Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 08:02, курсовая работа
Цель данной работы – дать основные сведения об охране труда на предприятиях и в организациях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- познакомиться с законодательными, экономическими методами управления охраной труда;
- выявить связь конкурентоспособности предприятия и безопасностью труда;
- рассмотреть цели и задачи службы охраны труда.
Введение
1. Управление охраной труда на предприятии
1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда
1.2. Социально-экономическое значение и источники финансирования охраны труда
2. Организация безопасности труда на Тыретском солеруднике
2.1.Характеристики и специфика объекта.
2.2. Охрана труда как важнейший элемент конкурентноспособности
3.Основные направления охраны труда на Тыретском солеруднике
3.1. Создание службы охраны труда и организация ее деятельности
Заключение
Литература
При выходе
за пределы фактической
Таким образом, начиная с фазы субкомпенсации возникает специфическое состояние утомления. Различают физиологическое и психическое утомление. Первое из них выражает прежде всего воздействие на нервную систему продуктов разложения, освобождающихся в результате двигательно-мускульной деятельности, а второе — состояние перегруженности самой центральной нервной системы. Обычно явления психического и физиологического утомления взаимно переплетаются, причем психическое утомление, т.е. ощущение усталости, как правило, предшествует утомлению физиологическому. Психическое утомление проявляется в следующих особенностях:
1) в области
ощущений утомление
2) снижается
способность концентрировать
3) в состоянии
утомления человек меньше
4) мышление усталого человека становится замедленным, неточным, оно в какой-то мере теряет свой критический характер, гибкость, широту, человек с трудом соображает, не может принять правильное решение;
5) в области
эмоциональной под влиянием
6) утомление
создает помехи для
Как показывают исследования, явления утомления в утренней смене интенсивнее всего наблюдаются на четвертом, пятом часу работы, а в вечерней и ночной сменах уже в самом начале смены возникает подобный кульминационный момент утомления, который в последующие часы уменьшается, в середине смены возникает вновь, а затем, после относительного уменьшения, вновь усиливается в последние часы работы. Для безопасности труда наблюдение за периодичностью таких колебаний имеет очень важное значение, так как именно в эти отрезки времени кульминации утомления происходит большинство несчастных случаев. Утомление проявляется также в физиологических ощущениях: боли в мышцах, головные боли, ощущение шума или пульсации в висках, чувство нехватки воздуха, тяжесть, боль в сердце, слабость, обморочное состояние.
После прекращения работы наступает фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма, однако не всегда восстановительные процессы проходят нормально и быстро, после сильно выраженного утомления вследствие воздействия экстремальных факторов организм не успевает отдохнуть, восстановить силы за 6-8 часов ночного сна, порой требуются дни, недели для восстановления ресурсов организма. В случае неполного восстановительного периода сохраняются остаточные явления утомления, которые могут накапливаться, приводить к хроническому переутомлению различной степени выраженности. В состоянии переутомления длительность фазы оптимальной работоспособности резко сокращается или может отсутствовать полностью, и вся работа проходит в фазе декомпенсации.
Для создания безопасной трудовой деятельности стала заниматься специальная наука – эргономика.
Термин «эргономика» (греч. эргон — работа + номо — закон) был принят в Англии в 1949 г. Эргономика — это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек — машина — среда» (Ч-М-С), с целью оптимизаций трудовой деятельности человека, создания для него комфортных и безопасных условий, повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности. Эргономика связана непосредственно с инженерной психологией - наукой, изучающей закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике создания и эксплуатации систем «человек — машина» (СЧМ). Инженерная психология является научно-теоретической основой эргономики, одной из ее областей.
Условия труда характеризуются системой факторов, определяющих работоспособность человека, затраты, результаты труда.
Эти факторы можно систематизировать по признакам:
содержание, сфера действия, степень воздействия на организм работающих. По признаку «содержание» выделяют факторы:
— производственно-экологические (температура воздуха, его влажность, запыленность, загазованность, уровни шума, вибрации, освещенности; нормальные условия труда: температура воздуха +17° — +22°; влажность не более 75%, скорость до 0,3 м/сек.; уровень шума 70-90 децибел, освещенность 100-300 люкс для поточных работ и 1500— 5700 люкс для высокоточных работ);
— организационно-технические факторы (содержание трудовых движений и технологических операций, форма, масса, расстояние и скорость перемещения изделий, рабочая поза — стоя, сидя; темп труда, эргономические и эстетические условия труда);
— социально-экономические факторы (формы взаимоотношений в коллективе, уровень зарплаты, продолжительность отпуска и т. п.).
