалансом. Однако конфликт может быть полезен как  конфликтующим сторонам, так и  компании. Задача состоит в том, чтобы  конфликт из делового контекста не смещался в область личностных отношений, не переходил во взаимное дискредитирование, не разрушал формировавшуюся годами совместимость. Примером «полезного»  для компании конфликта может  выступить так называемый позиционный  конфликт, когда в  структуре организации  для подразделений сознательно  формируются противоположные, конкурирующие  цели, в результате чего возникает  объективное противостояние. Позиционный  конфликт дает возможность руководству  более объективно оценивать действия подразделений, поскольку те в противостоянии ищут более совершенные доводы своей  состоятельности, разрабатывают новые  технологии. Другими словами, позиционный  конфликт создает конструктивное напряжение, полезное для организации. Поэтому  на практике он нередко специально предусматривается в целевой  структуре организации. Патология  позиционных конфликтов возникает  тогда, когда целевое напряжение, вызванное сугубо позиционными причинами, насыщается эмоциями, переходит в  межличностное напряжение и межличностный  конфликт.

Урегулирование конфликтов, согласно статистическим данным, занимает около 42% рабочего времени руководителя. По результатам исследований, испорченные отношения между коллегами составляют 65% проблем организации, а каждое второе добровольное увольнение сотрудника является следствием давнего неразрешенного конфликта. Итоги неутешительны – увеличение затрат на поиск и привлечение новых специалистов, нерациональное расходование и потери рабочего времени, снижение показателей производительности труда в период адаптации и введения нового сотрудника в должность, ослабление мотивации.

К числу наиболее распространенных причин конфликтов могут быть отнесены:

 различия характеров и индивидуальных стилей общения сотрудников;

 несовпадение позиций относительно методов и способов выполнения поставленных заданий;

 межличностные конфликты на фоне взаимной антипатии участников взаимодействия;

 борьба за сферы влияния или  ресурсы организации, когда конфликт интересов и стремление реализовать  собственные цели превалирует над  целями организации.

Руководитель также может стать  причиной конфликта в том случае, когда игнорирует интересы подчиненных, предоставляя неполную или неточную информацию, формулируя недостижимые и нереалистичные задачи, выделяя  среди подчиненных фаворитов.1

Стратегия руководителей  при разрешении конфликтов

Деятельность руководителя или любого другого субъекта по управлению конфликтами непосредственно зависит  от общей стратегии, на которую он ориентируется. Существуют три главные  стратегии:

1. Нормативная или морально  – правовая стратегия. Ее цель  – разрешение конфликта на  административно – правовой или  эстетической основе. Соперничающие  стороны обращаются к законам  и принятым в данной организации  нормам поведения. Шансы разрешения  конфликта прямо зависят от  принятия и соблюдения всеми  участниками конфликта соответствующих  норм и базирующихся на них  общих правил. В целом данная  стратегия ориентирована на мирное  соперничество в рамках определенных  правил.

2. Реалистическая стратегия.  Она исходит из неизбежности  конфликта в силу прирожденного  стремления человека к господству  и обладанию дефицитными ценностями  и ориентируется на временное  урегулирование конфликта с помощью  любых средств, пригодных для  данной ситуации. В рамках данной  стратегии конфликт рассматривается  как взаимодействие, в котором  выигрыш одной стороны равнозначен  проигрышу другой. На практике такая стратегия широко используется на предприятиях с высокой степенью эксплуатации и в целом там, где руководство стремиться к максимальной выгоде при минимальной оплате труда, не задумываясь при этом над этической и правовой сторонами своей политики.

3. Идеалистическая (интегративная)  стратегия ориентируется на нахождение  новых общих целей и ценностей,  которые обесценивают прежние,  послужившие источником конфликта,  а также на сотрудничество  сторон для достижения этих  новых целей. Стратегия предусматривает  выигрыш всех сторон конфликта  в результате его разрешения. Интегративная стратегия переводит  взаимоотношения сторон в новую,  бесконфликтную плоскость. Она  либо устраняет источник конфликта,  либо обесценивает его значимость. Успех идеалистической стратегии  непосредственно связан с культурой  субъекта, особенно с уровнем  развития его конфликтологической культуры, и субъективной значимостью для него гуманных ценностей.

В реальной жизни организации  руководитель может комбинировать  в разном соотношении все эти  стратегии в зависимости от характера  конфликта и его участников, от их готовности воспринимать методы решения  проблем.

Каждая из трех стратегий  обращения с конфликтами определяет общую линию поведения ее субъекта, а также ориентирует на использование  соответствующих методов и средств.

Безусловно, организационными конфликтами необходимо управлять, и здесь важны не столько формы  действий, сколько их функциональные или дисфункциональные последствия.

Дисфункциональные последствия конфликта таковы:

  1. в процессе деструктивного конфликтного взаимодействия неизбежно происходит переключение внимание участников с деятельности на выяснение межличностных отношений;
  2. конфликт дезорганизует мышление участников, разрушает сложившиеся системы отношений;
  3. конфликт способствует разрушению системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала;
  4. конфликт формирует негативный образ другого – «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту;
  5. конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем;
  6. конфликт разрушает коллектив и личность;
  7. конфликт снижает работоспособность и производительность труда;
  8. конфликт вовлекает новых участников;
  9. конфликт увеличивает затраты;
  10. конфликт интенсифицирует отрицательные отношения между людьми;
  11. конфликт продуцирует новые конфликты;
  12. снижается оценка коллектива во внешней среде (падает имидж коллектива).

