Организация лидерства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:46, реферат

Краткое описание

В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

Вложенные файлы: 1 файл

Организация лидерства на предприятии.docx

— 76.75 Кб (Скачать файл)

«Организация лидерства на предприятии».

Лидер — это личность, за которой все остальные члены  группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие  их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. 
Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер). 
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру). Лидерство — это процесс социальной организации и управления  
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.                                                          Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно используются на практике. 
Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи) распределение функций и ролей, и прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер. 
Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью. В системах с низкой групповой интеграцией, высокой степенью автономии различных уровней организации и свободы отдельных элементов, функции лидера развиты слабо. По мере усиления потребности системы и самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей, потребность в лидере и спецификация его функций повышаются. 
Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности. 
Концепции лидерства могут быть разделены в зависимости от их теоретических оснований на три группы : 
1. Исходящие из того, что лидерство - универсальный феномен человеческой деятельности, что и закономерности его функционирования едины во всех сферах общества. 
2. Отождествляющие лидерство с руководством и управлением, при этом формальное обладание властью рассматривается как необходимое и достаточное условие лидерства; деятельность лидера предстает как необходимое и достаточное условие лидерства, как административная специфика явления сводится преимущественно к правовым регуляторам поведения должностного лица. Лидерство как социальный институт отождествляется с органами государственной власти. 
3. Рассматривающие лидерство как специфическое явление общественной жизни, не сводимое к психологическим, экономическим или правовым принципам. Лидерство осуществляется через функционирование конкретного механизма - одного из необходимых политических институтов. Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели. 
Существуют различные классификации феномена лидерства. 
В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на : 
-традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае; 
-рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем; 
-харизматических - лидеров, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. Примером харизматических лидеров были Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро. 
В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции. 
“Харизмой” следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхчеловеческими, или специфическими особыми силами, недоступными другим людям. Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам. Как бы “объективно” правильно не было оценено соответствующее качество с этической точки зрения, абстрактно совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, “приверженцами” М.Г.Херманн также отмечает, что руководители и руководимые действуют в определенном контексте, свидетельствующем о “давлении”, оказываемом на лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди таких требований можно назвать следующие: 
- наличие и характер формализованных правил для принятия решений; 
- степень подотчетности руководителя руководимым; 
- сила и тип оппозиции; 
- характер любых разделяемых убеждений; 
- ресурсы, доступные для руководителя; 
- организационный пласт, лежащий между руководителем и руководимыми. 
Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых может иметь место лидерство, его контекст. 
Контекст лидерства - это те параметры, в которых осуществляется руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределах лидер может использовать определенные процедуры, осуществляя руководство, кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет его. 
Неотъемлемой составной частью лидерства является и сам лидер, который наделен властью принимать решения в отношении других людей, группы, организации или правительства, который несет ответственность за последствия любых своих решений. 
В социально - психологической литературе можно встретить такую типологию лидеров. Существует два психологических типа лидеров : “игроки” и “открытые”. 
Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют “пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. В итоге они оказываются “калифами на час”. 
“Открытые” лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь “урвать” от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных. Лидерство (руководство) осуществляется в отношении людей, включает фактор влияния и используется для достижения целей. Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не являются пассивными. Более того, именно влияние используется для достижения целей. Таким образом, лидерство можно определить как способность влиять на людей, чтобы достигать организационных целей. Это определение предполагает, что лидеры вовлекают других людей в процесс достижения целей. В английском языке слово leadership означает «руководство, водительство, лидерство» и в значительной степени совпадает с понятием management — «управление, заведование, руководство, менеджмент». Такая неоднозначность создает трудности в восприятии смысла, и в данной главе мы будем вести речь скорее о лидерстве как способе влияния руководителя на подчиненного преимущественно через его душу, в отличие от менеджмента как способа влияния на поведение подчиненного преимущественно через его разум. При этом мы понимаем неразделимость рационального и эмоционального факторов в поведении такой единой системы, как человек, или личность. В английских источниках используется только слово leadership, которое мы трактуем с учетом оттенков контекста и как «лидерство», и как «руководство». Лидерство – явление, происходящее в среде людей – есть форма человеческой деятельности, т. е. деятельности в условиях прямого контакта между людьми; оно отличается от канцелярского администрирования, основанного на написании бумаг, или деятельности по решению проблем. Лидерство динамично и включает в себя использование власти. В последние годы много написано о лидерской роли менеджеров. Менеджмент и лидерство одинаково важны для организаций. Эффективные менеджеры должны быть также и хорошими лидерами, потому что, как это показано в таблице, с понятиями лидерства и менеджмента ассоциируются различные характеристики, которые обеспечивают различные аспекты сильных сторон организации. В таблице можно увидеть, что менеджеры и лидеры имеют два различных ряда характеристик и навыков, которые зачастую присутствуют у одного и того же человека. Индивид может обладать большим количеством характеристик из одного набора по сравнению со своим коллегой, но в идеальном варианте менеджер достигает баланса между менеджментом и лидерством.Основные качества лидера и менеджера 

