Организация проектного финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня Россия переживает острейший социально-экономический кризис. Одно из его проявлений - резкий спад инвестиций в реальный сектор экономики.
Результатом такого спада является быстрое старение производственного аппарата отечественной экономики с перспективой его полного разрушения в недалеком будущем. Это, в свою очередь, грозит резким увеличением техногенных катастроф, утратой Россией своих позиций в мировом хозяйстве, потерей экономической и политической независимости, ростом социальной напряженности и т.д.

Содержание

Введение. 3 стр.
Проектное финансирование. 5 стр.
Оценка проектного финансирования и эффективность инвестиционного проекта. 19 стр.
Практическая часть. 22 стр.
Заключение. 27 стр.
Литература. 28 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

proektnoe_finansirovanie.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИНВЕСТИЦИОННОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ.

ТЕМА РАБОТЫ; ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 ГОД

Содержание.

 

 

Введение.                                                                                                                   3 стр.

Проектное финансирование.                                                                                 5 стр.

Оценка проектного финансирования и эффективность инвестиционного проекта.                                                                                                                      19 стр.

Практическая часть.  22 стр.

Заключение.  27 стр.

Литература.  28 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Сегодня Россия переживает острейший социально-экономический кризис. Одно из его проявлений - резкий спад инвестиций в реальный сектор экономики. 
Результатом такого спада является быстрое старение производственного аппарата отечественной экономики с перспективой его полного разрушения в недалеком будущем. Это, в свою очередь, грозит резким увеличением техногенных катастроф, утратой Россией своих позиций в мировом хозяйстве, потерей экономической и политической независимости, ростом социальной напряженности и т.д.  
Причины, лежащие в основе инвестиционного кризиса, многочисленны: почти полное прекращение бюджетного финансирования государственных программ капитального строительства; острый дефицит частных долгосрочных кредитных ресурсов; тяжелый налоговый пресс, делающий нерентабельными многие инвестиционные проекты в реальном секторе экономики, а также практически полное отсутствие налоговых льгот по долгосрочным реальным инвестициям; непрогнозируемость государственной политики - таможенной, валютной, ценовой, налоговой, кредитно-финансовой - что резко повышает риски любых долгосрочных инвестиций (как реальных, так и финансовых). Уже не приходится говорить о том, что государство фактически в 90-е годы забыло о реальном секторе экономики, создающем национальное богатство (национальный доход), сосредоточив все внимание (под влиянием возобладавших идей монетаристов) на финансово-денежной сфере (которая, как известно, вторична, производна по отношению к производству товаров и услуг), а также на вопросах перераспределения собственности (приватизация).  
Под реальным сектором экономики понимаются те отрасли, в которых создается национальный доход: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие виды экономической инфраструктуры, бытовые, коммунальные и некоторые другие услуги, часть торговли.  
Сегодня главным условием выхода из инвестиционного кризиса в  России является разработка и последующая реализация государственной  
политики поддержки и стимулирования инвестиции в реальном секторе экономики по таким направлениям как: формирование необходимой законодательно-нормативной базы для инвестиционной деятельности; создание системы государственных гарантий по инвестиционным кредитам; частичное бюджетное финансирование (как на возвратной, так и невозвратной основе) инвестиционных проектов, включенных в целевые государственные программы; предоставление инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности, налоговых, таможенных, валютных и иных льгот; создание необходимой  рыночной инфраструктуры для облегчения инвестиционной деятельности (например, создание системы государственного и частного страхования рисков инвесторов и других участников инвестиционной деятельности); формирование необходимого "инвестиционного климата" для привлечения иностранного капитала в долгосрочные проекты реального сектора и т.д. Активность инвестиционного процесса в реальном секторе экономики зависит не только от государственной политики в области макроэкономики, но в определенной степени определяется и микроэкономическими факторами -наличием у конкретных участников инвестиционной деятельности (инвесторов, заказчиков инвестиционных проектов, подрядчиков и других исполнителей) знания, опыта и конкретных технологий (инструментов) реализации и 
финансирования реальных инвестиций, обычно принимающих форму инвестиционных проектов.  

Проектное финансирование.