Влияние условий труда на организм работающих оценивают по физиологическим показателям: частота пульса, максимальное и минимальное давление, минутный объем крови, ЭЭГ и т. д.).
По степени суммарного воздействия на организм работающих, т. е. по тяжести труда, различают 6 групп условий труда:
1) комфортные,
т. е. создают оптимальные
2) соответствующие
нормативам условий труда, т.
е. находятся в пределах
3) неблагоприятные,
т. е. вызывают повышенные
4) вредные,
т. е. приводят к
5) экстремальные, т. е. вызывают патологическое функциональное состояние организма;
6) недопустимые ~ нарушение здоровья, угроза жизни. Инженерно-психологическое проектирование направлено на взаимное согласование психологических характеристик человека и технических характеристик машины в системе «Ч-М-С» для обеспечения максимальной эффективности, безопасности и комфортности труда.
Немаловажное значение играет эстетический оформления рабочего места. Оно должно соответствовать характеру производственного процесса и конкретным условиям труда. Для этого рекомендуется:
• оргоснастку, как и оборудование, окрашивать по группам в соответствии с типом технологического оборудования или выполняемых операции;
• оборудование и оргоснастку, занимающие значительные площади, окрашивать в оттенки цветов, создающих единый фон с производственным помещением:
• при ограниченных размерах производственных помещений, большом нагромождении оборудования использовать многоцветовую окраску, которая создает иллюзию большого помещения;
• крупногабаритные
предметы окрашивать в светлые тона,
а небольшие — в более
• несущие части (основание, опоры, каркас) окрашивать в более темные цвета, чем остальные поверхности;
• большие по площади поверхности окрашивать в основные цвета, которые оказывают положительное воздействие на психику и снимают зрительное напряжение работающих, а малые по площади поверхности — во вспомогательные цвета;
• применять ограниченное количество цветов, так как многоцветность приводит к рассеиванию внимания, а одноцветность утомляет работника;
• при физическом труде, интенсивность которого регулируется самими работающими, в рабочей зоне применять теплые цвета (оранжевый, желтый);
• при умственной или физической работе, требующей большой сосредоточенности, применять, в основном, малонасыщенные оттенки холодного цвета (голубой, зеленый);
• при выборе фона оптимальной контрастности применять лакокрасочные материалы, дающие полуглянцевые и матовые поверхности;
• в качестве фона для обрабатываемых деталей использовать оптимальные цвета;
• в рабочей зоне с высоким уровнем шума или большим световым излучением применять голубой или серебристый цвета;
• при выборе
цветового фона учитывать психологическое
воздействие различных цветов на человека.
2. Организация
безопасности труда на
2.1. Характеристики и функции объекта.
Месторождение каменной соли вблизи поселка Тыреть Заларинского района Иркутской области было открыто в 50-х годах прошлого века случайно: геологи искали нефть, а нашли соль. Соль древнего океана залегает под толщей сибирской земли гигантскими пластами, сформированными в Палеозойскую эру более 500 млн. лет назад, всего при исследованиях обнаружено 10 соляных пластов разной толщины. Соль Тыретского месторождения оказалась очень чистая, а её запасы значительны, поскольку принадлежат к крупнейшему в России Ангаро-Ленскому соленосному бассейну. Предприятие расположено в 1,5 км к северу-востоку от железнодорожной станции Тыреть Транссибирской магистрали в Заларинском районе Иркутской области и в 300 км к северо-западу от знаменитого озера Байкал. 4 июля 1969 года началось строительство солерудника, прокладка главного и вспомогательного стволов шахты завершилась к 1985 году.
http://www.tiretsalt.ru/
http://www.tiretsalt.ru/
Добыча соли в шахте производится на глубине 580 м с помощью горнопроходческих комбайнов "Урал-10" и "Урал-20", формирующих своими режущими дисками и зубчатыми валами в соляном пласте систему камер шириной 11 м и длиной до 270 м в форме двусторонней гребенки. Температура в камерах постоянно поддерживается на уровне 16°С при температуре пласта 10°С. От места спуска до основных разработок рабочих перевозит специальный транспорт "Крот" на расстояние более 2,5 км, общая длина выработок - более 35 км. Крупнокусковая отбитая комбайнами соль перевозится самоходным транспортером до вертикальных шахт – солеспусков глубиной 10 м и далее транспортируется через нижний конвейерный горизонт в накопительный бункер на глубине 640 м, откуда посредством двух скипов - квадратных лотков с открывающимся дном объёмом по 15 м3 поднимается по отдельному шахтному стволу на поверхность и транспортируется на солефабрику.
http://www.tiretsalt.ru/