Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:54, контрольная работа
Задачи работы:
- раскрыть понятие НИОКР, его сущность и процесс организации в современных условиях;
- рассмотреть процесс финансирования НИОКР в целом в Российской Федерации, и посредством внебюджетных фондов в частности
В первой главе было дано определение понятия НИОКР в Российском законодательстве; раскрыта роль НИОКР на современном этапе экономического развития страны; организация НИОКР в РФ.
Вторая глава раскрывает организацию финансирования НИОКР на современном этапе; проблемах качественного совершенствования современного механизма финансирования НИОКР, исходя из количественного ограничения объемов финансовых ресурсов, которые возможно направить на данные цели.
Введение
1. Сущность и организация НИОКР в России
1.1 Содержание понятия НИОКР
1.2 Организация НИОКР
2. Поддержка НИОКР посредством внебюджетных фондов
2.1 Внебюджетные фонды как звено финансовой системы
2.2 Концепция развития фондов поддержки научно-технической деятельности и инноваций
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
При реорганизации или
ликвидации федеральных министерств
и других федеральных органов
исполнительной власти средства их внебюджетных
фондов передаются во внебюджетные фонды
новых федеральных органов
В 1998 г. действовали 84 отраслевых
и межотраслевых внебюджетных фонда
научно-исследовательских и
Приведем примеры.
1. Внебюджетный фонд
финансирования НИОКР и
Внебюджетный фонд формируется за счет отчислений предприятий и средств, поступивших от реализации научно технической продукции. Минземстрой РФ 25% перечисленных средств направляет в Российский фонд технологического развития при Миннауке России. Объединения строительного комплекса принимают участие в формировании и использовании внебюджетного фонда Минземстроя РФ на основе соответствующих соглашений. Средства фонда используются целевым назначением на финансирование общеотраслевых и отраслевых целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на развитие научно-технического прогресса в отрасли, включая следующие основные направления:
- формирование научно-
- разработка прогнозов научно-
- научно-техническое
- совершенствование методов
производства строительных
- материально-техническое
обеспечение проведения
- научное обеспечение решения проблем безопасности, подготовки научных кадров;
- участие в международных
научно-технических программах
2. Фонд поддержки малого
предпринимательства. Это
- развитие конкуренции
путем привлечения и
- участие в разработке,
проведении экспертизы и
- участие в формировании инфраструктуры рынка;
- поддержка инновационной
деятельности
- содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций.
Федеральный фонд поддержки
малого предпринимательства создается
Правительством РФ и осуществляет финансовое
обеспечение федеральной
Доходы от деятельности федерального, государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства остаются в их распоряжении и не подлежат налогообложению. Порядок выделения средств из государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и предоставления за счет этих средств гарантий субъектам малого предпринимательства устанавливается фондами при наличии технико-экономических обоснований программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства. Государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.
Отраслевые внебюджетные фонды являются важным институтом в социально-экономическом развитии общества. Они стимулируют устойчивое развитие отраслей экономики и науки.
2.2. Концепция развития
фондов поддержки научно-
Задачи изменения сложившейся структуры российской экономики в пользу высокотехнологических секторов и экономики знаний, а также обеспечение динамичного развития этих сегментов требуют не только создания действенной инновационной системы, но и существенного повышения эффективности в области как фундаментальных, так и прикладных исследований. Активное использование системы различных конкурсов позволит обеспечить доступ к финансированию наиболее квалифицированным и творческим исследователям, изобретателям и исследовательским коллективам, малым инновационным фирмам. Можно утверждать, что конкурсность и состязательность при получении финансирования при обеспечении контроля за уровнем, результативностью и качеством работ является единственным способом изменения сложившейся ситуации в лучшую сторону. В качестве специальных институтов для реализации механизма конкурсного финансирования, позволяющего, в том числе, обеспечивать контроль за уровнем, результативностью и качеством работ является наиболее успешной, и зарекомендовали себя такие институты как разнообразные фонды.
Как показывает и зарубежный
и российский опыт, наиболее эффективным
является механизм конкурсного финансирования
научных и инновационных
- возможность обеспечить
квалифицированную и
- возможность для
- возможность реально
реализовать принципы
В России механизм поддержки исследователей и инновационных фирм через фонды существует достаточно давно: Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития созданы с апреля 1992, Российский гуманитарный научный фонд – в сентябре 1994 г., Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - в феврале 1994 г. Вместе с тем, данные фонды не привлекли частный капитал и в результате масштабы их деятельности в России существенно ниже, чем в других странах. Так, доля грантового финансирования в поддержке науки в России составляет сейчас около 8%, а в США – 25-30%. В странах Европейского союза эта доля составляет около 10%, но планируется ее значительное увеличение – до примерно 20%.
То, что, практически все действующие в России фонды, направленные на поддержку науки и инноваций - государственные, не позволяет использовать потенциал частного капитала для расширения масштабов их деятельности. Крайне малые средства, выделяемые на методы поддержки инновационной деятельности через фонды, в том числе на поддержку малых инновационных фирм, привели к тому, что влияние фондов на процессы создания негосударственных фирм, занимающихся исследованиями и разработками, новых инновационных организаций, весьма ограничено, а, кроме того, в России все еще слабо развиты инструменты и фонды венчурного инновационного финансирования.
Очевидно, что для повышения эффективности государственной инновационной политики необходима «достройка» российской инновационной системы за счет развития и модификации существующих и создания новых фондов в научной и инновационной сфере. Безусловно, финансирование через фонды не является универсальным инструментом и не в состоянии решить все задачи государства и общества в сфере развития науки и инноваций. Развитие фондов должно идти не в ущерб существующим формам и другим инструментам реализации государственной научно-технической и инновационной политики, а дополнять их за счет приоритетного распределения на эти цели дополнительных средств, выделяемых государством на поддержку науки и инновационной деятельности. Вместе с тем, расширяющаяся система фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности должна стать и одним из основных механизмов финансовой селекции при реструктуризации государственного сектора науки.
Основные направления развития фондов поддержки научно-технической деятельности и инноваций определены в соответствии со следующими принципами:
- преемственность и
последовательность, создание условий
эффективного использования
- сбалансированность, обеспечение
развития поддержки по всем
фазам инновационного цикла и
рациональность распределения
- проблемная ориентированность,
выделение в рамках каждого
из направлений наиболее
- опора на частно-
- координация и согласованность, учет усилий и инициатив различных министерств и ведомств по развитию фондов поддержки науки и инновационной деятельности, обеспечение механизмов координации.
С учетом существенной специфики выделяются следующие основные объекты поддержки:
1) фундаментальные исследования;
2) прикладные исследования;
3) поддержка инноваций.
Основными целями деятельности
фондов в области финансирования
фундаментальных научных
- достижение мирового уровня в фундаментальных научных исследованиях в приоритетных для страны областях знаний;
- обеспечение высокого
уровня преемственности между
фундаментальными и
Основными задачами в сфере фундаментальной науки применительно к деятельности фондов являются:
- Активизация процессов
поддержки наиболее
- Комплексная поддержка
научных коллективов,
- Системное выделение
и обеспечение возможности