Организация охраны труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать основные сведения об охране труда на предприятиях и в организациях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- познакомиться с законодательными, экономическими методами управления охраной труда;
- выявить связь конкурентоспособности предприятия и безопасностью труда;
- рассмотреть цели и задачи службы охраны труда.

Содержание

Введение
1. Управление охраной труда на предприятии
1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда
1.2. Социально-экономическое значение и источники финансирования охраны труда
2. Организация безопасности труда на Тыретском солеруднике
2.1.Характеристики и специфика объекта.
2.2. Охрана труда как важнейший элемент конкурентноспособности
3.Основные направления охраны труда на Тыретском солеруднике
3.1. Создание службы охраны труда и организация ее деятельности
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

руслан вес.docx

— 72.44 Кб (Скачать файл)

Под кабинет  охраны труда отводится специальное помещение (одна или несколько комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.

Уголок охраны труда оформляется в зависимости  от площади, выделяемой для его размещения. Например, он может быть представлен в виде стенда, витрины или экрана, компьютерной программы. Тематическая структура кабинета охраны труда и уголка охраны труда предполагает включение общего и специальных разделов.

Общий раздел содержит законы и иные нормативные  правовые акты по охране труда, принятые на федеральном уровне и уровне соответствующего субъекта Российской Федерации, локальные нормативные акты организации, информацию об управлении охраной труда в организации, а также общие сведения по обеспечению безопасных условий труда, в том числе об опасных и вредных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях человека при возникновении чрезвычайных ситуаций, аварий.

Оснащение кабинета охраны труда и уголка охраны труда  диктуется выбранным составом общего и специальных разделов и формируется исходя из используемых и планируемых к использованию носителей информации, которыми могут быть печатная продукция, кино- и видеопродукция, компьютерная продукция, программы радиовещания, натурные образцы, тренажеры, манекены и макеты.

Процесс организации  работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда предусматривает:

соответствие  требованиям (в комплексе целей, содержания и форм работы), которые каждая организация определяет с учетом своих особенностей и первоочередных задач, в части охраны труда; осуществление доступности посещения кабинета охраны труда или уголка охраны труда работниками организании и получение ими достоверной информации по вопросам охраны  труда; планирование работы (в соответствии с перспективным и текущим планами работы): осуществление контроля за его посещением работниками организации.

Служба охраны труда или лицо, ответственное за работу кабинета охраны труда (уголка охраны труда) в организации:

1) составляет  план работы кабинета охраны труда (уголка охраны труда), включающий разработку конкретных мероприятий на определенный срок, с указанием лиц, ответственных за их проведение;

2) организует  оборудование, оснащение и оформление кабинета охраны труда (уголка охраны труда);

3) организует  проведение плановых мероприятий.

В целях координации  и повышения эффективности работы кабинетов охраны труда и уголков охраны труда федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, службам охраны труда организаций рекомендуется разрабатывать предложения по установлению дополнительных требований к кабинетам охраны труда (уголкам охраны труда) и организационным формам их работы, оснащению и методическому обеспечению кабинетов охраны труда и уголков охраны труда подведомственных организаций, их структурных подразделений.

Свою  деятельность служба охраны труда осуществляет во взаимодействии с другими подразделениями  организации, комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии такового в организании), уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками  представительных органов, службой  охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда органами государственного надзора; контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

Контроль  за деятельностью службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии). орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Ответственность за результаты деятельности службы несет руководитель службы и ее сотрудники. Объем такой ответственности определяется Положением о службе, должностными инструкциями сотрудников, а также иными локальными нормативными актами организации.  

Заключение

Законодательство  России об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из упомянутого Закона об основах охраны труда, других федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  Российской Федерации, а также законов  и иных нормативных правовых актов  субъектов федерации.

В соответствии с Законом об основах охраны труда  и в целях введения единых государственных  нормативных требований в сфере  охраны труда Правительство РФ приняло  постановление от 23 мая 2000 г. "О  нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда". В данном документе  констатируется, что в России сложилась  система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные  требования охраны труда. В указанную  систему входят: межотраслевые и  отраслевые правила и типовые  инструкции по охране труда; строительные и санитарные нормы и правила; инструкции и правила безопасности; правила безопасной эксплуатации; своды  правил по проектированию и строительству; гигиенические нормативы и государственные  стандарты безопасности труда. Включенные в перечисленные документы требования должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, организациями  всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических  процессов, организации производства и труда.

