Организация торговых помещений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос с планировкой торгового зала возникает в первую очередь при открытии магазина, однако и для многих уже работающих магазинов эта проблема крайне актуальна.
Часто магазин испытывает трудности, связанные с недостаточными объемами продаж некоторых видов изделий. Розничные торговцы иногда и не подозревают, что одной из причин являются ошибки планировки торгового зала, в результате которых часть торговых площадей не работают с должной эффективностью.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МТО.docx

— 42.30 Кб (Скачать файл)

Последующий расчет осуществляется в едином узле при выходе из магазина (в многоэтажных магазинах самообслуживания создаются поэтажные узлы расчета). Этот способ применяется в большинстве непродовольственных магазинов самообслуживания с централизованной формой расчетов. При этом способе покупатель, выходя из магазина, предъявляет контролеру-кассиру отобранные товары. Контролер-кассир проводит через кассовую машину стоимость отдельных товаров (считывая с ярлыков), определяет их общую стоимость, получает от покупателя деньги и выдает ему вместе с товаром погашенный чек. Чек покупатель сохраняет до выхода из магазина на случай проверки со стороны администрации правильности работы контролера-кассира (двойной контроль покупателей в магазинах самообслуживания не допускается). Чек на товары, подлежащие обмену, должен храниться весь срок, в течение которого может производиться обмен.

Расчеты с покупателями через  контрольно-кассовые машины обеспечивают точный учет денежной выручки, позволяют  контролировать ведение расчетно-кассовых операций, сокращают время расчетов с покупателями, повышают производительность труда контролера-кассира, создают условия для контроля за отпуском товаров, снижают до минимума возможность ошибок при расчетах.

Электромеханические контрольно-кассовые машины и электронные контрольно-регистрирующие машины выполняют следующие функции:

• учитывают в секционных счетчиках полученные от покупателей  суммы;

• на чековой ленте печатают построчно проведенные по кассовой машине суммы с указанием шифра  и номера счетчика;

• указывают в индикаторах  каждую проведенную сумму, номер счетчика, по которому она проведена, и шифр;

• учитывают все проведенные суммы (стоимость отдельных товаров) одного покупателя в счетчике частных итогов;

• выдают кассовый чек с  указанием всех проведенных сумм и их итога, условного знака (шифра) и номера счетчика (против каждой суммы), порядкового номера чека, даты и  клише торгового предприятия (название торговой организации, номер магазина и др.);

• подсчитывают и печатают на чеке сумму сдачи, причитающейся покупателю (после выведения промежуточного итога и введения в машину суммы, внесенной покупателем);

• указывают сумму сдачи  в индикаторах;

• выдают кассовый чек с указанием всех проведенных сумм, их итога, суммы,внесенной покупателем, и суммы сдачи, номеров счетчиков и шифров, порядкового номера чека, даты и клише торгового предприятия;

• печатают и выдают кассовые чеки на одну сумму (при соответствующих режимах кассовых машин) для магазинов, не применяющих самообслуживания;

• печатают и выдают отчетные ведомости «Показаний секционных счетчиков» и «Гашения секционных счетчиков»;

• печатают на контрольной  ленте суммы, проведенные по кассовой машине (с указанием номера счетчика и шифра), итоговые, внесенные покупателем, сдачи, а также суммы, накопленные  в секционных счетчиках (с указанием  номера счетчика), при снятии показаний  счетчиков или гашении, и итог этих сумм. Все это позволяет очень быстро в любой момент рабочего дня определить выручку, делает расчеты с покупателями более четкими, наглядными, затрудняет подделку чеков, обеспечивает контроль любой расчетно-кассовой операции, а также дает возможность проверить правильность работы счетчиков путем сложения сумм, напечатанных на контрольной ленте.

Современные кассовые машины, кроме указанных, выполняют ряд  других операций.

Кассовые машины имеют ряд контрольных механизмов и блокирующих устройств, предотвращающих возможность ошибок или злоупотреблений и позволяющих контролировать работу кассира.

Электронные контрольно-регистрирующие машины, применяемые в нашем магазине (ЭКРМ) состоят из следующих блоков: ввода, индикации, управления, оперативного запоминающего, печатающего, блока  питания и замков.