 

Для организаций в настоящее время стоит не только проблема оценки эффективности инвестиционных проектов, но ещё стала актуальной проблема финансирования этих проектов в условиях острого дефицита финансовых ресурсов. Как показала практика, собственных средств даже преуспевающих организаций недостаточно для решения неотложных инвестиционных задач, поэтому им приходится привлекать дополнительные внешние источники финансирования. Российский финансовый рынок не в состоянии обеспечить реальный сектор экономики достаточными инвестиционными ресурсами. Поскольку основной объем активов многих коммерческих банков (вплоть до финансового кризиса августа-сентября 1998 г.) был сосредоточен на рынке государственных долговых обязательств, то промышленные предприятия могли претендовать только на краткосрочные банковские и коммерческие кредиты (на срок не более одного года). Это делало невозможным осуществление средне- и долгосрочных инвестиционных программ, обеспечивающих обновление и расширение производственного потенциала многих предприятий. Дефицит инвестиционных ресурсов для долгосрочных вложений в реальный сектор экономики со стороны банковской системы РФ объясняется не только нежеланием банков вкладывать средства в развитие производства (из-за высоких рисков и низкого уровня доходности вложений), но и отсутствием на рынке капитала стимулов для долгосрочных кредитов и финансовых инструментов для финансирования производственных инвестиций. Кроме того, на рентабельность проектов негативно влияет высокая «цена» кредита. Вместе с тем в индустриально развитых странах одним из наиболее перспективных методов финансового обеспечения реальных инвестиций является проектное финансирование. Данное направление инвестиционной деятельности имеет существенное значение для таких отраслей, как горнодобывающая промышленность, электроэнергетика, развитие производственной инфраструктуры и т. д. В тех случаях, когда в реализации крупномасштабного проекта участвуют финансово-кредитные организации, а инвестиционные затраты возмещают за счет будущих доходов вновь создаваемого предприятия (объекта), применяемый метод мобилизации денежных ресурсов носит название «проектного финансирования». Он позволяет российским организациям уже сегодня получить заемное финансирование для реализации долгосрочных проектов по более низким процентным ставкам, чем существующие на мировых и отечественных рынках ссудного капитала. Кроме того, данный метод позволяет значительно снизить инвестиционные риски за счет распределения их среди многих участников, применения системы гарантий, большого числа источников и эффективных схем финансирования проекта.

Для организации финансирования крупных проектов их инициаторы совместно с предполагаемыми участниками и в тесном взаимодействии с банками разрабатывают детальное технико-экономическое обоснование (ТЭО), сметно-техническую документацию и бизнес - план намечаемого проекта. Только после этого данные документы могут быть представлены на рассмотрение потенциальным инвесторам и первоклассным кредиторам (банкам), заинтересованным в реализации проекта.

К важнейшим принципам проектного финансирования относятся:

1. Участие в проекте надежных партнеров, готовых сотрудничать в реализации проекта.

2. Квалификационная подготовка ТЭО и проектно-сметной документации, их предварительное согласование с банком, если предполагается его участие в проекте в качестве кредитора, гаранта, агента (организатора финансирования).

3. Достаточная капитализация проекта.

4.Детальная разработка всех аспектов строительства и эксплуатации проекта (транспорта, производства продукции, маркетинга, менеджмента и т. д.).

5.  Оценка проектных рисков и их распределение между участниками.

6.  Наличие соответствующего набора обеспечения и гарантий.

Многие инвестиционные проекты финансируют за счет собственных средств учредителей. Подобный подход соответствует международной практике финансового обеспечения новых проектов. Он заключается в том, что расходы и риски должны нести главным образом инициаторы (учредители) проекта. Они как акционеры имеют возможность получать высокие доходы, в то время как кредиторы могут рассчитывать только на своевременный возврат кредита и процентов по нему. Как и многие другие финансовые понятия, «проектное финансирование» трактуют неодинаково. Так, в США этот термин подразумевает, что получаемые от проекта доходы являются основным источником погашения долговых обязательств или формой финансирования без привлечения дополнительных источников либо с их ограниченным привлечением. В Западной Европе данный термин используют для характеристики различных способов финансирования инвестиционных проектов. Основным источником погашения финансовых заимствований служит денежный поток (Cash Flow), генерируемый проектом, а также активы, система гарантий и обязательств, предоставляемых как обеспечение кредита.

 

Главная особенность проектного финансирования (в отличие от корпоративного и государственного) заключается в рациональном распределении рисков между всеми участниками проекта, управлении рисками в процессе его реализации и согласовании решений и действий всех участвующих в данном проекте сторон. Учитывая эту особенность с точки зрения риск-менеджмента, можно констатировать, что проектное финансирование выражает такую форму финансового обеспечения реальных инвестиций, при которой заемщики и кредиторы планируют денежные потоки, рационально распределяют риски между собой, оценивают различные виды обеспечения привлекаемых средств, согласовывают свои интересы, гарантии и обязательства, сообща принимают решения и координируют свои действия.

Основными факторами, влияющими на выбор способа проектного финансирования инвесторами и операторами проекта, являются:

  1. ограничения на внешние заимствования;
  2. значительные сроки и объем инвестиций;
  3. необходимость тщательного учета внешних и внутренних рисков;
  4. налоговые льготы;
  5. оптимизация расчетов в рамках тщательного анализа всего проекта и схем его финансирования;
  6. необходимость привлечения третьих лиц в качестве гарантов и поручителей по проекту.

