Организация как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Основными тенденциями в мировой экономике в настоящее время являются слияние капитала и укрупнение бизнеса. Поскольку Россия перестала быть экономически обособленной, эти процессы не могут ее не затронуть. Тенденции развития не оставляют сомнения в том, что в самом ближайшем будущем экономические условия заставят предприятия объединяться, чтобы не только преуспеть, но и выжить в жесткой конкурентной борьбе.
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие организации как хозяйствующего субъекта и классификацию хозяйственных организаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....
Глава 1. Организация, её виды и структура………………….
1.1. Признаки организации. Внутренние, переменные и внешняя среда……..
1.2. Законы организации и виды организаций………………………………….
Глава 2. классификация организаций........................................
2.1. Параметры организации как объекта управления…………………………
2.2. Критерии классификации организации…………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы......

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 60.85 Кб (Скачать файл)

1) отрасли первичного  цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия  сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыбного хозяйства, угольной промышленности  и т.д.;

2) отрасли вторичного  цикла, в состав которых входят  организации и предприятия обрабатывающей  промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения  и т.д.;

3) отрасли третичного  цикла, предприятия и организации  которого оказывают услуги, необходимые  для нормальной жизнедеятельности  отраслей первых двух секторов. Это: банки, страховые компаний, образовательные  учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.; в  состав этого сектора в последнее  время включают также все организации  и институты, которые занимаются  такой прогрессивной и быстро  развивающейся сферой человеческой  деятельности, как информационная  технология. Высказывается обоснованное  мнение, что эта группа организаций  должна выделиться в четвертый  сектор, который хоть и сформировался  сравнительно недавно, но его  значение и потенциал растут  с такой скоростью, с которой  во всем мире увеличивается  роль управления большими и  сложными системами.

Другой подход к делению экономики на сектора предполагает выделение двух составляющих:

- корпоративного сектора, в который входят сверхкрупные  и крупные предприятия и организации  страны;

- индивидуально-предпринимательского, включающего в свой состав  индивидуальных предпринимателей  и предпринимательские структуры  среднего и малого размера. Правовая основа и форма собственности организации являются важными показателями, характеризующими установленные законом условия ее существования.

Противоречивость и изменчивость российского законодательства нередко являются причиной серьезных изменений в положении организации. Так, ЗАО «КИА-Балтика» - совместное российско-корейское предприятие по производству автомобилей - создавалось на условиях, что Калининградская область получает статус особой экономической зоны (ОЭЗ) и в соответствии с законом РФ, вступившим в силу в январе 1996 г., товаропроизводители будут уплачивать НДС лишь со стоимости продукции, добавленной на территории ОЭЗ. Однако позднее вышел еще один Федеральный закон о налоге на добавленную стоимость, по которому предусматривается полная уплата НДС для всех предприятий ОЭЗ, в том числе и для КИА-Балтика. В результате налоги «съели» то ценовое преимущество российских автомобилей по сравнению с импортируемыми, на котором базировалась стратегия управления и развития автомобильной отрасли.

Историческая справка позволяет восстановить эволюцию и этапы развития организации, уточнить стадию ее жизненного цикла, заглянуть в прошлые успехи и провалы, выявить динамику и, главное, оценить предпринятые ранее шаги для достижения того состояния, в котором организация находится сейчас. История поможет восстановить необходимые традиции, заострить внимание на общих ценностях, избежать повторения ошибок.

Значение исторического подхода к рассмотрению изменений в управлении организациями иллюстрируют конкретные события, которые имели место в российской экономике в конце 1980-х - 90-е годы, когда стали активно осуществляться меры по изменению роли и положения предприятий как основного звена народнохозяйственного комплекса.

Законом «О государственном предприятии», введенным в действие в 1987 г., предприятию отводилась главная роль в развитии экономического потенциала страны и достижении высшей цели общественного производства при, социализме - наиболее полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей. В соответствии с Законом работа предприятий должна была осуществляться в условиях полной хозяйственной самостоятельности и самофинансирования. В связи с этим было внесено много принципиальных изменений в отношения предприятия с вышестоящими органами управления (министерствами, государственными комитетами, ведомствами). Это была первая реальная попытка ввести экономическую заинтересованность в отношения государственного предприятия с органами командно-административной централизованной системы. В 1987 г. на условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования работали всего 2,5 тыс. объединений и предприятий промышленности, выпускавшие свыше 20% общего объема товарной продукции. На них было занято 16% численности промышленно-производственного персонала отрасли. И только в 1989 г. наметился перевод на эти условия остальных промышленных предприятий, сельского хозяйства, геологии, мелиорации и водного хозяйства, энергетики.

В июне 1990 г. в связи с объявленным началом перехода к рынку был принят Закон «О предприятиях в СССР», в котором были выделены основные виды предприятий - равноправные субъекты хозяйствования в рыночной экономике. Были определены три формы собственности (советских граждан, коллегиальная и государственная), в которых могут существовать предприятия разных видов. С этого времени в организационной структуре экономики страны появились и начали довольно быстро расти новые формы предприятий - кооперативы, арендные, акционерные, совместные, а также объединения предприятий на добровольных началах - концерны, хозяйственные ассоциации, союзы и др.