Тем же постановлением Правительства РФ утвержден перечень видов правовых актов, содержащих государственные  нормативные требования охраны труда  в нашей стране. К таким актам  относятся: межотраслевые правила  по охране труда; межотраслевые типовые  инструкции по охране труда; отраслевые правила по охране труда; типовые  инструкции по охране труда; государственные  стандарты системы стандартов безопасности труда; строительные нормы и правила; своды правил по проектированию и строительству; государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы; гигиенические нормативы; санитарные правила и нормы; санитарные нормы.

В постановлении  определен порядок разработки и  утверждения федеральными органами исполнительной власти указанных государственных  нормативных требований.

Нормативные правовые акты, содержащие государственные  нормативные требования охраны труда, до утверждения подлежат направлению  в соответствующие профсоюзные  органы для рассмотрения и согласования.

Предусмотренные в указанном постановлении Правительства  РФ от 23 мая 2000 г. государственные нормативные  требования охраны труда разрабатываются  и пересматриваются на основе комплексных  исследований состояния и причин производственного травматизма, аварийных  ситуаций и профессиональных заболеваний, изучения передового отечественного и  мирового опыта охраны труда, анализа  результатов сертификации работ, направленных на охрану труда. При создании упомянутых нормативных требований необходимо руководствоваться методическими  рекомендациями, утверждаемыми Минтрудом  РФ.

Государственные нормативные требования охраны труда  утверждаются на 5 лет и могут  быть продлены не более чем на два  указанных срока.

При изменении  законодательства РФ об охране труда, межотраслевых правил и типовых  инструкций по охране труда, при внедрении  новой техники и технологий, а  также по результатам анализа  фактов производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации - во всех этих случаях государственные  нормативные требования охраны труда  подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.

Минтруд РФ обязан обеспечить формирование банка  данных утвержденных государственных  нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также функционирование единой информационной системы, которая была бы доступна федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов федерации, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам.

На основе государственных нормативных требований охраны труда и соответствующих  нормативных правовых актов субъектов  федерации организации разрабатывают  и утверждают на уровне локальных  нормативных актов все необходимые  положения в сфере охраны труда: стандарты безопасности, инструкции по охране труда для отдельных  видов работ.

Условия конкретного  трудового договора должны соответствовать  требованиям законодательных и  иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре указываются  достоверные характеристики условий  труда, перечисляются компенсации  и льготы, положенные работающим в  тяжелых условиях, на вредных или  опасных производствах.

Ответственность за состояние условий и охраны труда в организации возлагается  на работодателя.

Закон об основах  охраны труда (ст. 14) устанавливает обязанность  работодателя обеспечить безопасные условия  и охрану труда.

Определенные  обязанности по обеспечению охраны труда в организациях возлагаются  и на работника, который должен:

  • соблюдать требования охраны труда;
  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • обучиться безопасным методам и приемам выполнения работ, прослушать инструктаж по охране труда и пройти стажировку на рабочем месте, знать требования охраны труда и пройти проверку этих знаний;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
  • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

При уклонении  работника от прохождения медицинских  осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать его  к выполнению трудовых обязанностей.

Закон об основах  охраны труда регулирует также вопросы  соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, обучения и  профессиональной подготовки по охране труда.

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством.

 

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята  на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
  2. Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 279 "Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве" (с изменениями от 28 января, 24 мая 2000 г.).
  3. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".
  4. Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г. N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда" (с изменениями от 21 марта 1998 г.).
  5. Решение Верховного Суда РФ от 22 февраля 2000 г. N ГКПИ 00-82.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
  7. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями от 20 мая 2002 г.).
  8. Безопасность труда, санитария и гигиена: Справ. пособие. – М.: Изд-во стандартов, 1999 – 174 с.
  9. Коршунов Ю.Н. Комментарий законодательства РФ об охране труда. – М.: Норма, 2001.
  10. Девисилов В.А.Охрана труда.- М.:Форум: ИНФРА,2004. – 400 с.
  11. Жданкин  Н. А.Охрана труда// Трудовое право – 2005 - №2 – С.13
  12. Назаров А. К. Теоретические основы безопасности  жизнедеятельности. – М.: ДЭФА, 2000. – 120 с.

13. Создание  службы охраны труда // Кадры  предприятия – 2005 - №3 – С.26

14. Управление  персоналом/ Под ред. С.И.Самыгина.- Ростов н/ Д.:Феникc,2001 – 480с.

 


Информация о работе Организация охраны труда на предприятии