Одно из главных отличий  между менеджером и лидером связано  с источником власти и уровнем  лояльности порожденных ими последователей. Назовем наиболее часто упоминаемые навыки успешных менеджеров-лидеров, обеспечивающие эффективное решение задач, стоящих перед ними:

• вербальная коммуникация (владение устным и письменным словом, умение проводить презентации, интервью, умение слушать);

• умение управлять временем и стрессом;

• способность принимать решения;

• выявление, определение и разрешение проблем;

• стимулирование и влияние на других лиц;

• делегирование полномочий;

• постановка целей и формулировка видения будущего организации;

• самоанализ, адекватная самооценка;

• создание и поддержание существования команды;

• управление конфликтными ситуациями.

Подразумевается, что компетентный лидер-менеджер также умеет организовывать и обеспечивать выполнение собственно функций управления, таких как планирование, организация деятельности, контроль, в том числе на основе обратной связи. Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции. Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер. Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Стратегия развития организации и эффективность лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации. Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.                                                                                                                                              Теоретические аспекты управления лидерством в организации решаются на базе осуществления следующих задач:                                                                                                                    1. Применения теории «личностных качеств», согласно которой лидерами становятся лица с определенными доминирующими чертами характера. Некоторые ученые сделали попытку определить перечень качеств, присущих лидеру. По их мнению, такими качествами являются: нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие сильных переживаний. В данный список также можно включить интеллект, экстравертность, восприимчивость, умение понимать других.                             2. Применения «ситуативной теории» лидерства, которая рассматривается как производное определенной ситуации. Каждая конкретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности. При этом качества, пригодные для решения проблем в одной ситуации, в другой могут оказаться не актуальными, а в третьей — препятствующими достижению целей.                                                                                                                                              3. Применения теории решающей роли последователей лидера. В рамках данных теорий было высказано предположение о значительной роли взаимосвязи ожиданий последователей и определенных действий со стороны лидера.                                                                                               4. Рассмотрения психологических теорий, среди которых можно выделить три основных направления: психоаналитическое, мотивационное и прикладное. С точки зрения психоаналитических концепций корни лидерства — в сфере бессознательного личности, в особенностях детского и юношеского развития. Так, рассматривая стремление к лидерству, психолог Г. Лассуэл в работе «Психопатология и политика» утверждал, что подобное стремление — это компенсация комплекса неполноценности и следствие определенных психологических травм.