Следует учитывать, что характеристики проекта в каждом конкретном случае разные. Поэтому между группами участников (кредиторами и заемщиками) возникают расхождения в оценках проекта и способах организации проектного финансирования. Если противоречивость оценок преодолеть не удается, то для нахождения компромиссных решений обычно привлекают экспертов, консультантов и советников.

Как правило, в результате адекватного управления рисками проектное финансирование организуют на довольно выгодных для всех участников проекта условиях и приемлемых для них уровнях риска. Эти условия самым тесным образом зависят от отношения к рискам главных участников реализации проекта — спонсоров и кредиторов (банков).

Требования, предъявляемые банками для различных проектов, неодинаковы. Они проводят разную политику в отношении учета рисков. Например, банки устанавливают различные лимиты кредитования для разных стран, регионов и отраслей экономики и предприятий государства, где реализуются конкретные проекты. У спонсоров-промышленников (строителей, эксплуатационников) отличные от банков представления о финансовых условиях сделки и ее рисках. При подготовке сделки спонсоры принимают во внимание специфику проекта и проводят сравнения с аналогичными проектами, которые считаются типовыми и служат базой для разработки проектно-сметной документации. Банки при оценке условий кредитной сделки исходят из моделей ценообразования, применяемых на финансовом рынке. Таким образом, банки также исходят из желания получить приемлемое для себя соотношение «риск—доходность» либо наиболее приемлемое для условий Беларуси соотношение «риск—ликвидность—доходность». В этих целях привлекают опытных экспертов и осуществляют многовариантные расчеты на базе современных экономико-математических моделей.

Коммерческий банк редко принимает на себя риск финансировать в одиночку крупномасштабный проект. Законодательство практически любой развитой страны устанавливает определенные пределы суммарных кредитных рисков на одного заемщика для коммерческих банков.

В рамках действующей системы управления рисками банк стремится диверсифицировать риск своего инвестиционного портфеля в рамках имеющихся кредитных ресурсов.

Однако возможности каждого отдельного банка в кредитовании крупномасштабного проекта ограничены. Поэтому, исходя из объемов проектного финансирования, создают консорциумы (синдикаты) из ведущих национальных или иностранных банков. В рамках консорциума участие каждого банка лимитируют определенной суммой кредита. Таким образом, снижение уровня общего риска достигается распределением объемов финансирования среди нескольких банков. При этом речь идет только о тех рисках, которые, в отличие от других участников проекта, берут на себя кредитные организации в рамках системы распределения банковских рисков. Масштабность и риски многих долгосрочных инвестиционных проектов требуют осуществления финансирования в форме синдицированных (консорциальных) кредитов. Синдицированный кредит предоставляют два и более банка (синдикат банков) на условиях, регулируемых общим документом (пакетом документов). Процент по ссуде начисляют на сумму синдицированного займа по переменной (плавающей) ставке. Такая переменная ставка устанавливается периодически (наиболее часто используют периоды — один, два, три и шесть месяцев) по выбору заемщика. Общие сроки и условия кредитования применимы ко всем параметрам сделки (исключая комиссии за предоставление кредита). Различие комиссий за предоставление кредитных ресурсов связано с предпочтением одних банков другим. Приоритет получают банки, которым предоставлено право на организацию сделки, и соответственно они несут основные рыночные риски при кредитовании проекта. В банковский синдикат стараются привлечь как можно больше известных банков из наиболее развитых государств, чтобы у правительства страны, где реализуется проект, не возникло желания осуществить экспроприацию недвижимого имущества. Синдикат может также включать банки страны реализации проекта, особенно в тех случаях, когда существуют ограничения для иностранных банков брать в обеспечение активы проекта. Банки объединяются в синдикаты, чтобы распределить риски при крупных сделках (это логично как для кредитных, так и для эмиссионных синдикатов).

Синдицированные кредиты являются не только источником ресурсного обеспечения крупных инвестиционных проектов и распределения рисков между участниками, но также способствуют развитию межбанковских отношений (Banking Relationships). Особенно это важно для банков, начинающих внешнеэкономическую деятельность и стремящихся доказать свою финансовую устойчивость и надежность. В процессе подготовки получения синдицированного кредита банки принимающей страны устанавливают более тесные деловые отношения со своими иностранными партнерами-кредиторами. Синдицированный кредит дает возможность кредиторам и заемщикам изучить друг друга, не подвергаясь серьезным финансовым рискам. Расчеты необходимых для реализации конкретного проекта денежных ресурсов позволяют уже на начальном этапе разработки ТЭО оценить возможности его учредителей, потребности в заемном капитале, ожидаемую прибыль, потенциальные инвестиционные и коммерческие риски.

Информация о работе Организация проектного финансирования