Все эти события оказали огромное влияние на организацию и структуру управления предприятиями, применяемые ими метод и стиль руководства.

Имидж в деловых кругах и у потребителей. Этой характеристике организации в рыночной экономике уделяется большое внимание. И несмотря на это, в общественном мнении сложился далеко не идеальный образ компаний и ее отношений с обществом. Об этом весьма красноречиво свидетельствует следующее заявление: «..сегодня в обществе доминирует, и не всегда безосновательно, в основном негативное восприятие корпораций. И корпорации, и их руководители в настоящее время являются лидерами в рейтинге общественных злодеев. В телевизионной утренней программе мультфильмов для детей можно увидеть, как жадные компании пытаются сбросить ядовитые отходы своего производства в живописное озеро. Днем в ток-шоу показывают бизнесменов, которые безжалостно эксплуатируют своих работников. Затем наступает время «мыльных опер» и кинофильмов, и здесь одним из персонажей почти обязательно является капиталист, который строит опасные ядерные электростанции поблизости от населенных пунктов. Какую бы гадость вы ни придумали, которую могут совершить представители бизнеса, почти всегда есть, шанс, что на эту тему уже сняты фильм или телепередача». Западные фирмы создают и удерживают имидж своих компаний самыми разными способами, не исключая использования потенциала фирм, известных высоким качеством продукции, но попавших в финансовые тиски. Имиджу компаний до перехода на рыночные рельсы хозяйствования в нашей стране придавалось не слишком большое значение. Иное дело теперь, когда отечественные организации выходят на мировые рынки, где их не только не ждут, но всячески препятствуют продвижению. Многие руководители предприятий поняли ситуацию на рынках и стали проявлять большую заботу по поводу создания или поддержания на высоком уровне имиджа, определяемого маркой фирмы, которая ассоциируется с высоким качеством, вызывает доверие, позитивное отношение со стороны покупателей продукции и тем самым позволяет продвигать продукцию на рынки.

2.2 Критерии классификации  организаций

Многочисленные параметры, которые используются для описания организаций как объектов управления, предопределяют их большое разнообразие и вызывают необходимость группировки однородных предприятий. Для этого в теории и практике менеджмента используются различные критерии, то есть признаки, на основании которых производится классификация. Существуют разные подходы к выделению критериев, на основании которых можно группировать организации. Чаще всего в теоретических работах для этого предлагается использовать критерии: формализации, форм собственности, отношения к прибыли, организационно-правовой формы, размеров, отнесения к секторам экономики.

1. По отнесению организаций к формальным и неформальным.

На основании критерия формализации выделяются:

- формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы - являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.

- неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

2. По формам собственности.

По критерию формы собственности организации могут быть:

- частными,

- государственными,

- муниципальными,

- иными.

3. По отношению к прибыли

По отношению к прибыли организации подразделяются на:

- коммерческие, преследующие извлечение прибыли в качестве, основной цели своей деятельности;

- некоммерческие, которые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит, достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

4. По организационно-правовым  формам.

По организационно-правовым формам организации объединяются в группы в соответствии с гражданским законодательством страны, устанавливающим формы, в которых могут функционировать коммерческие и некоммерческие организации. Гражданским кодексом России предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии с ним организационно-правовая форма «предприятие» сохранена для государственных и муниципальных предприятий, причем предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (статья 132 Гражданского кодекса РФ). С учетом сложившихся в нашей стране традиций понятия «организация» и «предприятие» широко применяются (в т.ч. и в данной работе) как взаимозаменяемые (табл. 2).

5. По размерам организаций.

По размером или масштабам своей деятельности организации относятся к крупным, средним или малым. Такое деление чаще всего осуществляют на основании таких легко доступных для анализа параметров, как численность занятых, объем продаж (оборот), размер уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и организаций и т.п. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для решения вопроса о реальных масштабах организации и ее отнесения к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев.

 

Таблица 2 - Организационно-правовые формы хозяйственных организаций Российской Федерации

Класс

Организационно-правовые формы

Определение, характерные черты и свойства

Коммерческие организации

Хозяйственное товарищество в форме полного товарищества и товарищества на вере

Объединение лиц, не требующее наличия устава как учредительного документа и минимального размера складочного капитала; единые и единственные собственники своего имущества

Хозяйственное общество в форме акционерного, с ограниченной или с дополнительной ответственностью

Объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определенного минимума, в котором участники несут риск утраты в сумме своих вкладов; единые и единственные собственники своего имущества

Производственный кооператив

Добровольное объединение граждан, для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанное на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Законом предусмотрена возможность участия в его деятельности юридических лиц

Унитарное предприятие государственное, муниципальное

Организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое неделимо и не распределятся по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления

Некоммерческие организации

Потребительский кооператив

Добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Доходы от предпринимательской деятельности распределяются между его членами

Общественные и религиозные организации

Добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество

Фонды

Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели

Учреждения

Организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично

Объединения юридических лиц: ассоциации и союзы

Некоммерческие организации, объединяющие коммерческие организации в форме ассоциаций или союзов в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов; общественные или некоммерческие организации, в т.ч. учреждения. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица

Информация о работе Организация как объект управления