Мотивационное направление  исследований лидерства концентрирует  внимание на изучении влияния различных мотивов, их комбинаций на стиль и характер принимаемых руководством решений. Согласно этой теории, лидеры с ярко выраженным стремлением к власти будут активнее вести себя, прибегая в своей деятельности к обману и давлению. Таких лидеров отличает неспособность к установлению тесных личных контактов с окружением, так как все окружающие существуют только для проведения в жизнь воли лидера, воплощения и реализации его замыслов.                                                                                                                                       На сегодняшний день нет ни одной теории или подхода, который объединял бы все исследования и отражал бы общее видение феномена лидерства и фигуры лидера. Проблематика лидерства рассматривается в теории личностных качеств, в концепциях организационного и психологического поведения, в ситуационной теории лидерства. Каждая из них подвергается критике, но результаты так или иначе используются на практике. Теперь определим роль лидера в управлении организацией. На сегодняшний день идея лидерства на рынке очень актуальна, руководитель либо сам является лидером, либо создает конгломерат лидирующих людей вокруг себя. Лидер — кто он?                                                                                          В целом в различных источниках лидер определяется как человек, который мыслит глобальными категориями, предвидит потенциальные возможности, создает общее видение будущего, способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия, ценит в людях различия, развивает командный подход к работе, чувство партнерства, приветствует перемены, демонстрирует знание технологий, поощряет конструктивный вызов, обеспечивает удовлетворение клиентов, достигает успехов в соревновании с конкурентами, демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции, проявляет готовность к совместному руководству, действует в соответствии с провозглашенными ценностями, однако может менять эти ценности, если того требует ситуация.                                                                                                                                                          В любой организации все процессы начинают протекать активнее, когда у руля появляется лидер. У. Эдвардс Деминг писал, что лидерство — это пусковой механизм работы системы качества, и без него она — скорее фикция, чем реальность. «Лидерство требуется для всех компонентов системы», — отмечал Деминг в предисловии к книге Г. Р. Нива «Пространство доктора Деминга». И, прежде всего, важна лидирующая роль высшего руководства, без которой конструктивные преобразования практически невозможны. Одним из основных положений теории инновационного менеджмента является утверждение о том, что лидерство является ключевым элементом инновационного процесса и развития культуры в организации. Лидерство — это ключ, который открывает путь к успеху в бизнесе. Джуран акцентирует внимание на том, что лидерство высшего менеджмента — это один из восьми уроков, которые усваивают успешные компании.                                                                                                         1.Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей, вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Менеджеры имеют тенденцию  занимать пассивную позицию по отношению  к целям. Чаще всего они по необходимости  ориентируются на кем-то установленные  цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения  отношения людей к делу. Менеджеры  склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать  привлечение и использование  необходимых ресурсов для того, чтобы  поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину. Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

2. Подход с позиции личных качеств

Первые разработки подхода  с позиции личных качеств появились  в начале XX века, тогда были выделены определенные качества наиболее эффективных  руководителей. Согласно этой теории, лучшие из руководителей должны обладать такими качествами, как высокий уровень  интеллекта, привлекающая внимание внешность, здравый смысл, инициативность, честность, образование в области психологии и экономики, уверенность в себе.                                                                                                                                     Поведенческий подход                                                                                                                                      Основной вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог составить классификацию стилей руководства. Стиль руководства - это типичная для руководителя система приемов воздействия на подчиненных, дабы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. По традиционной системе классификации стили руководителя подразделяются на автократичный и либеральный. Автократичный стиль характеризуется высокой централизацией власти в руках одного человека (руководителя). Он самостоятельно принимает все решения и навязывает свое мнение окружающим. Исходит из таких мнений, как, то что люди не любят трудиться и при любой возможности избегают работы, они не честолюбивы и желают быть ведущими, а не ведомыми, они больше всего мечтают о защищенности, чтобы они начали работать необходимо прибегать к жесткому контролю. Либеральный стиль характеризуется свободой принятия решений подчиненными. Участие в этом процессе руководителя минимально. Как правило, такой управляющий безынициативен и не желает брать на себя полную ответственность. Поведенческий подход, несомненно, продвинул изучение понятия лидерства. Он сосредоточил внимание на поведении руководителя, который желает повлиять на людей таким образом, чтобы все их действия были направлены на достижение организацией намеченной цели. Однако в этом подходе имеется ряд недостатков. Основным является тот факт, что, по мнению приверженцев поведенческого подхода, имеется какой-то один четко определенный оптимальный стиль руководства. Это крайне сомнительное утверждение, ведь вероятнее всего эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и в случае изменения ситуации меняется и стиль управления. Эта теория так же является несколько неполной, так как нет четко определенного стиля поведения для каждой конкретной ситуации.                                                                                Ситуационный подход                                                                                                                                         Подход с позиций личных качеств и поведенческий подход не выявили связи между личными качествами руководителя и его эффективностью. Конечно же, неоспоримо, что личные качества играют огромную роль, однако очень многое зависит и от дополнительных факторов. Эти самые факторы включают в себя характер задания, воздействие среды коллектива, потребности и личные качества подчиненных, а также информацию, которая имеется у руководителя. В связи с этим современные теории лидерства и базируются на ситуационном подходе. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.                                                                                                                   Новые теории лидерства:                                                                                                                                          1.Теория эмоционального интеллекта Д. Гоулмана. Эмоциональный интеллект - способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать и надеяться. 2.Теория "внутреннего стимулирования" лидерства К. Кэшмана. Теория внутреннего стимулирования непосредственно связана с таким понятием как executive coaching. Это понятие подразумевает консультирование клиента преимущественно в целях самопознания и совершенствования таких навыков, как принятие решений и др. Коучинг - это метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным в процессе работы, форма индивидуального наставничества, консультирования. 3.Теория "двигателя лидерства" Н. Тичи. Если взглянуть на историю бизнеса, можно заметить, что часто встречаются два типа лидеров. Первый - те, кто смог создать по-настоящему успешную компанию, которая в последствии теряла свои позиции и ,,разваливалась''. Второй - те, кто не только достиг успеха, но и удерживает его в течение длительного времени. Последних aмериканский исследователь Н. Тичи назвал победителями. Идея его концепции заключается в том, что длительный успех организации зависит от того на сколько большое внимание лидеры "высшего эшелона" уделяют формированию лидеров на всех уровнях. То есть, лидер не только обладает набором всех определенных качеств, которые ведут компанию к успеху, но и способен подготовить себе достойных преемников.