Под функциональными последствиями  подразумевают следующее:

  1. конфликт способствует развитию взаимопонимания между участниками взаимодействия;
  2. конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности участников;
  3. конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию, снимает эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
  4. конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений, дает социальный опыт решения трудных ситуаций;
  5. при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;
  6. конфликт служит средством диагностики положения дел в организации,
  7. стимулирует развитие компании;
  8. конфликт объективирует противоречия, вскрывает недостатки, позволяет осуществить целенаправленную коррекционную деятельность;
  9. конфликт позволяет адаптироваться к новым обстоятельствам;
  10. конфликт может быть средством испытания и самоутверждения личности.

Таким образом, управленческое действие во многих вариациях не только допустимо, но и необходимо воспринимать в качестве конфликтного. Именно конфликтные ситуации могут являться точками роста и развития организации, могут дать существенный толчок для формирования в ней новых отношений. Однако для реализации этой важной функции конфликтов требуются два существенных условия: во-первых, изменение отношения к конфликтам, формирование позитивного отношения к ним и умения «видеть» в конфликтах конструктивное начало; во-вторых, формирование умения анализировать конфликтные ситуации, управлять ими, обогащение «репертуара» технологий разрешения конфликтов, а также соблюдение принципов, способствующих разрешению конфликта.

Принципы разрешения конфликта:

1. Институциализация конфликта (установление норм и процедур урегулирования или разрешения конфликта):

  • ограничение количества участников и сфер проявления конфликта;
  • принятие всеми сторонами определенных правил разрешения конфликта — организационных и (или) этических норм, четких договоренностей и т.д.;
  • контроль со стороны третьих лиц (государственных органов, арбитров и т.п.).

2. Легитимация процедуры  разрешения конфликта:

  • признание всеми его сторонами правомерности и справедливости определенного порядка действий по разрешению спора даже в том случае, если установленные процедуры расходятся с некоторыми (устаревшими) правовыми нормами;
  • фиксация процедур в специальных документах и широкого ознакомления с ними всех участников конфликта.

3. Структурирование конфликтующих  групп:

  • определение состава участников конфликта, представителей (лидеров) соперничающих групп, различных центров группового влияния и их силы.

4. Отделение людей от  проблемы:

  • демонстрация готовности разобраться с проблемой;
  • твердость по отношению к проблемам и мягкость по отношению к людям.

5. Предложение взаимовыгодных  вариантов

  • разработка широкого круга вариантов;
  • поиск взаимной выгоды;
  • выяснение предпочтений другой стороны.

6. Внимание интересам,  а не позициям

  • фиксация базовых интересов;
  • поиск общих интересов;
  • признание интересов оппонента частью проблемы.

7. Использование объективных  критериев:

  • разработка по каждой части проблемы объективных критериев;
  • использование справедливых критериев;
  • использование нескольких критериев.

8. Редукция конфликта:

  • последовательное ослабление конфликта путем перевода на более мягкий уровень противоборства или противостояния.

Разрешение конфликтов –  сложный многоступенчатый процесс, который, основываясь на диагностике  конфликтов, выражается в предупреждении, сдерживании, регулировании конфликтов. Управление конфликтами характеризуется  в выработке стратегий конфликтного поведения, в подавлении или стимулировании конфликтов, в снижении уровня конфликтных  деструкции.2

Процесс управления конфликтом во многом зависит от позиции, которую  занимает участник взаимодействия, от его собственных интересов, а  также от того, к каким средствам  он прибегает, чтобы не допустить  разрастания конфликта. Большинство  людей достаточно гибко используют различные стратегии конфликтного взаимодействия в зависимости от ситуации, даже не имея специальной  подготовки. Однако знание особенностей основных типов поведения в конфликте, их преимуществ и ограничений важно для профилактики конфликтов и эффективного управления людьми в целом, именно поэтому целесообразно остановиться на коротком обзоре основных стратегий разрешения конфликта (по Томасу-Килменну) – конфронтация/конкуренция, приспособление/уступка, уклонение/избегание, компромисс, сотрудничество.

Стратегия конфронтации/конкуренции предполагает всяческую демонстрацию собственной силы и неуязвимости перед противником, а также возможности легко без его доброй воли решить конфликт в свою пользу. Эта стратегия не отрицает возможности использования таких тактик как блеф или хитрость.

Рекомендуется применять, когда:

  • для вас очень важен исход и вы делаете большую ставку на свое решение проблемы, цена вопроса велика, выгоды больше, чем ущерб;
  • вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения;
  • решение надо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого;
  • вы чувствуете, что нет другого выбора и вам нечего терять;
  • вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

Стратегию приспособления/уступки обычно выбирают, понимая и принимая превосходящую силу противника. Согласно этой стратегии необходимо приспособиться к интересам оппонента, идти на уступки вплоть до собственной капитуляции. Рекомендуется применять, когда:

Информация о работе Организационный конфликт-менеджмент