Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:01, реферат
Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.
Введение …………………………………………………………………………..2
1.Сущность, виды и характеристика адаптации персонала организации……..3
1.1 Организационная адаптация………………………………………….……..12
1.2 Социально-психологическая адаптация…………………………………....13
1.3 Профессиональная адаптация……………………………………….……...14
2. Адаптация персонала на примере организации ООО «МТС»………….17
3.Организация и управление процессом адаптации персонала………….…21
Заключение ………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………....25
Профессиональная адаптация
Сложность профессиональной адаптации
зависит от широты и разнообразия
деятельности, интереса к ней, содержания
труда, влияния профессиональной среды,
индивидуально-психологических
В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. К этим условиям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно – гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.).
В процессе
социально-психологической
В процессе
организационно – административной
адаптации работник знакомится с
особенностями организационного механизма
управления, местом своего подразделения
и должности в общей системе
целей и в организационной
структуре. При данной адаптации
у сотрудника должно сформироваться
понимание собственной роли в
общем производственном процессе. Следует
выделить еще одну важную и специфическую
сторону организационной
Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.
В процессе
санитарно – гигиенической
Несмотря на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации [19, с.359]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что адаптация персонала это важный элемент процесса управления предприятием, который позволяет эффективно управлять человеческими ресурсами и достигать поставленных целей. Поэтому рассмотрим особенности организации процесса адаптации молодых сотрудников.
1.1 Организационная адаптация
Процесс введения в организацию направлен на усвоение работником норм и правил, в том числе и "неписанных", по которым живет организация. Целью этого процесса является принятие новым сотрудником ценностей, установок, принципов организации без ущерба для личностных ценностей.
Первым этапом введения в организацию является собеседование с менеджером по персоналу. Собеседование преследует две цели: оценку личностных качеств и уровня компетенции, необходимых для успешной работы в компании, а также сообщение новому сотруднику основных сведений об организации и о перспективах, которые он сможет иметь, работая здесь. Менеджер по персоналу рассказывает об истории компании, ее организационной структуре и месте в ней данного отделения, знакомит со служебной иерархией, отвечает на вопросы. [6, c136]
После собеседования с линейным менеджером и принятия им решения о приеме сотрудника на работу проводится повторное собеседование с менеджером по персоналу. Работника знакомят с правилами внутреннего распорядка и проводят ознакомительную экскурсию по офису. Во время экскурсии нового сотрудника представляют руководству (директору и управляющему) и знакомят с сотрудниками, с которыми ему предстоит активно взаимодействовать (юристом, координатором по клиентам, администраторами, секретарями, завхозом). При этом подробнейшим образом разъясняются должностные полномочия этих сотрудников. Обращают внимание работника на требования к внешнему виду (например, обязательное ношение бейджа, который вручается в первый рабочий день). Каждому новому сотруднику выдается буклет, в котором содержится информация об истории отделения и его организационной структуре, правилах внутреннего распорядка и список административной группы с указанием внутренних телефонов.
1.2. Социально-психологическая адаптация
Вхождение в коллектив, принятие установленных
норм взаимоотношений – одно из
непременных условий высоких
результатов работы. Меры по социально-психологической
адаптации направлены, прежде всего,
на скорейшее преодоление
Ежемесячно компания принимает
в каждое отделение около 10 новых
сотрудников. Специфика риэлтерского
бизнеса предполагает довольно высокую
текучесть кадров. К тому же компания
развивается и постоянно
Наставником назначается опытный
сотрудник, имеющий хорошие финансовые
показатели работы и проявляющий
организаторские и
1.3. Профессиональная адаптация
Цель профессиональной адаптации – овладение новым сотрудником системой профессиональных знаний и навыков и эффективное их применение на практике. Достижение этой цели определяется полным соответствием профессиональной подготовки требованиям работы.
Первым шагом является разъяснение новому сотруднику основного содержания его профессиональной деятельности на первых собеседованиях с менеджером по персоналу и линейным менеджером. Обязательным условием приема в компанию сотрудников без опыта работы в недвижимости является обучение в Кадровой школе. Эта мера необходима, так как успешная риэлтерская деятельность требует большого объема юридических и психологических знаний и определенных профессиональных навыков. В настоящее время риэлтеров не готовит ни одно учебное заведение. Поэтому подготовка собственных квалифицированных кадров – задача нашей компании. Как уже говорилось, Кадровая школа "Бест-недвижимости" – важнейшая часть системы обучения в корпорации. Преподавание в ней ведется по трем основным направлениям: юридические аспекты риэлтерской деятельности, технология работы и психологические аспекты. Большое значение придается вводным лекциям, цель которых – не столько профессиональная, сколько организационная адаптация. Занятия проходят в оборудованной всем необходимым учебной аудитории в одном из отделений. Формы преподавания различны и учитывают особенности восприятия информации взрослыми. Читаются лекции, проводятся семинары, где обсуждаются наиболее часто встречающиеся на практике ситуации, проблемы и пути выхода из них. Особое значение имеют тренинги навыков общения, эффективности переговоров, техники продаж и различные деловые игры.[6,c 154]
В качестве преподавателей выступают специально приглашенные лекторы и наши менеджеры, которые проявили способности к педагогической и методической деятельности. Это позволяет избежать оторванности теоретических знаний от практики, а также обеспечивает актуальность излагаемых тем. Процесс обучения разбит на три этапа – так называемые ступени обучения. Длительность обучения на каждой ступени – 5 дней по 8 часов ежедневно. Между этапами обучения – периоды стажировки, где полученные знания и навыки применяются на практике.
Предусмотрена система оценки знаний.
По окончании каждой ступени проводятся
аттестационные мероприятия, итоги
которых оказывают влияние на
сумму вознаграждения сотрудников.
Большое внимание уделяется обратной
связи. Традицией стали встречи
менеджеров всех отделений по вопросам
качества преподавания в Кадровой школе.
На этих встречах каждый имеет возможность
высказать свое мнение о содержании
и формах обучения, о том, какими
качествами должны обладать стажеры, прошедшие
обучение в Кадровой школе. Мнения менеджеров,
а также анализ результатов работы
выпускников школы помогают скорректировать
процесс обучения, выявить новые
потребности и разработать
Обучение не ограничивается посещением занятий в Кадровой школе. Овладение профессиональной ролью в полном объеме возможно только в процессе работы. Для этого активно используется наставничество.
Постоянное совершенствование профессионализма сотрудников – это то, к чему стремится компания. Помогает в этом система проведения бизнес-тренингов, построенная с учетом потребностей каждого отделения и компании в целом. Собственного бизнес-тренера компания не имеет, тренинги заказываются разным консалтинговым фирмам. Особой популярностью пользуются выездные двухдневные тренинги, целями которых, помимо обучения, являются сплочение коллектива, организационная и психологическая адаптация новичков.
2. Адаптация персонала на примере организации ООО «МТС».
В
компании выделен отдельный
– группа найма;
– группа оценки и развития;
Группа
найма занимается
В
круг обязанностей группы
В
компании разработаны
Положение
«Об адаптации» устанавливает
порядок процесса адаптации
В
компании процесс адаптации
В
положении «О наставничестве»
закреплена цель
С
целью создания необходимых