3. Подход с позиции  личных качеств (теория черт);                                                                                 Подход с позиции власти и  влияния;                                                                                                 Поведенческий подход;                                                                                                                                  Ситуационный подход. 
4.Преимущества лидерства разные в зависимости от стиля руководства например:                                 Авторитарный  стиль –  “ожидаю вклада и инициативы со стороны подчиненных”. Менеджеры, которые пользуются этим стилем, склонны давать четкие инструкции, добиваться определенной инициативы от подчиненных и постоянно контролировать их действия. 
Преимущества стиля: эффективность и своевременность; понятно, кто является ответственным; можно осуществлять полномочия власти без запугивания; развивает людей, у которых недостаточно опыта; дает больше гарантий принятия правильного решения.                Демократический стиль   –“ Давайте всё решать вместе!” 
Менеджеры с таким стилем поощряют работников к участию в решении производственных вопросов, а также к развитию их способностей. 
Преимущества: способствует привлечению к решению производственных вопросов; есть возможность для профессионального роста работников; поддерживает определенное время чувство удовлетворения у людей.                                                                                                    Формальный – “Коллега – партнер или тот, кто делегирует”. 
Преимущества: стимулирует профессиональный рост и приобретение опыта; поддерживает длительное время производительность труда; положительно воспринимается опытными работниками; максимально стимулирует творческие усилия.

5. Лидерство и менеджмент — два разных подхода к управлению организацией. Осознание своих сильных и слабых сторон позволяет создать управленческую команду по принципу комплиментарности. Если в вашей команде выполняются не все функции, то недостающие придётся выполнять вам. Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы. Демократический стиль требует много времени. Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства

6. 1.Всегда обладайте четким  пониманием, когда вы заняты действительно  своими делами, а когда — чужими. Стремитесь к тому, чтобы основное время своей жизни тратить на свои дела. 2. Не цепляйтесь за будущее, но в то же самое время — не бойтесь его. Этот принцип предполагает конструктивное отношение к будущему (поставленным целям) 3. Откликайтесь на каждое событие, будьте неравнодушными. Такое внимательное отношение к собственной жизни позволяет вовремя находить и использовать (а иногда даже создавать) «счастливые случаи» — благоприятные стечения обстоятельств, когда серьезные результаты могут быть достигнуты с минимальными затратами времени и ресурсов. 4. Создайте по возможности супер резерв в каждой сфере деятельности.

Информация о работе Организация лидерства на предприятии