 

  

 

 

1.3 Состав основных  помещений магазина и принципы  их размещения

          В соответствии с технологической схемой магазин включает несколько групп помещений (зон), обеспечивающих его функционирование. Практически все здание магазина можно разделить на две основные части: торговые и неторговые помещения.

 К торговым помещениям  относятся[9.c.37]:

  • торговые залы;
  • помещения для приема и выдачи заказов покупателей;
  • помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям;
  • зал кафетерия.

Все эти помещения несут  функциональную основную нагрузку в  магазине. Площади, формы и пропорций  торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень  обслуживания покупателей, оказывает  влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические  показатели его работы.

 Неторговые помещения  включают:

  • помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продажи;
  • подсобные помещения;
  • служебно-бытовые помещения;
  • технические помещения.

Указанные помещения, в свою очередь, состоят из помещений и  зон для выполнения конкретных операций (приемочные, разгрузочные, кладовые, фасовочные, комплектовочные и др.) и размещения рабочих мест конторских работников, общетехнических устройств магазина и т.д.

 Все помещения магазина  должны быть расположены с  учетом обеспечения рациональной  взаимосвязи между ними. Принципами  размещения помещений магазина  являются:

- обеспечение непосредственной  взаимосвязи торговых помещений  с помещениями для хранения  и подготовки товаров к продаже.  Соблюдение данного принципа  способствует оперативному пополнению  товарных запасов в торговом  зале, используя кратчайшие пути  движения товаров;

- расположение торгового  зала и кладовых на одном  уровне;

- максимальное приближение  помещений для хранения товаров  к помещениям для приемки и  подготовки товаров к продажи;

- расположение помещений  для хранения тары, упаковочных  материалов и инвентаря непосредственно  у приемочной или разгрузочной  рампы;

- служебно-бытовые помещения  должны быть связаны с торговыми  помещениями, а также с помещениями  для хранения и подготовки  к продаже.

- гардеробные помещения,  санузлы, моечные должны быть  связаны со всеми группами  помещений.

 Размещение помещений  и их планировка должны быть  направлены на обеспечение максимальных  удобств для покупателей при  отборе и покупке ими товаров ,рациональное осуществление всех торгово–технологических операций на основе широкого внедрение современного торгово –технологического оборудования .

 

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЦЕНТРТОРГ» И ПРОЦЕССА РАЗМЕЩЕГИЯ И ВЫКЛАДКИ ТОВАРОВ

2.1. Общая характеристика  организации

 Полное фирменное наименование организации: Открытое акционерное общество «Центрторг».

Общество создано по решению  учредительного собрания от 20.11.92г. и  зарегистрировано администрацией Центрального района г. Воронежа 6.01.93г. 

Уставный  капитал общества составляет 24430433 рубля.

Место нахождения: 394000 Россия, Воронеж, проспект Революции ,58.

ОАО «Центрторг» является  крупнейшей местной сетью. Это исторически сложившаяся локальная сеть, и основное достижение на сегодняшний день является то, что сеть сохранена в полном объеме, все объекты находятся в собственности и будут развиваться. ОАО «Центрторг» не планирует выходить за пределы столицы области и все свое внимание сосредоточено на внедрении современных торговых процессов в существующих магазинах.

В  состав ОАО «Центрторг» входит 32 магазина, торгово-закупочные базы, акцизный склад алкогольной продукции и другие объекты.        

Магазины можно разделить  на три категории:

  • мини-маркеты (их площадь — около 200 кв. м, ассортиментная матрица колеблется в пределах 3 000—3 500 позиций);
  • супермаркеты «у дома» (площадью 400—500 кв. м, ассортимент — 5 500—6 000 наименований);
  • крупные супермаркеты (площадь — 1 000 кв. м, ассортимент — 10 000 товаров).

            Основными видами деятельности ОАО «Центрторг» являются розничная торговля, и сдача в аренду торговых и складских помещений и оборудования. 
          Целью создания Общества является получение прибыли. В будущей своей деятельности планирует произвести  капитальные ремонты и реконструкцию магазинов. Продолжается реализация проекта комплексной автоматизации процессов управления товарными и денежными потоками на платформе единой корпоративной базы данных «Супермаг - Плюс, «Oracle».

           Общество планирует продолжать организацию розничной торговли, расширять ассортимент реализуемых товаров, внедрять новые технологии торговли.

          Основными конкурентами ОАО «Центрторг» являются крупные торговые сети и  магазины: «Пятерочка», "Магнит", "Росинка", "Копейка", "Зеленый остров", "Линия", "Перекресток".

ОАО «Центрторг» позиционируется как магазины формата «у дома».

Миссия ОАО «Центрторг»: «Центрторг - это магазин для тех, кто стремится сэкономить время и деньги».

ОАО «Центрторг» позиционирует себя на рынке г. Воронежа как устойчиво-развивающееся с советского периода розничная торговая сеть. Она имеет сложившиеся традиции и достаточно широкий ассортимент товаров по доступным ценам. В последние 3-4 года в позиции компании руководство закладывает отдельные направления модернизации деятельности:

  • переход магазинов в формат самообслуживания;
  • развитие private label;

2.2 Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале магазина Центрторг

При размещении товарных групп  в торговом зале магазина «Центрторг» учитывают ряд факторов[1c.92]:

      - частоту приобретения отдельных видов товаров и частоту пополнения товарных запасов на торгово-технологическом оборудовании по товарным зонам (зонам размещения отдельных товарных групп);

      - комплексность покупок или количество наименований товаров, приобретаемых покупателями одновременно;

     - размер грузооборота по товарным зонам;

     - напряженность покупательского потока, которая зависит от затрат времени на выбор товаров и количества покупателей, одновременно отбирающих товары;

     - форму и планировку торгового зала, архитектурные особенности помещения, размещение расчетных узлов;

     - товарные особенности отдельных групп товаров и возможность их товарного соседства, требования гигиены;

     - степень готовности товаров к продаже.

Размещение ассортимента товаров должно обеспечивать рациональную организацию продажи, создавать благоприятные условия для закупки товаров и организации работы магазина; отвечать требованиям психологии торговли, создавать активный показ и предложение спроса на товары; способствовать рациональному направлению потока покупателей. Физическая нагрузка на работников магазина должна быть сведена до минимума.

При размещении ассортиментных комплексов рядом размещают товары, которые относятся к одной  товарной группе, дополняют друг друга, отвечают спросу определенного круга покупателей, а также товары, которые по соображениям организации торгового процесса с соблюдением правил товарного соседства могут быть расположены рядом. В комплексных покупках преобладают сочетания товаров четырех групп: хлебобулочные изделия, молочные продукты, бакалейные товары, гастрономия.

При размещении и выкладке товаров очень важно избежать монотонности рядов оборудования. Необходимо учитывать различные цвета упаковки товаров, их размеры, изменять расстояние между полками горок в одном ряду, использовать различные средства рекламы. Покупатель обращает особое внимание на цветовые пятна в товарных рядах, на те места, где изменена высота полок.

Монотонность в экспозиции товаров устраняют также использованием корзин, контейнеров с товарами, выставленных в «мертвых» зонах торгового зала (в углу, между горок), благодаря чему покупатели обращают больше внимания на помещенные в них товары.

Из всех способов выкладки чаще всего применяют горизонтальный и вертикальный.

В ОАО «Цетрторг» применяется  вертикальный способ выкладки, т.е. плоскость горки делят на три-четыре части и заполняют различными товарами. Одноименные товары, таким образом, располагают друг под другом. Вертикальная выкладка является более эффективной. При таком расположении товара покупатель затрачивает значительно меньше времени на осмотр, торговый зал приобретает более привлекательный вид.

При выкладке товаров обеспечивают максимальное использование площади  и объема, полную загруженность оборудования, с тем чтобы товары занимали все пространство между полками. Чем мельче товар, тем меньше должно быть расстояние между полками. В течение рабочего дня рабочие запасы систематически пополняют.

Информация о работе Организация торговых помещений